Консультация для педагогов «Как организовать наблюдение с детьми летом»
консультация
Материал содержит практические рекомендации по организации наблюдений с дошкольниками и методические аспекты-структура, виды, этапы наблюдения. Также в консультации подобраны конспекты наблюдений в летний период для разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организация наблюдений с детьми летом | 172.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для педагогов
«Как организовать наблюдение с детьми летом»
Подготовила: старший воспитатель Фролова Е.С.
2023 г
Как провести наблюдение
Проводить с детьми наблюдения нужно в три этапа: начальный, основной и завершающий. На начальном этапе педагоги настраивают детей на предстоящую работу. Они знакомят дошкольников с объектом, предметом наблюдения, общими и частными правилами.
Цель основного этапа – научить детей осознанно наблюдать за объектами, ситуациями в образовательном процессе и в повседневной жизни. Для этого воспитатели на собственном примере показывают, как сформулировать цель и определить план наблюдения.
На основном этапе наблюдений воспитатели проводят с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. Они также включают в содержание наблюдений игровую, двигательную, трудовую деятельность детей.
Педагоги проговаривают вместе с детьми, какую часть намеченной работы они выполнили. Также воспитатели поясняют им назначение отдельных действий при наблюдении, учат самостоятельно комментировать переход от одного этапа познавательного цикла к другому.
На завершающем этапе воспитатели вместе с детьми подводят итоги наблюдений. Важный аспект этого этапа – эмоциональное состояние воспитанников. Дети после занятий по наблюдению за природными явлениями, предметами, ситуациями должны пребывать в приподнятом настроении. У них должно возникать желание самостоятельно наблюдать за различными объектами.
Структура наблюдения как разновидности познавательно-исследовательской деятельности
Компонент | Содержание |
Мотив включения ребенка в деятельность | Кроме любознательности, мотивами активного участия в наблюдении для дошкольников могут стать интерес к предложенной игровой, практико-ориентированной или проблемной ситуации, эмоциональный отклик на нее, подражание старшим.
|
Цель | Используйте естественные или создавайте искусственные образовательные ситуации, которые активизируют познавательные потребности детей. На их основе у дошкольников возникнут конкретные цели: узнать что-либо, проверить свои предположения, понять взаимосвязь, выявить закономерность, найти решение практической задачи, разрешить проблему. Достигать этих целей дети смогут с помощью наблюдения |
План действий по достижению цели | Начиная с 4 лет учите детей выделять действия по достижению цели — составлять элементарный план наблюдения. На конкретных примерах показывайте, как определять условия проведения наблюдения, конкретные познавательные действия, варианты распределения задач в паре или в группе, которые актуальны для данной ситуации, правила осуществления наблюдения |
Осуществление детьми наблюдения | Содержание и логику организации данного этапа определяйте с учетом того, какая разновидность наблюдения организуется, дети какого возраста в нем участвуют |
Подведение итогов | Основной результат наблюдения — достижение цели. При этом результат должен быть наглядным для детей. Четко формулируйте вместе с детьми совершенное ими открытие, фиксируйте результаты и мотивируйте их к дальнейшему применению полученного знания |
Виды наблюдений с детьми
Конспекты наблюдений для разных возрастных групп в летний период
Чтобы организовать деятельность с детьми в летний период, разработайте картотеку наблюдений. Предлагаем вам готовые конспекты, которые помогут правильно спланировать и провести процесс наблюдения в режимном моменте.
