Проект "Семья и семейные традиции"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 «СКАЗКА»
Проект
«Семья и традиции моей семьи.»
Разработчики:
Воспитатели:
Л.А. Брагару
Дронова Л.О.
Мегион 2023г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | Семья и традиции моей семьи. |
Руководители проекта | Воспитатели Брагару Лидия Афанасьевна, Дронова Лариса Олеговна |
Исполнитель проекта | МАДОУ №1 «Сказка», группа комбинированной направленности для детей от 3 до 4 лет |
Юридический адрес проекта | РФ, ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Сутормина 6/1 |
Адресация проекта | Проект предназначен воспитателям групп для детей в возрасте от 3 до 4 лет |
Цель и задачи проекта | Цель: Расширять представления детей о своей семье, о бабушек и дедушек, семейных традициях. Задачи: 1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. 3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. 4. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями. |
Благополучатели проекта | Воспитанники группы в возрасте от 3 до 4 лет, родители воспитанников, воспитатели |
Тип проекта | Познавательно - творческий. |
Сроки и этапы реализации проекта | Один месяц (краткосрочный). Этапы проекта: -организационно-подготовительный (1 неделя); -практический, основной (2 и 3 неделя); -итоговый (4 неделя месяца). |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
|
II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции– это народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопросы: «Что для вас означают семейные традиции», «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Анкетирование (беседы) среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Семья. Семейные традиции», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Проблема:
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Расширять представления детей о своей семье, о бабушек и дедушек, семейных традициях.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
Новизна
Заключается в использовании нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Ожидаемые результаты проекта
- Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.
- Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» по данной проблеме.
- Развитие креативных способностей детей и воспитателя в совместной деятельности.
- Самореализация воспитателя, как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детском коллективе.
- Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
Этапы реализации проекта
Один месяц (краткосрочный).
-организационно-подготовительный (первая неделя);
-практический, основной (2 и 3 неделя);
-итоговый (4 неделя).
I этап – подготовительный
Анкетирование (беседы) детей, родителей по проблеме.
Определение цели и задач.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и
приемов по расширению знаний дошкольников о семье.
Разработка консультации «Семейные традиции».
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по
проблеме.
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта
Презентация проекта «Семья. Семейные традиции».
Продукт проекта – альбом семейных традиций.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. Игры-занятия.
3.Беседы с детьми на темы:
- «Семейные традиции и праздники»;
- «Сказки, рассказанные на ночь»;
- «Спой мне песню на ночь, мама»;
- «День рождения – только раз в году».
4. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
5. Консультация «Семейные традиции».
6. Родительское собрание «Мои семейные традиции».
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни
бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними
доверительные и партнёрские отношения.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:
Воспитатель:
Подбор материала и оборудования для игр-занятия, бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
Проведение родительского собрания на тему «Моя семья и семейные традиции», подборка фотографий, литературы.
Отгадывание загадок, пословиц, поговорок о семье.
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к
воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Познавательное развитие
Дидактические игры:
«Кем быть?»
«Сложи картинку»
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Родственные отношения»,
«Назови как тебя дома ласково называют?»
Речевое развитие
Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Какую сказку читала мне мама»
Социально-коммуникативное развитие
Театрализация по сказкам
«Репка»
«Маша и медведь»
«Курочка Ряба и золотое яйцо»
Физическое развитие
Артикуляционная гимнастика
«Вкусное варенье», «Блинчики»
Подвижные игры: «Грустно – весело» «С кочки на кочку», «Кролики», «Найди
свое место», «Птички в гнездышках».
Художественно-эстетическое развитие
Заучивание стихов и песен про папу, маму, про бабушку.
Рисование «Цветы для мамы»
Аппликация «Открытки для папы», «Открытка для мамы»
Лепка «Булочки для сестренки и братика»
Конструирование «Мой дом».
Мероприятия по работе с родителями:
-Проведение родительского собрания на тему «Моя семья и семейные традиции»;
-подборка фотографий, литературы;
-отгадывание загадок, пословиц, поговорок о семье;
-беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к
воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Заключительный этап:
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Презентация проекта «Семья. Семейные традиции».
- Продукт проекта альбом «Семейные традиции наших воспитанников».
Использованная литература:
1. Ривина Е. К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2010.
2. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду,
2003г.
3. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и
методические рекомендации/, 2006г.
4. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.
5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для родителей «Семейные традиции – основа семейного благополучия»
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, гд...
Сценарий мероприятия с родителями во второй младшей группе - Семейная гостиная «Семья и семейные традиции»
Материал предназначен для педагогов ДОУ...
Творческий отчёт по теме "Наше семейное хобби", "Отец-основа семьи" и "Таланты детей-семейная гордость", "Семейные традиции семьи Мысковых"
Эти статьи расскажут обо мне, моих увлечениях, интересах, талантах....
Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»
Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....
Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...
Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»
Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...
Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Консультация для родителей/законных представителей дошкольников "Семейные традиции - основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Семья и Семейные традиции - основа воспитания детей...