Паспорт проекта Тема: «От истории к современности» (формирование культурных народных практик у детей старшего возраста)
план-конспект занятия (старшая группа)

Бородина Ольга Валерьевна

Организация культурных практик для формирования духовно-нравственных качеств ребенка, воспитания чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_istorii_k_sovremennosti.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Семицветик»

Паспорт проекта

Тема: «От истории к современности»

(формирование культурных народных практик у детей старшего возраста)

         

           

                                                                                                           Воспитатели:

                                                                                  Бородина Ольга Валерьевна

                                                                              Мокеичева Елена Анатольевна

г. Гурьевск

2023

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан

Н.А. Некрасов

Проблема:

В нашем обществе права ребенка рассматриваются отдельно от обязанностей. Именно поэтому родители дошкольников не считают значимым и необходимым воспитывать у детей чувство ответственности и гражданское самосознание как основу нравственного становления личности. Излишняя родительская опека, ограждение детей от обязанностей и ответственности создают условия для формирования инфантильной, безынициативной, эгоистичной личности, не знающей культуры, истории, обычаев своего народа.

Актуальность: 

Одним из направлений нравственного воспитания ребенка является воспитание его как гражданина России. Формирование отношения ребенка к своей стране и государству, культуре и обычаям народа, его гражданского самосознания является одной из важнейших задач общества, и осуществлять ее необходимо в дошкольном возрасте, который является важнейшим периодом становления личности человека. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Сегодня актуальным вопросом в дошкольном образовании является использование социально-коммуникативных практик для реализации задачи воспитания гражданина, который имеет свои права и обязанности.

Интеграция различных видов культурных практик в проектной деятельности детей расширяет их возможности в реализации познавательных интересов в различных образовательных областях и выступает важнейшим условием формирования личностных качеств дошкольника.

Цель: 

Организация культурных практик для формирования духовно-нравственных качеств ребенка, воспитания чувства патриотизма.

Задачи:

  1. Укреплять и расширять знания об истории быта, культуры, традициях нашей страны, познакомить с бытом взрослых на современном этапе;
  2. Закрепить знания о столице России, государственных символах;
  3. Расширить представление о богатырях, русских поселениях, народных костюмах;
  4. Закрепить знания детей о видах русской художественной росписи изделий народного промысла;
  5. Познакомить родителей с деятельностью в детском саду через участие в семейном спортивном мероприятии «Русские забавы», подготовку работ к тематическим выставкам, участия в экскурсии;
  6. Расширить запас слов детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культуру речевого общения;
  7. Способствовать формированию чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», сопричастности к культурно-историческим и общественным событиям в жизни народа.

Вид проекта: информационно-познавательный.

Тип проекта: групповой.

Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Срок реализации проекта: среднесрочный (2 месяца апрель-май 2023 г.).

Прогнозируемые результаты: 

  1. Разработка содержания культурных практик, направленных на формирование духовно-нравственных качеств ребенка, способности к самооценке, совершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  2. Организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с целью проекта, создающая оптимальные условия для проявления у детей интереса к истории быта, культуры, традициям своей страны;
  3. Совершенствование детьми своего опыта коммуникативного взаимодействия друг с другом, а также с воспитанниками других групп, закрепление правил вежливого общения;
  4. Родители активизируют свое взаимодействие со всеми участниками проекта, осознают его значимость для реализации культурных практик детей, обогащающих их личностные качества.

Материально - техническое ресурсы: 

  1. Подборка иллюстраций, детской литературы, музыкальных произведений;
  2. Демонстрационный материал по теме проекта;
  3. Подборка и изготовление дидактических игр;
  4. Материал для продуктивной деятельности;
  5. Подборка русских народных игр, игр-эстафет, подвижных игр по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

Сроки, дата

Режимные моменты

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

Ответственный педагог

Подготовительный этап

3.04-07.04

-

1. Подготовка материально-технических ресурсов по теме проекта.

2. Беседа с детьми на тему: «Что я знаю о русской культуре».

-

-

1-2 Бородина О.В.

1. Мокеичева Е.А.

В течение всего срока реализации проекта

Прогулка, вторая половина дня

Включить подвижные русские народные игры «Гуси – лебеди», «Кошки-мышки» «Жмурки», «Золотые ворота»; Хороводные игры «Веночек», «Платочек» в календарно-тематическое планирование.

Игра в семье

Самостоятельная игровая деятельность

Бородина О.В.

Мокеичева Е.А.