2-я младшая группа
Карточка 1. Наблюдения в летний период «Сезонные изменения в природе. Лето»
Возрастная группа: | 2-я младшая |
Вид наблюдения: | Сравнительное |
Тема: | «Вот оно какое, наше лето!» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Ход наблюдения: | Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что здесь было, расскажи». Каждому из играющих отводится свое место, свой объект наблюдения. По результатам наблюдения нужно рассказать, что было на этом месте зимой (ранней весной) и что находится здесь сейчас. Примеры объектов: веточка дерева, участок газона или клумбы, скворечник. Работа может проводиться с опорой на фотографии, рисунки. Воспитатель учит детей рассказывать о результатах наблюдения, используя конструкцию «Зимой..., а летом...», а затем собирает сообщения детей в общий рассказ о летних превращениях и чудесах |
Карточка 2. Наблюдения в летний период «Сезонные изменения в природе. Лето»
Возрастная группа: | 2-я младшая |
Вид наблюдения: | Распознающее |
Тема: | «Радуга» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Ход наблюдения: | Воспитатель обращает внимание детей на то, что на небе появилась радуга, предлагает описать ее, рассказать, на что она похожа. Педагог поясняет, что радуга появляется после дождя, ее цвета всегда следуют друг за другом в одном порядке, предлагает нарисовать радугу, используя цветные мелки. Затем воспитатель предлагает рассказать, что происходит с радугой, как она меняется, какое настроение было у детей, когда они увидели радугу |
Карточка 3. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | 2-я младшая |
Вид наблюдения: | Распознающее |
Тема: | «Насекомые» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Программные задачи: |
|
Ход наблюдения: | В гости к детям приходит Незнайка. Он жалуется на своего друга Знайку, который все время говорит ему, что нужно быть осторожным, бегая по траве. Незнайка говорит, что никогда никого не видел в траве, и потому не понимает, за кого волнуется Знайка. Воспитатель организует беседу, предлагает детям высказать идеи: «Кто может жить среди травы? Как это проверить?» Формулируется цель наблюдения: узнать, кто живет в траве. Воспитатель учит детей действовать аккуратно, поясняет, что неосторожные действия могут нанести вред живым существам и привести к возникновению опасных для самих детей ситуаций. При помощи лупы дети рассматривают обнаруженных ими насекомых. Воспитатель знакомит их с названиями насекомых, учит находить их изображения в детском атласе-определителе. По итогам наблюдения дети делают вывод, при помощи взрослого формулируют ответ Незнайке. Гость благодарит детей, обещает им бережно относиться к насекомым |
Карточка 4. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | 2-я младшая |
Вид наблюдения: | Распознающее |
Тема: | «Птичьи хлопоты» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Программные задачи: |
|
Ход наблюдения: | В гости к детям прилетает Сорока (игрушка). Она сообщает детям, что выслала своим друзьям-птицам приглашение на праздник, но все они отказались прилететь. Сорока очень обижена и расстроена. Воспитатель предлагает детям помочь Сороке разобраться, что случилось. Желание помочь гостье определяет мотивационную основу предстоящей деятельности. Взрослый определяет цель наблюдения: выяснить, чем заняты птицы. Воспитатель поясняет детям, что очень важно не тревожить птиц в ходе наблюдения, говорит о том, что, понаблюдав, дети поймут почему. В ходе наблюдения педагог задает детям вопросы о том, что делают птицы, рассказывает, что за день они много-много раз прилетают к гнезду, чтобы накормить птенцов. Эта работа продолжается с раннего утра до позднего вечера — птенцы быстро растут, им требуется много корма. За лето они должны окрепнуть, научиться летать. Далее педагог предлагает детям рассказать Сороке, почему никто не может прийти на ее праздник, убедить ее не обижаться на своих друзей |
Средняя группа
Карточка 5. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | Средняя |
Вид наблюдения: | Распознающее |
Тема: | «Сила ветра» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Предварительная работа: | Вместе с воспитателем дети изготавливают вертушки. Педагог организует дыхательные упражнения: предлагает детям с разной силой подуть на вертушки, понаблюдать, как они вращаются. Во время прогулки воспитатель предлагает детям с помощью вертушек определить силу ветра. Желание детей проверить, как работают сделанные ими вертушки, определяет мотивационную основу предстоящего наблюдения. В группе педагог предлагает детям посмотреть из окна и высказать предположения о силе ветра, учит их сопоставлять наблюдаемые явления (движение облаков, верхушек деревьев, ветвей, листвы под ногами прохожих), делать выводы |
Ход наблюдения: | Во время прогулки воспитатель предлагает детям определить силу ветра при помощи вертушек, вспомнить, как они дули на вертушки (слабо, сильнее, очень сильно), чтобы они двигались так, как в ходе проводимого наблюдения. Педагог помогает сделать вывод, восстановить ход проделанной работы, подводит воспитанников к пониманию того, как им удалось самим создать приспособления для измерения силы ветра, открыть способ ее определения, провести наблюдение |
