Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра «Никанориха» 1 вариант
Дети, взявшись за руки, идут по кругу:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается.
С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары.
Говорят:
Надо быстро пару брать,
Чтобы козликом не стать.
После этого проигравший ребенок становится вместе со всеми детьми в круг и игра повторяется.
Игра «Никанориха» 2 вариант
По считалочке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» – за ним, помахивая прутиком.
Дети поют:
Никанориха гусей пасла
Да пустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел-то улыбается.
После припева все разбегаются, а Никанориха стоит, ругает «козлика». После того как музыка кончается, дети снова встают парами, а тому, кто останется без пары.
Дети говорят:
«Раз, два, три – козлик ты!»
Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
Русская народная игра «Никанориха» 3 вариант
«Есть еще одна игра
Поиграем, детвора?»
По считалке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком. Дети поют:
«Никанориха гусей посла
Запустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел – то улыбается»
Дети разбегаются, а Никанориха стоит ругает «козлика». После того, как музыка кончается (или по хлопку), дети снова встают парами. Тому, кто остается без пары, говорят: «Раз, два, три – козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
Игра «Ворон на дубу»
По считалочке выбирают «ворона». Дети образуют вокруг него круг, поют песню и выполняют движения:
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Да-а!
«Ворон» после песни протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми, и на слова «Раз, два, три – беги!» - бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до «ворона» и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.
Игра «У дедушки Трифона»
Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит:
«Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте».
После этого водящий запевает. Дети ведут хоровод по кругу, и все поют:
У дедушки Трифона,
Было семеро детей.
Семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Все на дедушку глядели
И все делали вот так!
И все делали вот так!
Как?
С последними словами дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим «сыновьям» – то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет себя за волосы. «Сыновья» должны проворно и быстро повторять все движения.
Дедушка Трифон выбирает из «сыновей» лучшего исполнителя, который становится водящим.
Хороводная игра «Теремок» 1 вариант
Загадка
Достаю из сундука атрибуты
Что же это такое? Отгадайте загадку и узнаете, в какую игру будем играть:
«На поляне вырос дом,
Разместились звери в нем.
Вдруг пришел большой, лохматый,
Надавил на домик лапой…
Затрещал дом, покосился
И на части развалился»
Игра – хоровод «Теремок» 2 вариант
Дети выбирают «медведя». Он выбирает детей, исполняющих роли мышки, лягушки, зайца, лисы, волка. Дети, исполняющие роли животных, стоят за кругом. Водим хоровод со словами:
«Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок (показываем)
Вдруг по полю, мышка бежит
У дверей остановилась и стучит: (мышка стучит)
«Тук-тук-тук! Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?»
Водим хоровод, пока все звери не войдут в круг.
Медведь стучит: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Звери отвечают и спрашивают у него: «А ты кто?»
Медведь: «А я мишка, всех ловишка». Все убегают, медведь догоняет.
Хороводная игра «Теремок». 3 вариант
Русская народная песня, обработка Т.Попатенко
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю, Мышка бежит
(Мышка бежит за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Мышка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).
Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,
(Лягушка прыгает за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Лягушка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Лягушка стучит и поет)
Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!
(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит)
Считалки:
- «Бегал заяц по болоту
Он искал себе работу,
А работу не нашел,
Он заплакал и ушел». - «Шли бараны по дороге,
Замочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей»
Итог
«Очень весело играли
Вы ребята, не устали?
Поднялось у вас настроение?»
Вот сколько игр мы с вами проиграли! Это все русские народные игры. Вам они понравились?
Приветствие:
«Утром ранним
Кто-то странный
Заглянул ко мне в окно
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло
Будто руку потянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной».
Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом.
Солнце, как настоящий волшебник, растопило все обиды, и наполнили наши сердца добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день.
Ребята, давайте подарим частичку любви и доброты нашим гостям. Будем по очереди брать солнышки и говорить свои пожелания.
(Дети по очереди берут солнышки и говорят свои пожелания: «Я желаю, чтобы всем было весело» и т.д.)
А сейчас подарите солнышки гостям. Пусть они принесут всем тепло, радость, удачу.
Игра «Погуляю, пойду» на мотив «Я на горку шла»
1.Погуляю, пойду,
И дружочка найду.
Мы с дружочком вдвоём
Дружно пляску начнём.
Припев: Вот носок, пятка, топ,
Слева тоже притоп.
А теперь покружись
И дружку поклонись.
И ещё покружись
И с дружочком простись.
2.Погуляю, пойду,
Двух дружочков найду.
И теперь мы втроём
Дружно пляску начнём.
Припев
3. Погуляю, пойду,
Трёх дружочков найду.
