Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.
материал (подготовительная группа)
Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 793.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.
Введение:
В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседуя с ребенком, не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей нет времени. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка. И педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Существует множество методик и тренингов, развивающих эти навыки современного ребенка. И мы, педагоги, не должны забывать о том, что в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления. Мое внимание привлекли одни из перспективных современных методов - техника «Синквейн» и техника «Друдлы» (я решила их объединить). Я считаю, эти две техники обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение.
Цель работы: поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию. Развитие творческих способностей и мышления старших дошкольников, используя технологии «Синквейн» и «Друдлы».
Задачи:
1. Вовлечь каждого педагога в творческий поиск по составлению синквейна и отгадыванию друдлов.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.
3. Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике, в педагогической деятельности.
Участники: педагоги ДОО.
Форма проведения: мастер-класс.
Оборудование: дидактические игра по развитию речи.
Материалы для изготовления дидактической игры: круг, вырезанный из цветного картона формата А3, распечатки с изображением эпизодов из сказок и сказочных героев в цветном варианте, друдлы-картинки в черно-белом варианте, сказочный персонаж –Емеля, спрятанный под шляпой Незнайки, ступой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, с носом Буратины с корзинкой от Красной Шапочки.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- внедрение в образовательный процесс воспитателями методов и приёмов активизации интеллектуальных и творческих способностей детей.
Педагог - коллегам: Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте вашему вниманию представить дидактическую игру «Путешествие в мир сказок» с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов.
Уникальность данной игры заключается в том, она дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: стимулируют мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивает речь ребенка.
Итак, немного теории.
Что же такое синквейн?
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. В начале XX века Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Существуют определенные правила написания синквейна.
Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила написания синквейна.
1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2. Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3. Третья строка – три слова, слова - действия, описывающие действия в рамках темы. Отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4. Четвертая строка – четыре слова; ребенок составляет предложение из 4 слов, выражает свое мнение о затронутой теме.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Пример:
1. Лиса.
2. Рыжая, пушистая.
3. Ловит, охотится, крадется.
4. Хитрая лиса охотится на зайца.
5. Дикое животное.
А что же такое друдлы? Как они работают?
В масштабах целой страны друдлами увлеклись в 1953 году. Увлекся данной игрой американец Роджер Прайс. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики. После чего он издал книгу под названием "Droodles" В скором времени сборник несметного количества головоломок пропиарили абсолютно все средства массовой информации, и началась друдломания. То есть «друдлы» включают в себя рисование как процесс развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения и способствует овладению связной речью и обогащению словарного запаса.
«Друдлы» - это черно – белые картинки - загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Смысл данной техники - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
Чаще всего «Друдл» — это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры. Их желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии
Основная часть
Педагог - коллегам: Уважаемые коллеги, так как мы с Вами педагоги, и непросто педагоги, а педагоги-дошкольники, мы просто обязаны уметь смотреть на мир глазами детей и говорить с воспитанниками на одном языке. Поэтому предлагаю забыть на время о том, что мы взрослые и отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну сказок.
«Двери в сказку отворяем,
Всех к ней в гости приглашаем»
Первое задание:
Игра «Угадай чей портрет и сочини синквейн?»
(На доске плакат со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, юбкой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, сапогами (обувью) Кота в сапогах и с корзинкой от Красной Шапочки).
Педагог - коллегам: Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача, убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок, реплики героев.
1.Он странным образом родился:
Из полена появился.
Длинный нос, колпак. Узнали?
Как же мальчика назвали?
(Снимаем с плаката нос.)
– А самая выдающаяся его часть его лица? (Буратино, нос.)
2. Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”
– Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд.)
– По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту).
(Снимаем с плаката бант.)
3) Звучит песня Красной Шапочки
–Девочка пела в темном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка – словно малина!
Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка.)
– И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка).
(Снимаем с плаката корзинку.)
4.А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:
– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.
– Догадались, кто это? (Незнайка.)
– А самая выдающаяся его часть одежды? (Шляпа.)
(Воспитатель снимает с плаката шляпу.)
5) Звучит куплет частушек от Бабок - Ёжек.
– Это из моего любимого.Отвечайте, кто поет? (Бабки-Ежки.)
– А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга?
(Воспитатель снимает с плаката изображение ступы.)
– Так, и кто же это у нас получился?
По первому морозцу,
По первому снежку
Кто на печке едет,
Лёжа на боку? (Емеля.)
Педагог - коллегам: Пришло время поупражняться в составлении синквейна. А вот и сказочный персонаж – Емеля!
1. Кто? Емеля
2. Емеля какой? Глупый, ленивый.(Добрый, смешной. Веселый, наивный.)
3. Что делает? Ловит, спит, едет, жалеет.
4. Емеля поймал говорящую щуку.Емеля пожалел волшебную щуку.
5. Добрый герой.
Игра-задание с друдлами: Давайте рассмотрим «Друдл». Можно подобрать несколько различных вариантов о том, что изображено. И все они будут правильные.
Варианты:
-бабочка ползет по ниточке;
-песочные часы уравновешиваются на веревке;
-бабочку зажало дверью лифта;
-двери шкафа с ручками;
-два топора повернут лезвиями в разные стороны;
-два бильярдных стола с треугольниками.
Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:
-простые (друдлы, где имеется немного элементов);
-средние (друдлы, где элементов уже больше);
- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов);
Когда же можно использовать друдлы? Эту игру можно использовать на занятии с детьми старших и подготовительных групп, на занятиях с детьми ОВЗ. Так же будет не менее эффективно и использование данной игры с педагогами, для снятия эмоционального напряжения и просто отдохнуть.
Игра-задание с друдлами «Узнай и дорисуй героя сказки!»
Педагог: Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать и рассказать, что именно вы увидели в исходной картинке. Другими словами, назвать сказку и угадать сказочного персонажа, сочинить синквейн - загадку про него. Предложить коллегам отгадать героя сказки. В помощь педагогам предлагаются картинки-подсказки.
Заключительная часть:
Педагог - коллегам: Итак, Уважаемые коллеги, я думаю вы со мной согласитесь, что технология «Синквейн» и «Друдлы» обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг сочинять и рифмовать стихотворения, перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. Я считаю, что эти две технологии объединяют детей и взрослых, помогают вместе думать, фантазировать и смеяться. Помогают вам сблизиться, установить контакт, к общению, которого нам в мире цифровых технологий не хватает. Семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения, именно поэтому все техники, которые мы используем с детьми, я предлагаю давать родителям проводить дома со своими детьми.
Мне хотелось бы всем присутствующим пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"
Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий - друдлов
С целью поиска инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы п...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии "Синквейн"...
Мастер-класс для молодых педагогов с использованием игрового комплекса В.В. Воскобовича
Мастер-класс для молодых педагогов....
Мастер-класс для педагогов "Дидактическая игра "Путешествие в мир сказок" для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Синквейн"и включением игровых заданий- друдлов
Поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому раз...
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий – друдлов
поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому раз...