Консультация для воспитателей - Как организовать наблюдения с детьми
статья

Консультация для воспитателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ НАБЛЮДЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей… прежде всего в форме «игры, познавательной исследовательской деятельности». В пункте 2.7. Стандарта познавательно-исследовательская деятельность наряду с общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка. Таким образом, познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Познавательная деятельность в соответствии с пунктом 1.2, 1.4 ФГОС ДО осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Картинки по запросу почемучка воспитатель

Совет 1. Учите детей использовать наблюдение как способ познания.

Чтобы дошкольники воспринимали наблюдение как способ познания, понимали, когда его можно использовать, на конкретном примере, объясните им структуру наблюдения. Покажите, как на основе вопроса, проблемы или задачи, которая возникла перед дошкольниками, можно сформулировать цель наблюдения, определить план действий и найти ответ на вопрос, решить задачу. Благодаря этому дети научатся осознанно наблюдать за объектами и ситуациями в образовательном процессе и повседневной жизни.

В ходе наблюдения проговаривайте, какая часть намеченной работы выполнена, поясняйте назначение отдельных действий, учите детей комментировать переход от одного этапа познавательного цикла к другому. В средней группе дошкольники уже могут при помощи взрослого сравнить поставленную задачу и сравнить результат, сделать вывод о достижении цели, найти взаимосвязь с освоенной ранее информацией, размышлять, как применить сделанное ими открытие. Поддерживайте в детях эти инициативы. Это поможет со временем сделать наблюдение органичной частью процесса ухода за растениями, обитателями уголка природы, экскурсий, целевых прогулок.

Картинки по запросу почемучка воспитатель

Совет 2. Расскажите детям как фиксировать результаты наблюдений.

Чтобы добытое детьми в ходе наблюдения представление стало знанием, запомнилось и использовалось в ходе познания, трудовой, продуктивной деятельности, коммуникации, для решения новых задач, нужно зафиксировать результат.

Используйте для этого выразительные средства разных видов искусства, которые обогатят восприятие детей и научат их передавать свои впечатления от общения с природой. Один из эффективных способов фиксации результатов наблюдения – специально подготовленные карточки. Это могут быть различные изображения, схемы, которые помогут сделать итоги познавательно-исследовательской деятельности наглядными, систематизировать полученную информацию. Также для этого можно использовать готовые методические пособия. Подобный способ оформления результатов наблюдения обеспечит дошкольникам возможность вновь пережить приятные минуты общения с природой, сверстниками и взрослыми, вспомнить открытия, которые они сделали во время наблюдения.

Картинки по запросу почемучка воспитатель

Совет 3. Учите выявлять взаимосвязи в природе, делать выводы

Чтобы выполнить требования ФГОС ДО и сформировать у детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, способности выявлять взаимосвязи в природе, между природой и деятельностью человека, используйте не только традиционные для дошкольного образования распознающие наблюдения, но и другие разновидности данного метода обучения.

Распознающее наблюдение позволяет формировать у детей представления о разнообразии объектов и явлений живой и неживой природы, социальных отношениях. Для сравнительного наблюдения характерно наличие сразу двух-трех объектов или явлений, состояний одного и того же в разное время, которые необходимо сравнить. Данная разновидность наблюдения и их сходства, особенности роста и развития растений, животных, сезонные изменения в природе.

ПЯТЬ СПОСОБОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДЕТЯМ ЗАФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ

  1. Используйте приемы, методы, и формы работы, которые соответствуют цели и содержанию наблюдения и помогут детям осмыслить увиденное, систематизировать полученные сведения.
  2. Помогайте детям сформулировать ответ на поставленный вопрос, охарактеризовать открытый ими факт, изученное явление, объекта с учетом их возраста.
  3. Предложите дошкольникам составить краткий рассказ по итогам наблюдения.
  4. Предложите выполнить рисунок, составить схему, модель изучаемого объекта или явления. Это поможет детям отследить его изменения, динамику развития
  5. Используйте специальные карточки с изображением объектов наблюдений.

По мере того как дошкольники накопят знания и опыт наблюдения, учите их выявлять причинно-следственные связи, взаимосвязи в природе, сопоставлять факты, по отдельным фрагментам восстановить целостную картину. На этом этапе лучше использовать дедуктивные наблюдения.Картинки по запросу почемучка воспитатель

Совет 4. Учите детей организовывать самонаблюдение.Картинки по запросу почемучка воспитатель

Еще один вид наблюдения – самонаблюдение – значимый способ самопознания, ознакомления с социальными нормами. Самонаблюдение требует определенного уровня развития рефлексии и в то же время является фактором становления рефлексивных способностей.

Детей второй младшей группы можно научить следить за своим самочувствием, осуществлять самонаблюдение в ходе двигательной деятельности и при необходимости менять ее характер. В старшем дошкольном возрасте самонаблюдение помогает ребенку оценить соответствие собственных действий знакомым правилам. Однако дошкольникам часто требуется помощь взрослого, поэтому такие наблюдения, как «Я примерный пешеход», «Я образцовый пассажир», «Я соблюдаю режим»,  проводите вместе с детьми, направляйте их внимание на важные детали.

