Консультация для педагогов на тему "Дидактическая игра в речевом развитии детей"
консультация
Использование дидактических игр в развитие речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktich.igra_v_rechevom_razvitie_detey.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Дидактическая игра в
речевом развитии детей"
Воспитатель: Волобуева Т.В.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании дидактических игр для развития речи у дошкольников. Поиск новых рациональных средств, форм и методов.
Предварительная работа:
- Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства дидактической игрой.
- Разработка консультации.
Ход консультации:
- Задачи развития речи в детском саду.
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным.
Основными задачами развития речи в детском саду являются:
- Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания;
- умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
- Формирование грамматического строя речи:
- работа над морфологией - дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
- словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);
- соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);
- названия детёнышей животных;
- названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
- названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
- синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
- Словарная работа:
- правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
- активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
- устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
- Развитие связной речи:
- овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
- умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;
- пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Для того, чтобы был положительный результат, нужно правильно построить процесс деятельности, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей.
- Дидактические игры.
Основная особенность дидактических игр определена их названием - это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:
- Помогает формировать определенные навыки, она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповой, так и на индивидуальной деятельности, может включаться в любую деятельность (музыкальную, физкультурную, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.
- В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
- Позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Требования к дидактическим играм:
- Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
- Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
- настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
- словесные игры (без наглядного материала).
- Рефлексия.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Поэтому мы педагоги должны побольше пользоваться дидактическими играми для развития речи детей.
Без игры жизнь ребёнка невозможна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...
Консультация для педагогов "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду"
В консультации раскрыты требования предъявляемые к речи педагога....
Консультация для педагогов «Актуальность проектов, способствующих познавательно- речевому развитию детей».
Консультация для воспитателейТема: «Актуальность проектов, способствующих познавательно- речевому развитию детей»....
Консультация для педагогов: "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»
Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»...
Консультация для педагогов «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в ДОУ»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...
Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...