CООД Развитие речи "Подбор антонимов и синонимов" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_podbor_antonimov_i_sinonimov_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Дата: 14. 02 2023 г.
Образовательная область Речевое развитие
Тема: Подбор синонимов и антонимов.
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Цель занятия: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы»,
Задачи занятия:
обучающие:
- формировать умения детей подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.
- совершенствовать умения детей составлять предложения с заданными словами.
- активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
развивающие
- развивать связную речь развивать фонематический слух;
- развивать звуковую культуру речи, мелкую моторику
- развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
воспитательные:
- воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.
- воспитывать дружественные отношения между детьми, культуру общения и поведения
- воспитывать доброжелательность, трудолюбие.
Этапы ОД | Содержание Деятельность педагога | Действия детей результат |
1. организационный момент | Воспитатель: Ребята, чтобы хорошо говорить, что нужно знать? -Правильно, чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. Хотите? Тогда идем те. | Ответы детей Дети идут и садятся на коврик |
2. основная часть | (Инсценировка: стук в дверь Воспитатель: Кто там? (Входят три мальчика.) Первый: - Не сердитесь на нас! Второй: - Не обижайтесь. Третий: - Не злитесь. Воспитатель: - Где вы были? Первый: - Недалеко. Второй: - Близко. Третий: - Рядом. Воспитатель: - Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Ребята, вы ничего странного не заметили в их речи? Дети говорили ,об одном и том же, но по-разному. - Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример: Большой – огромный – громадный. Маленький – крошечный – малюсенький. - Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия. - Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали. Какое слово подходит слову Сердитесь? Сердитесь – обижаетесь – злитесь. Недалеко – близко – рядом. - К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например: Обмануть – перехитрить – одурачить – провести. Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный. - Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. - Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит». Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет. - Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный». - Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. - А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья. Зябнет осинка Дрожит на ветру Стынет на солнышке Мерзнет в жару. - А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению. 1. Спеши – не спеши, а поторапливайся. 2. Приятелей много, а друга нет. 3. Переливает из пустого в порожнее. - Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.) - Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой. Физкультминутка: А теперь мы разомнемся, Улыбнемся, посмеемся. Наклоняйтесь ниже, ниже, Головой к коленям ближе. А теперь вы не ленитесь. Хорошо назад прогнитесь. Головою покрутите, Потянитесь, потянитесь! Вы, ребята, не устали? Сели – встали! Сели – встали! Все руками помахали И на место побежали! Горячо – холодно. Много – мало. Большой – маленький. Ребята, а это слова похожи друг на друга по смыслу? Можем их назвать слова – друзья? - В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. - Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов. - Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению. Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. Сейчас мы поиграем с мячом я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий. - Хорошо, молодцы - А теперь поиграем в «Живые слова». (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».) Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы. Молодой – старый. Светло – темно. (День – ночь.) Плачет – смеется. - Поиграем в игру «Подскажи словечко». Куст низкий, а дерево … Вагон большой, а тележка … Ночь была холодная, а день … Молоко жидкое, а сметана … Малина сладкая, а лимон … | Ответы детей Ответы детей Дети называют, подбирают слова Дети: Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный. Дети: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет. Дети выбирают слова Ответы детей Дети выполняют движения по тексту Ответы детей Дети: Дятел; пара слов «враг – друг» Дети стоят в кругу и ловят мяч и называют слово Дети берут картинки и подбирают слова. Дети другие оценивают Дети по очереди подбирают слова. |
3. Заключительная часть | Воспитатель: Ребята вам понравились наши игры? Что нового, узнали про какие слова? Что вам запомнилось? | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год....
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год....
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год....
Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей подготовительной группы группы «Знай свое тело».
Интегрированное НОД разработано для дошкольников подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС. В НОД реализуются задачи по "Познавательному развитию" и "Физическому воспитанию"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности: интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (труд) «Художественно-творческое развитие» (конструирование) Оригами: «Ракета» для детей подготовительной группы
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности: интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (труд) «Художественно-творческое развитие» (конструиров...
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...