Основной этап

10.04.2023

1-3. Первая половина дня

4. Прогулка

5. Вторая половина дня.

1. Просмотр мультфильма «Мы живем в России» (из серии история России для детей)

2. Беседы с детьми «Россия – Родина моя!»

3. Конструирование из бумаги «Березка» (конус)

4. Целевая прогулка- наблюдение «О березе-символе России».

5.Чтение Т.А. Шорыгина «Хоровод берез» в библиотеке д/с.

1. Беседа «Край, в котором я родился»

2. Наблюдения на прогулке за растениями возле дома.

С/Р игра «Солдаты»

1-4 Бородина О.В.

5 Мокеичева Е.А.

13.04.2023

1. Первая половина дня

2-3 Вторая половина дня

1. Беседа «Что я знаю о празднике Пасхи»

2. Рассматривание иллюстраций по теме праздника.

3. Мероприятие с детьми. Тема: Пасхальные яйца

1. Совместная деятельность с детьми по украшению яиц, пасхальных куличей.

Д/И «Танграмм», «Блоки Дьеныша»

1. Бородина О.В.

2-3. Мокеичева Е.А.

19.04.2023

1. Первая половина дня

2. Вторая половина дня

1. Беседа «Много нас народов разных»

2. Мероприятие с детьми «Мы разные, но мы вместе»

Рассматривание альбома национальных костюмов разных народов России.

Раскрашивание кокошника.

1.Мокеичева Е.А.

2. Бородина О. В.

24.04.2023

1-3. Первая половина дня

4 Вторая половина дня

1.Беседа «Правила безопасности возле дороги»

2. Повторить правила поведения в музее.

3. Экскурсия в «Музей Культуры»

4. Чтение И.С. Никитин «Русь»

Сопровождение детей во время экскурсии.

Д/И «Костюмы народов России»

1-3 Бородина О. В.

4. Мокеичева Е.А

27.04.2023

1-2. Первая половина дня

3. Третья половина дня

1. Беседа «Что такое государственные символы»

2. Чтение В.А. Степанов «Герб России»

3. Мероприятие с детьми «Символы России»

Прослушивание гимна России, рассматривание флага и герба.

1. Игра-пазлы «Флаг России»

2. Раскрашивание флага карандашами.

1-2 Бородина О.В.

3. Мокеичева Е.А.

3.05.2023

1-Первая половина дня

2. Прогулка

3-4 Вторая половина дня

1. Беседа «Что такое Русь? Как жили на Руси»

2. Наблюдение за погодой, погодными особенностями нашего региона.

3. Словесные игры «Мой город какой?»

4. Мероприятие с детьми «Русский быт на Руси и сегодня» (посещение комнаты домоводства)

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Изодеятельность на тему: Мой дом

1-2. Мокеичева Е.А.

3-4 Бородина О.В.

4.05.2023

1. Первая половина дня

2. Вторая половина дня

3. Музыкальная деятельность в художественной галерее.

1. Беседа «Русские богатыри»

2. Чтение В.П. Гудимов «Россия, Россия, Россия»

3. Мероприятие с детьми по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей разбойник» (1975 г.)

С/Р игра «Богатырское войско», П/И «Воевода»

1. Бородина О.В.

2. Мокеичева Е.А.

3. Сидоренко М.В.

5.03.2023

1. Первая половина дня

2-3 Вторая половина дня

1. Беседа «День Победы, день Памяти»

2. Просмотр презентации «Бессмертный полк»

3. Чтение Т. Белозеров «День Победы» в библиотеке д/с.

Посещение ЦПКиО для возложения цветов.

Раскрашивание открыток «9 Мая»

1. Мокеичева Е.А.

2-3 Бородина О.В.

12.05.2023

1. Первая половина дня

2. Вторая половина дня

1. Мероприятие с детьми «Город, в котором мы живем»

2. Рассматривание и работа с лэпбуком «Богатства Калининградской области»

Путешествие-квест «В гости к Хомлинам»

Д/И тантамареска «Хомлины»

1. Мокеичева Е.А.

2. Бородина О.В.

15.05.2023

Во время ОД на спортивной площадке.

Спортивное мероприятие с родителями «Богатырские состязания»

Участие в мероприятии с детьми.

П/И «Баба Яга»

Бородина О.В.

Вишневская Н.В.

