Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.
материал (подготовительная группа)

Титанова Нина Андреевна

Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx793.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.

Введение:

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседуя с ребенком, не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей нет времени. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка. И педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Существует множество методик и тренингов, развивающих эти навыки современного ребенка. И мы, педагоги, не должны забывать о том, что в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления. Мое внимание привлекли одни из перспективных современных методов - техника «Синквейн» и техника «Друдлы» (я решила их объединить). Я считаю, эти две техники обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. 

Цель работы: поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию. Развитие творческих способностей и мышления старших дошкольников, используя технологии «Синквейн» и «Друдлы».

Задачи: 

1. Вовлечь каждого педагога в творческий поиск по составлению синквейна и отгадыванию друдлов.

2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.

3. Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике, в педагогической деятельности.

Участники: педагоги ДОО.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: дидактические игра по развитию речи.

Материалы для изготовления дидактической игры: круг, вырезанный из цветного картона формата А3, распечатки с изображением эпизодов из сказок и сказочных героев в цветном варианте, друдлы-картинки в черно-белом варианте, сказочный персонаж –Емеля, спрятанный под шляпой Незнайки, ступой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, с носом Буратины с корзинкой от Красной Шапочки.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- внедрение в образовательный процесс воспитателями методов и приёмов активизации интеллектуальных и творческих способностей детей.

Педагог - коллегам: Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте вашему вниманию представить дидактическую игру «Путешествие в мир сказок» с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов.

Уникальность данной игры заключается в том, она дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: стимулируют мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивает речь ребенка.

Итак, немного теории.

 Что же такое синквейн?

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. В начале XX века Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Существуют определенные правила написания синквейна.

Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2. Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3. Третья строка – три слова, слова - действия, описывающие действия в рамках темы. Отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4. Четвертая строка – четыре слова; ребенок составляет предложение из 4 слов, выражает свое мнение о затронутой теме.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Пример:

1. Лиса.

2. Рыжая, пушистая.

3. Ловит, охотится, крадется.

4. Хитрая лиса охотится на зайца.

5. Дикое животное.

А что же такое друдлы? Как они работают?

В масштабах целой страны друдлами увлеклись в 1953 году. Увлекся данной игрой американец Роджер Прайс.  Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики. После чего он издал книгу под названием "Droodles" В скором времени сборник несметного количества головоломок пропиарили абсолютно все средства массовой информации, и началась друдломания. То есть «друдлы» включают в себя рисование как процесс развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения и способствует овладению связной речью и обогащению словарного запаса.

«Друдлы» - это черно – белые картинки - загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Смысл данной техники - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.

Чаще всего «Друдл» — это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры. Их желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии

Основная часть

Педагог - коллегам: Уважаемые коллеги, так как мы с Вами педагоги, и непросто педагоги, а педагоги-дошкольники, мы просто обязаны уметь смотреть на мир глазами детей и говорить с воспитанниками на одном языке. Поэтому предлагаю забыть на время о том, что мы взрослые и отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну сказок.

«Двери в сказку отворяем,

Всех к ней в гости приглашаем»

Первое задание:

Игра «Угадай чей портрет и сочини синквейн

(На доске плакат со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, юбкой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, сапогами (обувью) Кота в сапогах и с корзинкой от Красной Шапочки).

Педагог - коллегам: Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача, убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок, реплики героев.

1.Он странным образом родился:

Из полена появился.

Длинный нос, колпак. Узнали?

Как же мальчика назвали?

(Снимаем с плаката нос.)

– А самая выдающаяся его часть его лица? (Буратино, нос.)

2. Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”

– Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд.)

– По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту).

(Снимаем с плаката бант.)

3) Звучит песня Красной Шапочки

–Девочка пела в темном лесу:

– Бабушке я пирожки принесу!

Шапочка – словно малина!

Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка.)

– И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка).

(Снимаем с плаката корзинку.)

4.А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:

– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.

– Догадались, кто это? (Незнайка.)

– А самая выдающаяся его часть одежды? (Шляпа.)

(Воспитатель снимает с плаката шляпу.)

5) Звучит куплет частушек от Бабок - Ёжек.

– Это из моего любимого.Отвечайте, кто поет? (Бабки-Ежки.)

– А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга?

(Воспитатель снимает с плаката изображение ступы.)

– Так, и кто же это у нас получился?

По первому морозцу,

По первому снежку

Кто на печке едет,

Лёжа на боку? (Емеля.)

Педагог - коллегам: Пришло время поупражняться в составлении синквейна. А вот и сказочный персонаж – Емеля!

1. Кто? Емеля

2. Емеля какой? Глупый, ленивый.(Добрый, смешной. Веселый, наивный.)

3. Что делает? Ловит, спит, едет, жалеет.

4. Емеля поймал говорящую щуку.Емеля пожалел волшебную щуку.

5. Добрый герой.

Игра-задание с друдлами: Давайте рассмотрим «Друдл». Можно подобрать несколько различных вариантов о том, что изображено. И все они будут правильные.

Варианты:

-бабочка ползет по ниточке;

-песочные часы уравновешиваются на веревке;

-бабочку зажало дверью лифта;

-двери шкафа с ручками;

-два топора повернут лезвиями в разные стороны;

-два бильярдных стола с треугольниками.

Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:

-простые (друдлы, где имеется немного элементов);

018210ca992154a81f463bb52cc8b5fa.png1.pngxx1464.png

       

 -средние (друдлы, где элементов уже больше);

Y94fvIATQY7N_1200x0_AybP2us9.gifziwM0UhKb1DW_1200x0_AybP2us9.gif

- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов);

324.gifdr004.jpgunnamed.jpg

Когда же можно использовать друдлы? Эту игру можно использовать на занятии с детьми старших и подготовительных групп, на занятиях с детьми ОВЗ. Так же будет не менее эффективно и использование данной игры с педагогами, для снятия эмоционального напряжения и просто отдохнуть.

Игра-задание с друдлами «Узнай и дорисуй героя сказки!»

Педагог: Уважаемые коллеги, предлагаю рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать и рассказать, что именно вы увидели в исходной картинке. Другими словами, назвать сказку и угадать сказочного персонажа, сочинить синквейн - загадку про него. Предложить коллегам отгадать героя сказки. В помощь педагогам предлагаются картинки-подсказки.

Заключительная часть:

Педагог - коллегам: Итак, Уважаемые коллеги, я думаю вы со мной согласитесь, что технология «Синквейн» и «Друдлы» обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг сочинять и рифмовать стихотворения, перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. Я считаю, что эти две технологии  объединяют детей и взрослых, помогают вместе думать, фантазировать и смеяться. Помогают вам сблизиться, установить контакт, к общению, которого нам в мире цифровых технологий не хватает. Семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения, именно поэтому все техники, которые мы используем с детьми, я предлагаю давать родителям проводить дома со своими детьми. 

Мне хотелось бы всем присутствующим пожелать творческих успехов, креативных идей и больших достижений. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий - друдлов

С целью поиска инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы п...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии "Синквейн"...

Мастер-класс для педагогов "Дидактическая игра "Путешествие в мир сказок" для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Синквейн"и включением игровых заданий- друдлов

Поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому раз...

Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий – друдлов

поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому раз...