Конспект Кубанского часа в подготовительной группе на тему: «Возникновение имен и фамилий на Кубани». Воспитатель МАДОУ 38 О.Н. Колесникова
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: продолжать приобщать детей к изучению жизни наших предков – кубанских казаков.
Задачи: дать представление о возникновении имен и фамилий; познакомить детей с понятиями: родословная, генеалогическое древо семьи; развивать познавательный интерес к истории и традициям своей семьи; развивать познавательный интерес к истории и традициям своей семьи; воспитывать чувство уважения к нашим предкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_i_fam_.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект Кубанского часа в подготовительной группе
на тему: «Возникновение имен и фамилий на Кубани».
Воспитатель МАДОУ 38
О.Н. Колесникова
Цель: продолжать приобщать детей к изучению жизни наших предков – кубанских казаков.
Задачи: дать представление о возникновении имен и фамилий; познакомить детей с понятиями: родословная, генеалогическое древо семьи; развивать познавательный интерес к истории и традициям своей семьи; развивать познавательный интерес к истории и традициям своей семьи; воспитывать чувство уважения к нашим предкам.
Предварительная работа: Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, сын, дочь, внук, племянница, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня принесла альбом своей бабушки. Давайте рассмотрим его внимательно. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.
Этой традиции нужно следовать, постараться, как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.
Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (Нужно знать их имена, отчества, фамилии.) Действительно, прежде всего, нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.
Надо помнить: не имя красит человека, а человек имя. От того, какой человек, зависит отношение к нему окружающих.
Воспитатель: Дети, а вы знаете свое имя и фамилию.
Дети отвечают.
Воспитатель: Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища. Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра – Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук). (Показывает рисунок, изображающий кузнеца за работой.) Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.
Также имена давались от названия животных и птиц: Горобец – воробей, Журавель- журавель, Пивень – петух; от названия внешних признаков: Худик – худой, Лобко – большой лоб; от имен: Иващенко – Иван, Петренко – Петр, Игнатенко – Игнат; от прозвищ: Дзюба – обжора, Брехунец – болтун.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, от какого слова произошла ваша фамилия, каково происхождение и значение вашего имени? Спросите у своих мам и пап, а потом расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель: С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная или – схематичное представление родственных связей, слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.
Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки.) Почему нужно начать с них? (Потому что они самые старшие в семье.)
Ребята, давайте рассмотрим родословные ваших семей. Вот родословная Кати, мама оформила ее красочно в рамке. Здесь четко видно родителей, дедушек и бабушек Кати. А родословную Юли мама сделала в форме корабля. А Захар, вместе с мамой, сделали родословную в форме дерева.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается чтением потешки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи в следующем порядке: дедушка, бабушка, отец, мать, дети. В результате получается схема родственных отношений.
Воспитатель: Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет людей примерно одного возраста.
О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье, и сделайте его вместе с мамой.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня с вами познакомились?
А давайте с вами подумаем, от чего произошли ваши фамилии. И обязательно расскажите дома своим родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект НОД в подготовительной группе по теме: "Возникновение и развитие жизни на Земле".
окружающий мир...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «О происхождении фамилий»
Конспект рассчитан на 2 занятия...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну часов»
Программные задачи: Формировать у детей представления о том, как изменяется предмет в процессе творческой мысли, познакомить с историей часов, подвести к пониманию их назначения и функции. Дать ...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме "История возникновения книги"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «История появления книги»Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б. Цель – ...
конспект занятия в подготовительной группе на тему "Часы"
Развивать познавательный интерес к предметам , которые окружают людей. Продолжать расширять знания детей о предметах, их существенных признаках. Продолжать учить сравнивать предметы,...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме: «Их именами названы улицы города»
Цель: Расширение знаний дошкольников о героях родного края, именами которых названы улицы города Самары.Задачи:- знакомить дошкольников с героями ВОВ (Познавательное развитие)-Продолжать развивать инт...