19.05.2023

1. Первая половина дня

2-3 Вторая половина дня

1. Беседа «Детские игрушки на Руси»

2. Мероприятие с детьми «Русские народный художественный промысел»

3. Чтение И.С. Никитин «Русь»

Рассматривание альбома «Виды русской народной росписи»

Раскрашивание ложки хохломской росписью.

1. Мокеичева Е.А.

2-3 Бородина О.В.

22.05.2023

1. Первая половина дня.

2. Вторая половина дня

1. Чтение стихотворения З.Н. Александрова «Родина» в библиотеке д/с.

2. Экскурсия в гр. «Ромашка» в музей народной игрушки.

-

Изодеятельность «Березовая роща»

1. Бородина О.В.

2. Мокеичева Е.А.

Заключительный этап

18.05.2023

Вторая половина дня

Музыкальное развлечение «Русские посиделки»

-

Разучивание стихотворений, репетиция инсценировок в индивидуальном порядке.

1. Бородина О.В.

2. Мокеичева Е.А.

3. Сидоренко М.В.

Рефлексия:

 Ответы на вопросы дают воспитателю понять, чему научились дети. Результаты проекта обсуждаются вместе с детьми. Им необходимо ответить на вопросы: Что нового мы узнали? Какие существуют государственные символы и их значение? Какие значимые места Калининградской области вы знаете? Как был устроен быт на Руси и сегодня? Какие отличительные черты русского народного костюма вы знаете? Какие существуют виды русской народной росписи? Для чего нужно изучать историю и культуру своего народа и страны, в которой мы живем? И др.

Провести рефлексию не только с детьми, но и с родителями в виде устного опроса. Что нового узнали их дети? Что больше понравилось? Был ли полезен проект в воспитании детей дома? Что нужно изменить или учесть в следующий раз? Какую тему проектной деятельности вы бы хотели, чтобы изучили дети?

После проведения всех мероприятий по проекту, провести викторину «Самый главный эрудит». Включить вопросы по всем пунктам проекта, что даст максимально точную оценку усвоения пройденного материала.

Анализ проекта: После проведения всех мероприятий стало понятно, что данная форма работы понравилась как детям, так и родителям. Дети с удовольствием участвовали во всех мероприятиях, а затем делились с родителями впечатлениями. Особо стоит подчеркнуть, что все мероприятия с детьми проводились в форме развлечений, что дало максимальную вовлеченность воспитанников. Особый эмоциональный отклик оставили мероприятия: 1. Спортивное мероприятие с родителями, потому что у родителей была возможность погрузиться в игровую обстановку с детьми и весь воспитательный процесс. 2. Экскурсия в музей, которая дала детям возможность окунуться с исторические события прошлых лет, сменить обстановку детского сада, почувствовать себя значимыми гостями в месте культуры и истории. 3. Посещение комнаты домоводства, художественной галереи, библиотеки детского сада. Все это дает детям возможность сменить привычную обстановку группы, а значит больше заинтересовать детей.

Подведение итогов: В ходе проектной деятельности у детей сформировались определенные знания в области истории России, сформировались основные понятия о защитниках Родины- богатырях, ветеранах. В ходе практических занятий воспитанниками создавались различные продукты деятельности (совместные, индивидуальные): рисунки, конструирования, аппликации, что совершенствовало трудовые навыки, развивало творческие способности. Данный проект вызвал у детей и у родителей желание и дальше активно участвовать в подобных мероприятиях.  

Проведение рефлексии в такой форме, как викторина дала очень точные результаты. Педагоги смогли понять, что информация по темам «Моя Родина -Россия», «Русский быт на Руси и сегодня», «История праздника Пасхи», «День Победы-День Памяти», «Русские забавы» была усвоена на высоком уровне. Однако, необходимо повторить терминологию (новые слова-понятия, исторически факты и др). Тема «Мы разные, но мы вместе» вызвала больше затруднений, так как включала в себя много новых понятий, новых слов. Необходимо разработать подобное мероприятие повторно для закрепления материала, возможно в другой форме проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образов...

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для формирования культурно-гигиенических навыков у детей с использованием проектной деятельности....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Чистюля»

Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарным...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Чистюля».

Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарными санитарно-ги...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Чистюля».

Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарными санитарно-ги...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Чистюля».

Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение всей жизни. Каждый человек должен владеть элементарными санитарно-ги...

Паспорт проекта Тема: «От истории к современности»

Паспорт проектаТема: «От истории к современности»(формирование культурных народных практик у детей старшего возраста)В нашем обществе права ребенка рассматриваются отдельно от обязанностей...