Методическая разработка
статья (младшая группа)

Балябина Наталья Александровна

    Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. С каждым днем все актуальнее становится использование сказкотерапии в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка: «Сказкотерапия в работе  с детьми дошкольного возраста»

    Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. С каждым днем все актуальнее становится использование сказкотерапии в работе с детьми.

 Что же такое сказкотерапия? Это понятие включает в себя несколько определений. В первую очередь,  сказкотерапия – это лечение сказками, открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.  Во – вторых, это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В – третьих, сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребенка, и в – четвертых, это терапия особой сказочной средой, в которой  человек может реализовать свою мечту.

Меня заинтересовало, как можно использовать сказку для коррекции некоторых особенностей поведения и эмоциональной отзывчивости отдельных детей и может ли это повлиять на общую атмосферу в группе.

Основной целью стала: коррекция эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с помощью развития произвольного внимания и обучения искусству расслабления через сказкотерапию.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: снизить уровень тревожности и агрессивности у детей; выявить и в дальнейшем развивать их творческие способности, формировать навыки конструктивного выражения эмоций, развивать способность эмоциональной регуляции в межличностных отношениях.

Чем же сказка может помочь в решении поставленных задач?

Когда мы начинаем  рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. В процессе работы мы обращаемся к жизненному опыту ребенка. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, замечать причинно – следственную связь тех или иных событий, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

Формы работы со сказкой могут быть разнообразны, например:

1. чтение и анализ сказки,

2. рассказывание сказки,

3. сочинение сказки,

4. переписывание сказки,

5. инсценирование сказки,

6. иллюстрирование сказки,

7. куклотерапия.

Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, актуальнее всего использовать такие формы работы, как: чтение и анализ сказки, ее пересказ, инсценирование и иллюстрирование, возможно создание героев сказки из подручного материала или пластилина. Самой интересной, для детей, формой является куклотерапия.  

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Каждый ребенок рисует в своем воображении место действия, описанное автором сказки, а также представляет героев. Таким образом, он видит целый маленький мир. Этот мир настолько  яркий и красочный, что сравнить его можно с театральной сценой.  Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Ребенок надевает на руку куклу, и он уже становится героем сказки. И даже самый робкий малыш чувствует себя уверенным и сильным. А честная – пречестная девочка, держа в руках лису, становится хитрой.

Для оптимизации корректирующей работы важно подобрать сказочного героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Это может быть и сказочное животное. Далее описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации. Теперь герой понимает свою неправоту и становится на путь исправления.

Во многом помогает наша книга «Мешок яблок» с мобильными сказочными героями. С  помощью которых можно обыграть как саму сказку Сутеева В., так и любую другую сказку.  

Работу со сказками можно начать с ее чтения и анализа.

Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой:

  • Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для  героев).
  • Герой (особенности его самосознания - образ Я, понимание своего места среди других людей).
  •  Персонажи (круг основных действующих лиц, их характеристики).
  • Отношения между персонажами и героем (отношения со значимыми людьми).
  •  Типичные события (символическое отражение событий в жизни человека данного общества).
  • Трудности (наиболее важные, эмоционально заряженные проблема, которые тревожат персонажа).
  •  Средства совладения с возникающими трудностями (способы, приемы, ухищрения, которые использует человек).
  • Недостающие ресурсы (внутренние ресурсы в виде качеств и способностей героя, или внешние в виде физических условий, материальных возможностей).
  • Имеющиеся ресурсы (то, что есть в распоряжении человека).

В дальнейшем можно сочинить сказку самому.

При оформлении сказки удобно воспользоваться простой схемой, которая поможет работать над текстом.

Схема поможет последовательно и логично излагать собственные мысли в творческом процессе, видеть основные части композиции, учиться использовать языковые средства для передачи жизни героев.

Схема текста сказки:

Композиционные части

Тип текста

Форма речи

Временной план

Завязка

Повествование

Монолог

Прошедшее время

Развитие действия

Повествование

Диалог

Прошедшее время

Кульминация

Повествование с элементами описания

Монолог

Настоящее и прошедшее время

Развязка

Повествование

Монолог с элементами диалога

Прошедшее время


Можно использовать и карточки с зачинами сказок. Предложите детям их продолжить.

