Народные игры для детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Народные игры для развития взаимодействия между детьми, коммуникативных навыков, снятия тревоги, стеснения, для знакомства с русским народным творчеством и воспитание любви к русским традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_starshih_grupp_po_godovoy_zadache.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Годовая задача на 2019-2020 учебный год

«Народное творчество, как средство патриотического воспитания»

Народные игры для старших групп по годовой задаче

Ворон Иван Петрович

Игра особенно предпочтительна для того возраста, когда ребенок уже способен отделиться от близких людей (от матери), делает первые шаги  к восприятию себя самокритично. Игра представляет собой как бы репетицию первого сознательного отделения  себя от близких. На самом деле первое самоотделение ребенка происходит примерно в возрасте 3-х лет («я сам»), но в три года ребенок не способен еще воспринять символический смысл этой игры, для него это может быть страшно. Для детей  важно  многократное проигрывание этой игры  со всеми деталями.

Игра первоначально может происходить в форме рассказывания  истории. Впоследствии необходимость в этом отпадает, так как все уже знают, в чем суть игры. Рассказывать может хозяйка.

Все играющие делятся на хозяйку, ворона, а остальные становятся курочками  (или цыплятами). Хозяйка – это взрослый (ведущий). Ворон отходит подальше от всех в уголок. Остальные садятся на корточки, и хозяйка начинает:

«Жили у одной хозяйки на дворе цыплята. Раз, два, три, четыре, пять (хозяйка должна всех своих курочек пересчитать). Наступила ночь (дети любят при этом закрывать глаза). В это время ворон тихонько прокрадывается и  забирает (то есть дотрагивается до каждого) 4-5 курочек (цыплят) (если детей много, если их мало, то он может забрать двух-трех и даже одного) в свой домик (в уголок, который может быть закрыт чем-нибудь (можно ширмой, или занавеской)). Наступил день. Хозяйка стала пересчитывать своих цыплят: Раз, два, три, четыре, ах, одной нет (или трех-пяти, в зависимости от того, сколько ворон забрал). Тогда хозяйка  идет к домику ворона и вступает в диалог с ним:

  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек (цыплят)?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Наступила ночь. Ворон снова забирает несколько курочек (цыплят).

Наступил день. Раз, два, три, ах одной нет (или трех-пяти, в зависимости от того, сколько ворон забрал).

  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек (цыплят)?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Наступила ночь. Ворон снова забирает несколько курочек (цыплят).

Наступил день. Раз, два, ах одной нет.

  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек (цыплят)?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Наступила ночь. Ворон снова забирает несколько курочек (цыплят).

 Наступил день. Раз, ах одной нет.

  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Наступила ночь. Ворон снова забирает несколько курочек (цыплят).

Наступил день. Ах, ни одной нет.

  • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
  • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

Тут курочки начинают тихонько выглядывать из домика ворона, но еще никуда не бегут.

  • Как, как же ты их не видал, вон они, я их слышу, я их вижу: цып, цып, цып, и все курочки (цыплята) бегут обратно к своей хозяйке.

Дударь.

В этой игре дети исследуют свое тело, проигрывая свои различные психологические и соматические проблемы. Когда ребенок часто говорит родителям: «у меня ножка болит, у меня ручка болит…», это не значит, что маленький ребенок – симулянт, скорее, ему не хватает внимания взрослых, их тепла и участия в его нелегкой деткой жизни. Играя в эту игру, ребенок может насладиться тем, что все не только выслушивают, что же у него болит, но и играют так, как будто у них болит то же самое, то есть «принимают на себя его боль», пусть даже в игровой форме. А это, в свою очередь способствует развитию сопереживания.

Все встают, не держась за руки, образуя круг. В середине – «дударь». Круг поет песню.

Дударь-дударь-дударище,

Старый-старый старичище,

Его во колоду, его во сырую, его во гнилую.

Затем круг хором спрашивает у «дударя»:

  • Дударь, дударь, что болит?

«Дударь» отвечает, одновременно показывая, на какую- либо часть своего тела, лица, что у него болит. Например:

  • Нога болит (при этом он берется за ногу там, где она «болит»)

В кругу повторяют с  сожалением:

  • Ой, нога болит!

