Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «О происхождении фамилий»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в подготовительной группе
на тему: «О происхождении фамилий»
(материал рассчитан на 2 занятия)
Задачи: формировать у детей представление о происхождении фамилий, развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы, воспитывать интерес к прошлому, уважение ко всем именам и фамилиям, обучать словотворчеству.
Словарная работа: потомки, кондитеры, фамилия, отчество.
Предварительная работа: знакомство детей с именами и фамилиями сверстников, знакомых, знаменитостей. Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением людей разных поколений, разного рода деятельности.
Материал: портреты: А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина, Л.Н. Толстого, иллюстрации с изображением птиц, насекомых, зверей и т.д., людей разных профессий.
Ход беседы:
Вос-ль: Дети, сегодня мы с вами поговорим о ваших фамилиях, о том, как они образовались.
- Зачем вам нужна фамилия?
Ответы детей.
Вос-ль: Послушайте стихотворение, которое называется
«Финтиклюшкин»
У папы Финтиклюшкина,
У мамы Финтиклюшкиной,
У сына Финтиклюшкиных
(Ему девятый год)
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признает.
Конечно, Финтиклюшкины
Совсем не то, что Пушкины ...
Но всё же Финтиклюшкины -
Рабочий русский род.
Он был прославлен предками
Кондитерами редкими,
Их плюшками, ватрушками
И чудо-финтиклюшками,
Что сами лезут в рот.
Но Феде Финтиклюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкою
Все дети Финтиклюшкин
Теперь зовут его.
Как жить с такой фамилией?
И как её терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьезную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше - Иванов!
Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия -
И мамина фамилия,
И стало быть твоя:
И Феде Финтиклюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш, с достоинством
Фамилию свою!
А если ты научиться
Работать и мечтать,
Великим Финтиклюшкиным
Ты в жизни можешь стать!
- О ком говорится в стихотворении?
- Почему мальчик был недоволен своей фамилией?
- От кого у него взялась эта фамилия?
- Ну а у мамы и папы, откуда она взялась?
- А у бабушки с дедушкой?
- Кто же первым получил эту фамилию?
- Почему?
- А вы знаете, что такое финтиклюшки?
Вос-ль: Это булочки, которые мы с вами очень любим, а раньше их Называли тарочками или финтиклюшками.
- От какого слова образовалась фамилия Финтиклюшкин?
- Какой совет ему даёт поэт?
- Как вы считаете, стоит ли Феде стыдится своей фамилии?
Ответы детей.
- Как бы мог Федя прославить свою фамилию?
Ответы детей.
Вос-ль: Чью прославленную фамилию хотел бы иметь Федя?
- Чем прославилась эта фамилия?
- Кто её прославил?
- Как вы думаете, она сразу была прославлена или нет?
- Почему?
- Как вы думаете, от какого слова произошла фамилия Пушкин?
Ответы детей.
Вос-ль: Правильно, фамилия Пушкин произошла от слова пушка. А вы хотите узнать, от кого А.С. Пушкину пришла эта фамилия.
Ответы детей.
Вос-ль: Был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был Очень громкий. За такой голос его прозвали «пушкой». Вот и появилась фамилия - Пушкин. Вот видите, фамилия у каждого человека появилась не просто так, она имеет историю.
У нас в группе, есть мальчик, фамилия которого, тоже прославилась кондитерскими изделиями. Его предки были основателями маленьких калачиков, которые сейчас называются как? (бублик) Прошли годы, и потомки этого кондитера получили фамилию, какую?
Ответы детей. Бубликов.
Вос-ль: А Сережа получил ее от кого?
Ответы детей. От родителей.
А на следующем занятии я вам расскажу о происхождении ваших фамилий. 6 2 часть занятия.
Вос-ль: Сегодня мы продолжим беседу о ваших фамилиях и о том, как они образовались. Фамилия - семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека.
- Имя каждому из вас дал кто?
- Отчество ваше образовалось от имени кого? Которое в свою очередь ему дали родители: ваши бабушка и дедушка.
- А фамилию вы носите чью: папину или мамину?
Фамилия у вас тоже, как правило, отцовская, а к отцу пришла от деда, к деду от прадеда и т.д.
- Кто же её первый придумал, откуда она взялась?
Так вот, давным-давно, когда на земле людей ещё было не очень много и жили они племенами или небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Обратите внимание на эту картину.
Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а в этом домике на горе Мария, а у березы дом Федотьи. А если вдруг окажется, что в деревне живут два Ивана, Тогда про одного говорили, что это Иван сын Никиты, а вот Иван - Иванов сын. Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись. Труднее стало различать людей. Вот тогда то и появились фамилии. Сначала они были только у знаменитых и богатых людей. А потом уже появились фамилии у всех. Оказалось, что очень удобно, когда каждый имеет свою фамилию.
- А где же взять так много разных фамилий?
Вос-ль: Очень часто они образуются от имени отца. Жил Петр сын Сергея значит?
Ответы детей: Сергеев.
Вос-ль: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови правильно» (детей по кругу, воспитатель в кругу с мячом, бросая мяч ребенку воспитатель говорит фамилию, а ребенок возвращая мяч воспитателю, говорит имя)
Иванов.....„, Фёдоров......,
Петров......, Захаров.......,
Семёнов ...., Фролов.......,
Андреев....., Фарисеев......
Вос-ль: А у нас в группе есть такие фамилии?
Ответы детей: Юля Фарисеева, Андрей Фролов. .
Вос-ль: Значит, фамилии у них произошли от чего? От кого?
Ответы детей: Фарисей, Фрол.
Вос-ль: - А вот у Витали Шебанова фамилия произошла от
тюркского имени «Шебан».
- Фамилией иногда становились и имена матери: Евдоким Мартин, Петр Натальин, Андрей Машников, Иван Авдотьин.
- Какие имена звучат в этих фамилиях?
Ответы детей - Марта, Авдотья, Наталья, Маша.
Вос-ль: Фамилии присваивались и по месту жительства. Обратите внимание на иллюстрацию. Если Иван жил возле речки и фамилию ему давали от слова речка. Какую?
Ответы детей - Речкин.
Вос-ль: А такая фамилия как Полянин, Нагорная, о чём нам говорит?
Дети: Живут на горе, поляне.
Вос-ль: Люди, получившие эту фамилию, могли уехать в другое место, но фамилия у них оставалась та же.
Вос-ль: В фамилии превратились и прозвища. Живёт человек, имеющий кузнецу, среди своих односельчан он получает прозвище, какое?
Дети: Кузнец.
Вос-ль: Проходят годы, и потомки этого Кузнеца получают фамилию, какую?
Дети: Кузнецовы.
Вос-ль: Которая уже передается по наследству, от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него осталась.
- А у нас в группе есть такая фамилия?
- От кого Даше досталась эта фамилия?
Дети:
Вос-ль: Можно сказать: от предков, (предки - это те, кто жил очень давно и от которых идёт наш род).
- Даша, а папа твой кем работает?
Даша: Военный.
Вос-ль: Вот видите, папа у Даши военный, не кузнец, а фамилию Носит Кузнецов. Фамилия ему досталась от далекого Родственника, который прославился своим кузнечным мастерством.
Вос-ль: У нас в группе есть девочка, фамилия которой была прославлена плотницким мастерством. Кто это? От человека, какой профессии произошла эта фамилия?
Дети: Плотник.
Вос-ль: Наверное, был знаменитым, хорошим плотником и прославился своим мастерством. Возможно, в роду у Насти были учителя, лётчики, врачи, инженера, агрономы, артисты, поэты, но у всех у них была фамилия Плотниковы от далекого, далекого родственника.
Вос-ль: А такие фамилии, как Рыбаков, Шапошников, Рукавичкин, от каких слов произошли?
Дети: Рубашка, рукавичка, шапка.
Вос-ль: А как вы думаете, почему появились такие фамилии?
Дети: Сшили первую рубашку, много шапок или рукавичку.
Вос-ль: Правильно, фамилии присваивались по профессии, которой занимался человек. Нередко в роду кто-то славился каким-нибудь занятием - хороший охотник, прославленный столяр, пастух, земледелец. И тогда дети поучали, какую фамилию от отца?
Дети: Столяров, Охотников, Пастухов, Землянский.
Вос-ль: В нашей группе встречаются такие фамилии?
Дети: Алина Пастухова, Костя Землянский.
Вос-ль: Как вы думаете, чем занимались предки Алины? А Кости?
Дети:
Вос-ль: Фамилия Кости Землянского пришла к нам по цепочки Поколений от предка, который первым начал Обрабатывать землю.
А вот Алине досталась фамилия от предка, который сгонял диких лошадей, коров в стада, пас их и охранял, и получил прозвище - пастух. А дети его стали называться как?
