CООД Развитие речи "Подбор антонимов и синонимов" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Морару Светлана Викторовна

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата:  14. 02 2023 г.

Образовательная область Речевое развитие

Тема: Подбор синонимов и антонимов.

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Цель занятия: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы»,

Задачи занятия:

обучающие:

  • формировать умения детей подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.
  • совершенствовать умения детей составлять предложения с заданными словами.
  • активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.

развивающие

  • развивать связную речь развивать фонематический слух;
  • развивать звуковую культуру речи, мелкую моторику
  • развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

воспитательные:

  • воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.
  • воспитывать дружественные отношения между детьми, культуру общения и поведения
  • воспитывать доброжелательность, трудолюбие.

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

Воспитатель:

Ребята, чтобы хорошо говорить, что нужно знать?

 -Правильно, чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

Хотите? Тогда идем те.

Ответы детей

Дети идут и садятся на коврик

2. основная часть

 (Инсценировка: стук в дверь

Воспитатель: Кто там? (Входят три мальчика.)

Первый: - Не сердитесь на нас!

Второй: - Не обижайтесь.

Третий: - Не злитесь.

Воспитатель: - Где вы были?

Первый: - Недалеко.

Второй: - Близко.

Третий: - Рядом.

Воспитатель: - Садитесь. А почему вы так странно отвечали?

Ребята, вы ничего странного не заметили в их речи?

Дети говорили ,об одном и том же, но по-разному.

- Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.

Пример:

Большой – огромный – громадный.

Маленький – крошечный – малюсенький.

- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие  по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.

- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Какое слово подходит слову Сердитесь?

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.

Недалеко – близко – рядом.

- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.

Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Послушайте коротенькую историю:

«Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.

- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.

2. Приятелей много, а друга нет.

3. Переливает из пустого в порожнее.

- Поиграем в игру «Найди друзей».

К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Алфавит                     Аккуратный

Огонь                          Алый

Чистый                       Скакать

Прыгать                      Азбука

Бросать                       Пламя

Красный                      Кидать

(Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Физкультминутка:

А теперь мы разомнемся,

Улыбнемся, посмеемся.

Наклоняйтесь ниже, ниже,

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите,

Потянитесь, потянитесь!

Вы, ребята, не устали?

Сели – встали! Сели – встали!

Все руками помахали

И на место побежали!

Горячо – холодно.

Много – мало.

Большой – маленький.

Ребята, а это слова похожи друг на друга по смыслу? Можем их назвать слова – друзья?

- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы.

- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.  

Сейчас  мы поиграем с мячом

я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги:

 горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

- Хорошо, молодцы

- А теперь поиграем в «Живые слова».

 (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».)

Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.

Молодой – старый.

Светло – темно. (День – ночь.)

Плачет – смеется.

- Поиграем в игру «Подскажи словечко».

Куст низкий, а дерево …

Вагон большой, а тележка …

Ночь была холодная, а день …

Молоко жидкое, а сметана …

Малина сладкая, а лимон …

Ответы детей

Ответы детей

Дети называют, подбирают слова

Дети: Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.

Дети: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.

Дети выбирают слова

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

Ответы детей

Дети: Дятел; пара слов «враг – друг»

Дети стоят в кругу и ловят мяч и называют слово

Дети берут картинки и подбирают слова.

Дети другие оценивают

Дети по очереди подбирают слова.

3. Заключительная часть

Воспитатель:  Ребята вам понравились наши игры? Что нового, узнали про какие слова? Что вам запомнилось?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей подготовительной группы группы «Знай свое тело».

Интегрированное НОД разработано для дошкольников подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС. В НОД реализуются задачи по "Познавательному развитию" и "Физическому воспитанию"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности: интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (труд) «Художественно-творческое развитие» (конструирование) Оригами: «Ракета» для детей подготовительной группы

Конспектнепосредственно-образовательной  деятельности: интеграция образовательных   областей «Социально-коммуникативное развитие» (труд) «Художественно-творческое развитие» (конструиров...

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...