После этого играющие, стоявшие кругом, держась, как и «дударь» за ту же ногу и в том же месте, где и он, ходят по кругу вокруг «дударя» и снова поют ту же песню. Игра продолжается до тех пор, пока «дударю» не надоест быть «дударем». Тогда в тот момент, когда его спрашивают, что у него болит, он отвечает:

  • Все болит или Ничего не болит!

И, после этих слов, все бросаются врассыпную, а «дударь» ловит кого-нибудь – тот и становится новым «дударем».

Тетёра.  

Игра наиболее актуальна для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В ней проигрываются такие ситуации, которые в жизни всем взрослым хорошо знакомы: идешь, идешь и вдруг что-то, кто-то тебя  останавливает, «ловит». И даже не от тебя зависит, когда тебя поймают, кто это будет, ты просто должен подчинится ситуации. В этой игре, многократно проигрываемой, ребенок учится терпению, ожиданию. И все это излагается в доступной для восприятия ребенка манере – в игре.

Два человека  становятся «воротами» (это, как правило, дети, которые не хотят играть, или очень застенчивые), то есть,  держась за руки, поднимают их вверх так, чтобы остальные играющие  могли вереницей пройти через  «ворота». Все поют и, держась за руки, по одному проходят сквозь ворота:

        Тетёра шла, моховая шла

            По каменьям, по раменьям

            Сама прошла, всех детей провела!

            Самого умного ребятёнка оставила!

На словах: «Самого умного -…» ворота закрываются, и пойманный в них  играющий становится в круг с воротами.  Все вновь запевают песню, и те, кто не пойман, продолжают ходить вереницей, проходя через все ворота . Когда в следующий раз  пойманных оказывается достаточно много, чтобы построить еще одни ворота, они становятся  другими воротами, а вереница проходит уже и через новые  ворота  и через старые. Игра продолжается до тех пор, пока все  ходящие вереницей не будут пойманы.

Мак маковистый.

Игра наиболее актуальна для детей в возрасте от 3 до 5-6 лет. В ней переживается, проигрывается биологический и психологический рост человека. На подсознательном уровне дети впитывают цикл роста всего живого: сначала сеют, потом растят, потом собирают, потом… «сели» и цикл может повторяться как игра.

Все встают в круг, держась за руки, идут по кругу и поют. Игра начинается с запева: «Мак маковистый, да мак головистый, Сизые, голубые голубочики мои, Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите, Как сеют мак, как сеют мак», затем идет собственно куплет. Во время первой строчки каждого куплета все встают на месте и показывают движениями то, о чем поется.

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как сеют мак, как сеют мак.

Сеют эдак и вот эдак, сеют эдак и вот эдак,

Вот как,  вот как сеют мак, вот как, вот как сеют мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как растет мак, как растет мак.

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как полют мак, как полют мак.

Полют эдак и вот эдак, полют эдак и вот эдак,

Вот как,  вот как полют  мак, вот как, вот как полют мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как цветет мак, как цветет мак.

Цветет эдак и вот эдак, цветет эдак и вот эдак,

Вот как,  вот как цветет мак, вот как, вот как цветет мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как рву-ут  мак, как рву-ут мак.

Рвут  эдак и вот эдак, рвут эдак и вот эдак,

Вот как,  вот как рву-ут мак, вот как, вот как рву-ут мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как едят  мак, как едят мак.

Едят  эдак и вот эдак, едят эдак и вот эдак,

Вот как,  вот как едят  мак, вот как, вот как едят мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите…

Съели девки мак, съели девки мак!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе я люблю использовать народные игры. С накоторыми из них я хотела бы подлиться....

Проект «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Игра – это очень важная часть человеческой культуры. У всех народов нашей планеты есть игры. Играют не только дети. Взрослые «играют» свадьбы, работают «играючи». Детёныш...

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИгра «Никанориха» 1 вариантДети, взявшись за руки, идут по кругу:Никанориха гусей пасла,Запустила в огород козла.Никанориха руг...

«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Картотека подвижных русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста....