Проект. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.
проект (старшая группа)
Слова "СЕМЬЯ", "ЛЮБОВЬ" и "ВЕРНОСТЬ"
Огромный смысл в себе несут.
Там, где семья, - всегда есть нежность,
Там, где любовь, - всегда нас ждут.
А там, где верность, - доверяют
Без лишних и ненужных фраз.
Пусть эти чувства процветают
И счастьем окружают нас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный проект
по нравственному воспитанию
«Семья и семейные традиции»
старший дошкольный возраст
Подготовила: воспитатель
Чепелева С.В.
Вид проекта: познавательно – практический, долгосрочный (октябрь-май)
Участники проекта: воспитатель, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, законные представители.
Актуальность проекта:
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно- нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного
отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья и семейные традиции» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Формы работы с родителями воспитанников:
- беседы и консультации;
- папки-передвижки
- индивидуальные беседы
- дни открытых дверей;
- семейная гостиная;
- семейные мини – проекты.
- Участие родителей в пополнении РППС группы: обогащение центра нравственно-патриотического воспитания.
- Участие родителей в акциях в течение года, согласно плану реализации проектной деятельности.
Планируемые результаты:
- Повышение качества образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи
- Взаимосвязь с социумом: участие в акциях и мероприятиях, посвященных теме проекта.
Этапы реализации проекта
I этап: Организационный - подготовительный (октябрь).
Цель:
Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства.
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей и подготовительной группы, педагоги, родители.
Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
II этап: Практический (ноябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили мероприятия согласно плану, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Мы помощники».
III этап: обобщающий (май)
Цель: Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной
"Цветок семейного счастья".
Презентация результатов работы на педсовете ДОУ.
Продукт проекта: Создание семейных мини-проектов в формате фотоальбомов "Моя семья», «Традиции моей семьи"
Приложение
План работы по теме проекта
Мероприятия | Цели | Ответственные |
| ||
1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатель |
1.2. Составление плана над проектом. | Реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатель |
1.3. Беседа с родителями на тему "Семейные традиции" | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатель, |
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала (энциклопедии), дидактических пособий. | Создать условия для реализации проекта | Воспитатель, |
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Пополнение центра нравственно-патриотического воспитания . | Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. | Воспитатель, |
1.6. Консультация для родителей "Зачем ребенку необходимо знать родословную своей семьи?" | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатель. |
1.7. Ознакомление родителей и детей с планом работы на учебный год. Дать представление о формах работы с детьми и родителями, о создании продукта проекта. | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. | Воспитатель, |
II этап: Практический (ноябрь - апрель) |
Месяц Тема | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Консультативная информация для родителей |
Ноябрь «Моя семья» | Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». Чтение сказок «Крошечка–Хаврошечка», «Гуси- лебеди». Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Ю. Кугач «В субботу» Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей» Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери». | Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» | Папка-передвижка: «Как создать семейный герб» |
Декабрь «Члены моей семьи» | Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры» «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Игры-драматизации: «Три поросенка» | Формирование Фотоальбома своей семьи для группы. «Семья вместе – душа на месте». Мини - проект: «Герб моей семьи» | «Консультация «Влияние родительских установок развитие детей» на |
Январь «Наши имена и фамилии» | Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя» Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя» | Мини- проект: «Генеалогическое древо моей семьи». | Папка-передвижка: "Семейные традиции" |
Февраль «Мой папа Защитник Отечества» | Беседа с использованием ИКТ (презентация) " Быт и традиции русского народа Смоленщины" Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества «Мой папа солдат» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой. Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о Богатырях. Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики». П. игры: «Всадники», «Самолеты» Пальчиковая игра: «Капитан» | Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Развлечение с папами, посвящённое 23 февраля. | Папка-передвижка: «Растим мужчину» «О роли отца в семье» |
Март «Моя мама» | Просмотр обучающего видео " Семейные традиции народов мира" Беседа на тему: «Что любит моя мама» Рисование: «Моя любимая мама» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Настольный театр: «Волк и семеро козлят» Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки». Сюжетно-ролевые игры: «Дочки– матери», «Мама в парикмахерской» Творческая речевая деятельность: Описательный рассказ «Моя мама красавица» | Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта . Фотоконкурс «Самая желанная улыбка для мамы» | Папка-передвижка: "Роль родителей в возрождении русских традиций" |
Апрель «Родительский дом – начало начал» | Экскурсия в историко-краеведческий музей. Беседа по теме "Русская изба. Традиции и семейный уклад наших предков" Конструктивная игра: «Нарисуй и построй» Дидактические игры: «Стройка», «Разные дома». Беседа на тему: «Мой дом - моя крепость» Творческая речевая деятельность: «Мой день дома» Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка». Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». | Фотовыставка: «Мой день в детском саду» | Папка-передвижка: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» «Как дети создают конфликты между родителями» |
Май «Мы помощники» | Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Анализ детей своего вклада в хранение и носителя семейных традиций. Просмотр мультипликационного фильма: «Федорино горе», «Марья – искусница» Игра имитация: «Мамины помощники» Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник» Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» | Подготовка семейных мини-проектов | Папка-передвижка: «Домашние обязанности». |
III этап: обобщающий (май) | |||
Презентация проекта: Семейная гостиная «Цветок семейного счастья». Презентация продукта проекта: семейных мини-проектов в формате фотоальбомов "Моя семья. Традиции моей семьи" |
Практическая значимость проекта:
Работа способствовала:
- Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
- Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
- Оснащению РППС в группе.
- Созданию центра по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семья и семейные традиции"
Для чего нужны семейные традиции? Чтобы было интересно, весело жить, чтобы семья была крепкой и дружной. Надо создавать свои семейные традиции и бережно хранить их! Данный проект рассказывает о семейн...
Проект " Семья и семейные традиции " средняя группа ( 17.03.2020)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19762170","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...
Проект «Семья и семейные традиции» (средняя группа)
Проект «Семья и семейные традиции» (средняя группа)...
Проект "Семья и семейные традиции"
Проект...
Проект «Семья и семейные традиции» в старшей группе комбинированной направленности
В последнее время современные родители все больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущество перед сверстниками, основной упор направлен на по...
Проект "Семья и семейные традиции"
Проект "Семья и семейные традиции" для детей подготовительной к шеоле группы. Цель проекта: формирование у детей представлений о семье и ее истории, повышение престижа семьи. Прект кра...
Проект "Семья и семейные традиции"
Проект в подготовительной группе...