Последующая работа: | Педагог предлагает детям дома совместно с родителями изготовить бумажного змея |
Карточка 6. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | Средняя |
Вид наблюдения: | Длительное |
Тема: | «Загадки хвойных деревьев» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Ход наблюдения: | Педагог поддерживает естественную ситуацию — дети задают вопросы: «Почему шишки вчера были закрыты, а сегодня — раскрыты? Почему ветви ели то опускаются, то поднимаются?» Желание детей найти ответ на поставленный вопрос определяет цель предстоящей работы: разгадать загадки хвойных деревьев. Воспитатель организует беседу: «Как найти ответы на поставленные вопросы? Как необходимо осуществлять наблюдение, какие правила нужно соблюдать? Как вы думаете, почему шишки меняют свой внешний вид? Как проверить ваши предположения?» Педагог предлагает проверить предположение: внешний вид шишек зависит от погоды. В соответствии с высказанными детьми идеями результаты наблюдений оформляются с использованием карточки. С помощью цифр и схематичных рисунков в таблице указаны порядковый номер наблюдения, характеристика погоды (солнце или дождь), внешний вид шишки (чешуйки прижаты или «смотрят» в стороны), лапы елей (подняты или опущены). По итогам каждого наблюдения дети отмечают каким-либо знаком символы, соответствующие наблюдаемым явлениям. Например: солнце, закрытые шишки, поднятые лапы елей. На основе серии наблюдений дошкольники самостоятельно или при помощи педагога делают вывод о том, что в ненастные дни перед дождем ветви хвойных деревьев опускаются, в сухом воздухе поднимаются. В сухую погоду чешуйки шишки рассыхаются и торчат в разные стороны, а когда воздух влажный, чешуйки поглощают влагу, и шишка принимает обычный вид. Все эти приспособления обеспечивают защиту семян ели от влаги. В дальнейшем воспитатель помогает сформулировать и проверить примету: «Если хорошая погода, чешуйки шишки... (раскрываются), а если они закрыты — будет... (дождь)», «Если ветви хвойных деревьев опускаются — жди... (дождя)». Педагог помогает детям восстановить ход поиска ответа на поставленные вопросы |
Старшая группа
Карточка 7. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | Старшая |
Вид наблюдения: | Дедуктивное |
Тема: | «Будет ли дождь?» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Программные задачи: |
|
Ход наблюдения: | Во время прогулки педагог организует обсуждение: «Для чего каждому из нас бывает нужно знать, какая будет погода? Представителям каких профессий это особенно важно?» Воспитатель предлагает детям выяснить, будет ли сегодня дождь. Интерес к предлагаемой работе определяет мотивационную основу предстоящей познавательно-исследовательской деятельности. Ее цель: узнать, будет ли дождь. Педагог организует беседу о том, как можно узнать ответ на этот вопрос, подводит детей к идее выяснить, будет ли дождь, опираясь на знание примет. Взрослый помогает воспитанникам составить план действий:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки, которые они выполнили ранее по результатам наблюдений, помогает вспомнить приметы, связанные с дождем: птицы летают низко над землей, тучи нависли над землей, ветер дует в том же направлении, куда движутся тучи, венчики одуванчиков закрыты, входы в муравейник закрыты, лапы елей опущены. Педагог помогает воспитанникам объединиться в группы, организовать наблюдение за одним из названных объектов (явлений), напоминает правила безопасного для человека и природы поведения. По итогам наблюдения каждой группе предлагается рассказать о том, что они видели, сделать вывод, высказать свой прогноз |
Карточка 8. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | Старшая |
Вид наблюдения: | Длительное |
Тема: | «Цветочные часы» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Предварительная работа: | Педагог рассказывает детям о различных приспособлениях, которые люди использовали ранее и используют сейчас, чтобы определить время. Затем предлагает рассмотреть изображения песочных, водяных, огненных, солнечных часов, догадаться, как они работают. Воспитатель сообщает о том, что на участке детского сада есть «цветочные часы», предлагает детям догадаться, как по ним определяют время. Педагог предлагает высказать предположения, обсудить, как их можно проверить. Желание выявить механизм работы «цветочных часов», проверить свои предположения определяет мотивы и цель предстоящего наблюдения |
Ход наблюдения: | Педагог в течение дня организует наблюдение за растениями, учит воспитанников выявлять происходящие с ними изменения, делать зарисовки, рассказывать о своих наблюдениях. По итогам этой работы воспитатель помогает детям сделать вывод о том, как работают «цветочные часы». Педагог организует беседу, помогает восстановить ход проделанной работы |
Карточка 9. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | Старшая |
Вид наблюдения: | Самонаблюдение |
Тема: | «Я — пассажир» |
Образовательные области: | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Постановка задачи: | В ходе поездок в общественном и личном транспорте детям предлагается вспомнить и применить правила поведения пассажира |
Поиск путей решения задачи: | Затем предлагается предварительно вместе с родителями повторить соответствующие правила |
Проведение наблюдения: | Ребенок оценивает свое поведение как пассажира, обсуждает его с мамой или папой, сопоставляет его с определенными правилами. Дома ребенок может выполнить рисунок по впечатлениям от поездки и (или) составить рассказ |
Обсуждение итогов и формулирование выводов: | По итогам наблюдения дети рассказывают в группе о том, какие правила пассажира транспортного средства они научились соблюдать. Результатом серии самонаблюдений может стать выставка детских рисунков «Я — примерный пассажир!» |
Подготовительная группа
Карточка 10. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | Подготовительная |
Вид наблюдения: | Дедуктивное |
Тема: | «Приближается ли гроза?» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Ход наблюдения: | Педагог организует наблюдение из окна, обращает внимание на явления, связанные с грозой, предлагает детям высказать предположение, отвечая на вопрос «Скоро ли закончится гроза?» Воспитатель предлагает детям познакомиться со способом поиска ответа на этот вопрос. Интерес детей к предлагаемой работе определяет цель предстоящей познавательно-исследовательской деятельности. Педагог учит детей осуществлять наблюдение, подсчитывать и сравнивать время между вспышкой молнии и ударом грома, обозначать полученные значения цифрой или при помощи счетных палочек, сравнивать их, делать выводы |
Карточка 11. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | Подготовительная |
Вид наблюдения: | Длительное |
Тема: | «Жизнь муравейника» |
Образовательные области: | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Ход наблюдения: | Педагог предлагает детям найти ответы на вопросы: «Что и для чего несут в муравейник муравьи? Когда закрыты входы в муравейник?» И др. Желание найти ответы на поставленные вопросы определяет цель наблюдения. Далее воспитатель организует обсуждение: как найти ответы на вопросы, как необходимо осуществлять наблюдение, какие правила нужно соблюдать. Дети самостоятельно осуществляют наблюдение. Педагог организует беседу, нацеленную на систематизацию полученной в ходе наблюдения информации, учит выявлять закономерности, находить объяснение наблюдаемому, составлять последовательное описание хода и результатов наблюдения |
Карточка 12. Наблюдения в летний период
Возрастная группа: | Подготовительная |
Вид наблюдения: | Самонаблюдение |
Тема: | «На пляже» |
Образовательные области: | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» |
Программные задачи: |
|
Предварительная работа: | Вместе с педагогом (родителями) дети рассматривают карточки, оценивают поведение людей, находящихся в летний день на берегу водоема. Взрослый помогает увидеть варианты развития представленных на рисунках ситуаций. Вместе с педагогом (родителями), опираясь на свой опыт и знания, дошкольники составляют правила безопасного поведения на берегу водоема в жаркий летний день. Дети придумывают к ним знаки (символьные рисунки или схемы-рисунки) или выбирают их из тех, которые предлагает взрослый |
Ход наблюдения: | В ходе отдыха на пляже взрослый предлагает ребенку оценить соответствие правилам поведение разных людей. Примеры правил:
Ребенок осуществляет наблюдение с опорой на составленные им ранее схемы, комментирует свои выводы, делает отметки. Взрослый предлагает ребенку организовать самонаблюдение, проверить, все ли правила соблюдает он сам. При необходимости ребенку предлагается принять соответствующие меры (надеть головной убор, спрятаться в тень и т. д.) |
Темы для наблюдений с детьми
Формы и типы наблюдений с детьми
Пять способов, которые помогут детям зафиксировать результаты наблюдений
- Используйте приемы, методы и формы работы, которые соответствуют цели и содержанию наблюдения и помогут детям осмыслить увиденное, систематизировать полученные сведения.
- Помогите детям сформулировать ответ на поставленный вопрос, охарактеризовать открытый ими факт, изученное явление, объект с учетом их возраста.
- Предложите дошкольникам составить краткий рассказ по итогам наблюдения.
- Предложите выполнить рисунок, составить схему, модель изучаемого объекта или явления. Это поможет детям отследить его изменения, динамику развития.
- Используйте специальные карточки с изображением объектов наблюдений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Как организовать работу с детьми летом"
Как организовать работу с детьми летом.Наблюдения на прогулках и экскурсиях.Задачи: · активизировать знания о свойствах песка и глины, уточнять и...
Консультация для педагогов "Как организовать наблюдения"
Консультация для педагогов ДОУ...
Как организовать наблюдения с детьми этим летом
Наблюдение – специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Существует ряд рекомендаци...
Консультация для родителей «Интересные наблюдения с детьми летом»
Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Самое главное, что наблюдения должны проводиться системати...
Консультация для родителей "Как организовать наблюдение с детьми летом"
Консультация для родителей "Учите детей наблюдать"...
Консультация для воспитателей - Как организовать наблюдения с детьми
Консультация для воспитателей...