Консультация для педагогов на тему "Дидактическая игра в речевом развитии детей"
консультация

Волобуева Татьяна В.

Использование дидактических игр в развитие речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didaktich.igra_v_rechevom_razvitie_detey.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Консультация для воспитателей

"Дидактическая игра в

             речевом развитии детей"

                                                                                                Воспитатель: Волобуева Т.В.

   Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании дидактических игр для развития речи у дошкольников. Поиск новых рациональных средств, форм и методов.

Предварительная работа:

  • Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства дидактической игрой.
  • Разработка консультации.

Ход консультации:

  1. Задачи развития речи в детском саду.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по данному разделу включает:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие речевого дыхания;
  • умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
  1. Формирование грамматического строя речи:
  • работа над морфологией - дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
  • словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);
  • соединение основ (сок выжимает -  соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);
  • названия детёнышей животных;
  • названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
  • названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
  • синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
  1. Словарная работа:
  • правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
  • активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
  • устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
  1. Развитие связной речи:
  • овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
  • умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;
  • пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.

    Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.

    Для того, чтобы был положительный результат, нужно правильно построить процесс деятельности, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей.

  1. Дидактические игры.

Основная особенность дидактических игр определена их названием - это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.

    Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:

  1. Помогает формировать определенные навыки, она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповой, так и на индивидуальной деятельности, может включаться в любую деятельность (музыкальную, физкультурную, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.
  2. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
  3. Позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Требования к дидактическим играм:

  1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
  • настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
  • словесные игры (без наглядного материала).
  1. Рефлексия.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Поэтому мы педагоги должны побольше пользоваться дидактическими играми для развития речи детей.

            Без игры жизнь ребёнка невозможна! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

Консультация для педагогов «Актуальность проектов, способствующих познавательно- речевому развитию детей».

Консультация для воспитателейТема: «Актуальность проектов, способствующих познавательно- речевому развитию детей»....

Консультация для педагогов: "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»

Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности  «Ребенок открывает мир природы»...

Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...

Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...