Дети: Пастуховыми.
Вос-ль: Послушайте стихотворение.
В фамилиях различных людей
Порою нам знакомых,
Звучат названье рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
- О чём говорится в стихотворении?
- От каких названий животных, птиц, рыб, насекомых произошли фамилии?
У нас очень много фамилий, связанных с миром животных.
Вос-ль: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Детей делим на две команды. Чья команда назовет больше фамилий или слов, от которых образовалась та или иная фамилия, та и победит. За каждый правильный ответ команде даётся фишка.
1 команда 2 команда
1. Назовите фамилии Назовите фамилии
в которых звучат в которых звучат названия животных?
названия птиц?
2. От каких названий От каких названий рыб произошли
насекомых произошли эти фамилии:
эти фамилии: Карповы, Ершовы,
Мухины, Блохины, Акуловы, Окуневы,
Комаровы, Жуковы, Китовы, Налимовы,
Пауковы, Червяковы, Сомовы, Карасёвы.
Клещёвы, Таракановы.
3. Дети я вам покажу, Дети я вам покажу
а вы назовете фамилию, а вы назовёте фамилию,
которая произошла от которая произошла от
определенной части лица: определенной части лица:
Дети: Головины, Роговы, Дети: Носов, Щёкин, Усов,
Копытовы, Хвостовы, Зубов, Глазков, Губин,
Крыловы, Перовы, Ухов, Лобанов,
Лапкины, Когтевы. Губанов, Голованов,
Языков, Волосатых.
Подведение итогов, награждение.
Вос-ль: У нас в группе есть мальчик, фамилия которого образовалась от болотной птицы «Зуй».
Как его фамилия?
Дети: - Зуев.
Вос-ль: А вы знаете первого космонавта?
- А как была его фамилия?
Дети: Гагарин.
Вос-ль: Как вы думаете, от какой водяной птицы образовалась эта фамилия? Дети: Гагара.
Вос-ль: - Очень много фамилий образовалось от внешних признаков: цвета волос, Белая, Белуха, Черных, Чернышова, Рыжов, Рыжиков.
- О чем нам говорят эти фамилии?
Дети:
Вос-ль: У Кати Черных был предок с чёрными как смоль волосами и прозвище ему дали чёрный, а потом со временем образовалась фамилия Черных.
- А вот у Вовы Бугаева произошла фамилия от внешнего вида человека. Был предок большой, сильный, здоровый человек, которого прозвали «Бугай». А дети стали называться Бугаевы.
- Фамилия давалась и по характеру человека. Вот фамилия Жени Толмачёва досталась ему от предка, который был угрюмым, упрямым человеком, настойчивым и толмачил или «долбил одно и тоже» и поэтому ему дали прозвище «Толмач».
- А вот фамилия Иры Серовой произошла от человека сурового и носил он постоянно серую одежду.
- От чего произошли такие фамилии: - Абрикосов, Яблоков, Персиков, Яблоков?
Дети: - От названия фруктов.
Вос-ль: А фамилии: - Малинин, Вишневский, Виноградов, Смородников, Рябинин?
Дети: От ягод.
Вос-ль: А такие фамилии: Груздев, Боровик, Сыроежкин, Подосиновиков, Волнушкин?
Дети: От названия грибов.
Вос-ль: Дети, вы слышали такие фамилии: Солдатов, Безродный, Безфамильный?
Дети:
Вос-ль: - Эти фамилии появились во время войны. Они давались детям в детских домах, которые потеряли родителей, и не могли вспомнить своё имя и фамилию, или были совсем маленькими.
- Как вы понимаете слово безфамильный?
Ответы детей:
Вос-ль: -А можно ли прожить без фамилии,
- имени,
- без отчества,
- а без чего можно?
Ответы детей:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»
Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...
План-конспект в подготовительной группе на тему: " Поздравительная открытка "Цветы для мамы".
Программное содержание: Цель:Обучающие задачи: Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой – рисованием восковыми мелками, ватными палочками "по мокрому".Закреплять и обога...
План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: "Неделя игры и игрушки"
Конспект проведения "Недели игры и игрушки"...
Конспект занятия подготовительная группа. Сказкотерапия. Тема: «Репка».
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания....
Конспект НОД подготовительной группы по теме «Предметы, облегчающие труд людей на производстве».
Конспект НОД для детей подготовительной группы по разделу: Познание - Формирование целостной картины мира - "Ознакомление с окружающим миром"....
План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)
Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....