Карточки:

  1. Пошел как-то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены- кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой- отвесная скальная стена, с третьей- болото. А тут уже и медведь приближается…
  2. Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием - Большие Враки. Никак не ожидал он, что…
  3. Маленький скворец давно мечтал учиться летать, но это ему никак не удавалось. И вот однажды, когда он уже потерял надежду, он случайно вывалился из гнезда и со страху так замахал крыльями, что- взлетел. Но когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял…
  4. Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал…
  5.  Отправился Иван Царевич вызволять из плена свою возлюбленную Василису, похищенную Змеем Горынычем. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел…
  6. У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивыми, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей. И в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания. И она чувствовала себя  очень одинокой. И вот однажды…
  7. Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце…
  8. Попал Иванушка в плен к Злому Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные…»
  9. Было у сапожника три сына. Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о чем-то, и поэтому не получился из него хороший мастер…
  10. Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своих шуточек: подкладывал товарищам на стулья и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот…
  11. Однажды маленький Жаворонок выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я»- спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте- в болоте,- сказала та.-  И ты будешь наслаждаться здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей, хотя ему порой так хотелось в небо…
  12. В семье львов родился львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва…
  13. Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила…
  14. Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал…
  15. Как-то Аленушке Злая Колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась - ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот: например, пожелаешь здоровья – и сразу заболеешь…
  16. К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Ее страницы были пусты. Но стоило описать в ней какое-нибудь придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли бы появиться на свет, если о них написать в Книге. Но Книга имела еще одну особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить – ни одной буквы…

Как мы уже говорили, герои в сказках сталкиваются с различными трудностями, которые они должны преодолеть.

Некоторые способы разрешения трудностей в сказках:

способ

характеристика

Использование в практике

Прямая агрессия

Герой достает меч и рубит дракону голову.

Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику.

Хитрость

Герой претворяется слабым, неумелым. Непонимающим: Кот в сапогах говорит людоеду, что  никогда не поверит, что тот может превратиться в мышку.

Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку.

Использование волшебных предметов и помощников

Меч-кладинец, перстень, скатерть самобранка.

Передача клиенту оберегающих его предметов: камешков. Бусинок Ипр. Внушение чувства защищенности.

Групповое решение проблем

Герои распределяют между собой, каждый берет на себя то, что ему удастся сделать лучше всех.

Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе

Передача ответственности другому

Иван-царевич передает решение Серому Волку

В ситуациях, которые невозможно решить самостоятельно, важно подумать, кто мог бы помочь.

Давайте рассмотрим, какие принципы работы со сказками нам предлагает Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой:

принцип

Основной акцент

комментарий

осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было нужно?

Задача – показать, что  одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов

Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача- кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет  нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Так же для сочинения сказки с детьми можно использовать набор иллюстраций (возможно разрезных картинок) или схем, по которым можно составить сюжетную линию, проследить последовательность появления героев.

Что же можно наблюдать в процессе проведения работы?

У детей, активно принимающих участие в «сказке», наблюдается повышение уровня концентрация внимания, увеличивается работоспособность детей,  развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение. Также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. В чем во многом помогают упражнения для тренировки невербального общения, а так же используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании: страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Условия, необходимые для системной реализации опыта, просты:

  • Наличие методической разработки,
  • Куклы,
  • Альбом и различный художественный материал,
  • Карточки – схемы для сочинения сказок.

Список использованной литературы:

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль, 1998. с. 
2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Ярославль, 1998. с. 

3. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с.

4. Зинкевич-Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2008.- 240с.

5. Мали Л. Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1997. с. 149–152.

6. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) / Научн. ред., коммент. Ю. С. Рассказова. М., 1999.

7. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1969; Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

8. Родари Дж. Сказки / Сост. И. Г. Константинова. Минск, 1987. с. 205–206.

9. Фрейд. З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.–М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...