Совет 5. Учите детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в ходе наблюдения.Картинки по запросу почемучка воспитатель

В старших дошкольных группах учите детей распределять обязанности при подготовке к познавательно-исследовательской деятельности, в ходе наблюдения и фиксации его итогов, вступать в диалог, обсуждать план и условия проведения наблюдения, полученные результаты. В ходе общения с дошкольниками учите их формулировать выводы, ответы на вопросы, внимательно слушать партнеров по деятельности, договариваться и приходить к общему решению, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, использовать вежливые слова, составлять краткие рассказы. Сформированные таким образом умения станут основой для становления коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.

Совет 6. Знакомьте детей с правилами проведения наблюдений.Картинки по запросу почемучка воспитатель

Наблюдение как способ познания не предполагает контакта с изучаемым объектом, его вмешательства в естественный ход событий. Однако если не знать базовых правил проведения наблюдения, правил безопасного для природы и человека поведения, можно столкнуться с проблемными ситуациями.

Познакомьте дошкольников с общими и частными правилами проведения наблюдения. Обратите внимание на формулировки правил. Они должны быть позитивными и содержать четкие указания к действию: «Собираясь организовывать наблюдение, выбери место, где тебе будет удобно и ты не будешь никому мешать», «Наблюдая, не уходи с территории участки группы», «Наблюдая, не вмешивайся в жизнь растений, животных». В каждой конкретной ситуации общие правила могут иметь дополнения. Например: «При наблюдении за птицами в период гнездования соблюдайте тишину».

Напоминайте перед началом наблюдения наиболее значимые правила младшим дошкольника. Старшим детям предлагайте самостоятельно выделить и воспроизвести важные для данной ситуации правила. Дети средней группы также смогут выявить в ходе самонаблюдения, соответствуют ли их действия правилам.

Совет 7. Стремитесь сохранить эмоциональное общение детей с природой.Картинки по запросу почемучка воспитатель

Даже серьезные познавательные задачи, которые ставит воспитатель в ходе наблюдения, не должны исключать живого общения детей с природой, эстетических впечатлений и положительных эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка – важный фактор и условия его разностороннего развития.

Наблюдение может стать фактором развития эмоциональной сферы дошкольников, основой для овладения системой эстетических ценностей и норм экологической этики. Информация, которую дети получают в ходе наблюдения, ее «прочувствованные» обеспечивает личностную значимость знаний, их осмысление, а также формирует субъективное ценностное отношение личности к миру природы и обществу.

Совет 8. Учитывайте возрастные особенности детей.Картинки по запросу почемучка воспитатель

Особенности младших дошкольников определяют их готовность наблюдать за ярким, движущимся объектом, особый интерес для них представляют животные. Дети 3-4 лет могут при помощи наблюдения выявить наиболее наглядные свойства объектов.

Основные задачи наблюдения – сформировать у детей познавательный интерес, представления о том, как можно проявлять свои чувства. Дошкольники пятого года жизни могут выделить отличительные знаки объектов наблюдения, сравнить их между собой. Воспитанники средней группы способны на основе элементарной игровой или практической задачи увидеть цель наблюдения, по его итогам сделать вывод.

ТРИ ОШИБКИ КОТОРЫЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ДОПУСКАЮТ ВОСПИТАТЕЛИ

  1. Предлагают непонятные правила. Детям непонятно то, что отсутствует в их опыте. Важно, чтобы правило родилось в определенной ситуации, стало вербализацией того, что увидели или пережили дети.
  2. Используют слишком много правил и требований. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя в окружении «красных флажков»: «нельзя» и «необходимо», которые они никак не могут запомнить. У них может возникнуть страх сделать что то не так либо нечувствительность к бесконечным запретам.
  3. Формулируют неконструктивные (не позитивные) правила. Это такие правила, как «Не бегай», «Не рви цветы», которые дополняются устрашающей частью: «Ты упадешь», «Тебя будут ругать». Дети не могут оценить последствия своих действий. Такие правила не подсказывают ребенку, что и как надо делать.

Организуйте с детьми старшего дошкольного возраста серии наблюдений. Они позволят сформировать представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. В этот период дети начинают ориентироваться на познавательные результаты наблюдений, могут сформулировать вывод в соответствии с поставленной целью. Старшие дошкольники способны с большой долей самостоятельности определить цель, наметить элементарный план действий, провести наблюдение. При этом важно с помощью различных приемов и методов поддерживать и активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей, подводить их к самостоятельным выводам, помогать применять полученные знания. На седьмом году жизни возникают способность и интерес к обобщению, дети учатся выявлять взаимосвязи в окружающем мире. Организуйте с ними наблюдения, которые систематизируют и обобщат их знания, позволят увидеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить обобщенные закономерности.Картинки по запросу почемучка воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать наблюдения с детьми этим летом

Наблюдение – специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Существует ряд рекомендаци...

«Как организовать наблюдения с детьми летом»

                                                      ...

Консультация для воспитателей «Как организовать слушание музыки с детьми в группе?»»

         «Как организовать слушание музыки с детьми в группе?»“ Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так гово...

Консультация для родителей "Как организовать наблюдение с детьми летом"

Консультация для родителей "Учите детей наблюдать"...

Консультация для воспитателей "Как организовать тематический день: новые идеи для воспитателя"

Если содержание образовательной деятельности не связано с жизнью детей в детском саду, то они о ней быстро забывают. Решить эту проблему просто. Предложите воспитателям провес...

Консультация для педагогов «Как организовать наблюдение с детьми летом»

Материал содержит практические рекомендации по организации наблюдений с дошкольниками  и методические аспекты-структура, виды, этапы наблюдения. Также в консультации подобраны конспекты наблюдени...