Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий – друдлов
методическая разработка (старшая группа)
поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa_dlya_pedagogov_didakticheskaya_igra-puteshestvie_v_mir_skazok.docx | 176.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий – друдлов
Кашуба Т.А.
Цель: поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию.
Задачи:
1. Вовлечь каждого педагога в творческий поиск по составлению синквейна и отгадыванию друдлов.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.
3. Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике, в педагогической деятельности.
Участники: педагоги ДОО.
Форма проведения: мастер-класс.
Оборудование: дидактические игра по развитию речи.
Материалы для изготовления дидактической игры: круг, вырезанный из цветного картона формата А3, распечатки с изображением эпизодов из сказок и сказочных героев в цветном варианте, друдлы-картинки в черно-белом варианте, сказочный персонаж –Емеля, спрятанный под шляпой Незнайки, ступой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, с носом Буратины с корзинкой от Красной Шапочки.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- внедрение в образовательный процесс воспитателями методов и приёмов активизации интеллектуальных и творческих способностей детей.
Ход мероприятия:
Вводная часть
Педагог - коллегам: Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте вашему вниманию представить дидактическую игру «Путешествие в мир сказок» с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов.
Уникальность данной игры заключается в том, она дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: стимулируют мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивает речь ребенка.
Итак, немного теории…. Что же такое синквейн?
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. В начале XX века Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Существуют определенные правила написания синквейна.
Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила написания синквейна.
1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3. Третья строка – три слова, слова - действия, описывающие действия в рамках темы. Отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4.Четвертая строка – четыре слова; ребенок составляет предложение из 4 слов, выражает свое мнение о затронутой теме.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Пример:
1. Лиса.
2. Рыжая, пушистая.
3. Ловит, охотится, крадется.
4. Хитрая лиса охотится на зайца.
5. Дикое животное.
А что же такое друдлы? Как они работают?
Понятие «друдл» пришло к нам из английского языка. Это комбинация из трех слов: Doodle – каракули, drawing – рисунок, riddle – загадка. Другими словами графическая головоломка, имеющая множество вариантов ответов. Это интересное изобретение придумал американский автор-юморист Роджер Прайс (США) в 1953 году.
Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Если получится увидеть в картинке - друдле то, чего не видят другие, то человек является обладателем оригинального творческого мышления!
Например: Игра «Дорисуй картинку»
Детям предлагается рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать или рассказать, что именно они увидели в исходной картинке. Варианты ответов: спутник, солнышко, НЛО, пуговица на одежде. А если перевернуть? Если дорисовать еще один элемент? (Если дорисовать, то получится человечек.)
Основная часть
Педагог - коллегам: Уважаемые коллеги, так как мы с Вами педагоги, и непросто педагоги, а педагоги-дошкольники, мы просто обязаны уметь смотреть на мир глазами детей и говорить с воспитанниками на одном языке. Поэтому предлагаю забыть на время о том, что мы взрослые и отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну сказок.
«Двери в сказку отворяем,
Всех к ней в гости приглашаем»
Первое задание
Игра «Угадай чей портрет и сочини синквейн?»
(На доске плакат со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, юбкой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, сапогами (обувью) Кота в сапогах и с корзинкой от Красной Шапочки.
Педагог - коллегам: Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача, убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок, реплики героев.
1) Он странным образом родился:
Из полена появился.
Длинный нос, колпак... Узнали?
Как же мальчика назвали?
(Снимаем с плаката нос.)
– А самая выдающаяся его часть его лица? (Буратино, нос.)
2) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”
– Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд.)
– По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту).
(Снимаем с плаката бант.)
3) Звучит песня Красной Шапочки
– Девочка пела в темном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка – словно малина!
Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка.)
– И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка).
(Снимаем с плаката корзинку.)
4) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:
– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.
– Догадались, кто это? (Незнайка.)
– А самая выдающаяся его часть одежды? (Шляпа.)
(Воспитатель снимает с плаката шляпу.)
5) Звучит куплет частушек от Бабок - Ёжек.
– Это из моего любимого…. Отвечайте, кто поет? (Бабки-Ежки.)
– А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга?
(Воспитатель снимает с плаката изображение ступы.)
– Так, и кто же это у нас получился?
По первому морозцу,
По первому снежку
Кто на печке едет,
Лёжа на боку? (Емеля.)
Педагог - коллегам: Пришло время поупражняться в составлении синквейна. А вот и сказочный персонаж – Емеля!
- Кто? Емеля
- Емеля какой? Глупый, ленивый… (Добрый, смешной. Веселый, наивный.)
- Что делает? Ловит, спит, едет, жалеет.
- Емеля поймал говорящую щуку…. Емеля пожалел волшебную щуку.
- Добрый герой.
Игра-задание с друдлами «Узнай и дорисуй героя сказки!»
Педагог: Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать и рассказать, что именно вы увидели в исходной картинке. Другими словами, назвать сказку и угадать сказочного персонажа, сочинить синквейн - загадку про него. Предложить коллегам отгадать героя сказки. В помощь педагогам предлагаются картинки-подсказки.
Заключительная часть.
Педагог - коллегам: В заключение хотелось бы всем присутствующим пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Дидактические игры в образовательном процессе имеют развивающую и обучающую ценности. Поэтому их применение в работе с детьми дошкольного возраста незаменимо. Данная консультация рассказывает о дидакт...
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий - друдлов
С целью поиска инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы п...
мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Теоретическая частьМелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...
Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.
Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов....
Квест -игра «Путешествие по дорогам сказок» для детей старшего дошкольного возраста
Квест -игра «Путешествие по дорогам сказок» для детей старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов "Дидактическая игра "Путешествие в мир сказок" для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Синквейн"и включением игровых заданий- друдлов
Поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому раз...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...