Мы теперь вчетвером
Дружно пляску начнём.
Припев.
4. Погуляю, пойду,
Четверых я найду.
Мы теперь впятером
Дружно пляску начнём.
Припев.
5. Погуляю, пойду,
Пятерых я найду.
Мы теперь вшестером
Дружно пляску начнём.
Припев.
6. Погуляю, пойду,
Всех друзей я найду.
И всей группой для вас
Мы попляшем сейчас.
Припев: Вот носок, пятка, топ,
Слева тоже притоп.
А теперь покружись
И дружку поклонись.
И ещё покружись
И в конце обнимись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра «Никанориха» 1 вариант
Дети, взявшись за руки, идут по кругу:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козел-то упирается.
С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары.
Говорят:
Надо быстро пару брать,
Чтобы козликом не стать.
После этого проигравший ребенок становится вместе со всеми детьми в круг и игра повторяется.
Игра «Никанориха» 2 вариант
По считалочке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» – за ним, помахивая прутиком.
Дети поют:
Никанориха гусей пасла
Да пустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел-то улыбается.
После припева все разбегаются, а Никанориха стоит, ругает «козлика». После того как музыка кончается, дети снова встают парами, а тому, кто останется без пары.
Дети говорят:
«Раз, два, три – козлик ты!»
Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
Русская народная игра «Никанориха» 3 вариант
«Есть еще одна игра
Поиграем, детвора?»
По считалке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком. Дети поют:
«Никанориха гусей посла
Запустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел – то улыбается»
Дети разбегаются, а Никанориха стоит ругает «козлика». После того, как музыка кончается (или по хлопку), дети снова встают парами. Тому, кто остается без пары, говорят: «Раз, два, три – козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
Игра «Ворон на дубу»
По считалочке выбирают «ворона». Дети образуют вокруг него круг, поют песню и выполняют движения:
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Да-а!
«Ворон» после песни протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми, и на слова «Раз, два, три – беги!» - бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до «ворона» и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.
Игра «У дедушки Трифона»
Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит:
«Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте».
После этого водящий запевает. Дети ведут хоровод по кругу, и все поют:
У дедушки Трифона,
Было семеро детей.
Семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Все на дедушку глядели
И все делали вот так!
И все делали вот так!
Как?
С последними словами дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим «сыновьям» – то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет себя за волосы. «Сыновья» должны проворно и быстро повторять все движения.
Дедушка Трифон выбирает из «сыновей» лучшего исполнителя, который становится водящим.
Хороводная игра «Теремок» 1 вариант
Загадка
Достаю из сундука атрибуты
Что же это такое? Отгадайте загадку и узнаете, в какую игру будем играть:
«На поляне вырос дом,
Разместились звери в нем.
Вдруг пришел большой, лохматый,
Надавил на домик лапой…
Затрещал дом, покосился
И на части развалился»
Игра – хоровод «Теремок» 2 вариант
Дети выбирают «медведя». Он выбирает детей, исполняющих роли мышки, лягушки, зайца, лисы, волка. Дети, исполняющие роли животных, стоят за кругом. Водим хоровод со словами:
«Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок (показываем)
Вдруг по полю, мышка бежит
У дверей остановилась и стучит: (мышка стучит)
«Тук-тук-тук! Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?»
Водим хоровод, пока все звери не войдут в круг.
Медведь стучит: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Звери отвечают и спрашивают у него: «А ты кто?»
Медведь: «А я мишка, всех ловишка». Все убегают, медведь догоняет.
Хороводная игра «Теремок». 3 вариант
Русская народная песня, обработка Т.Попатенко
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю, Мышка бежит
(Мышка бежит за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Мышка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).
Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,
(Лягушка прыгает за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Лягушка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Лягушка стучит и поет)
Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!
(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит)
Считалки:
- «Бегал заяц по болоту
Он искал себе работу,
А работу не нашел,
Он заплакал и ушел». - «Шли бараны по дороге,
Замочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей»
Итог
«Очень весело играли
Вы ребята, не устали?
Поднялось у вас настроение?»
Вот сколько игр мы с вами проиграли! Это все русские народные игры. Вам они понравились?
Приветствие:
«Утром ранним
Кто-то странный
Заглянул ко мне в окно
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло
Будто руку потянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной».
Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом.
Солнце, как настоящий волшебник, растопило все обиды, и наполнили наши сердца добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день.
Ребята, давайте подарим частичку любви и доброты нашим гостям. Будем по очереди брать солнышки и говорить свои пожелания.
(Дети по очереди берут солнышки и говорят свои пожелания: «Я желаю, чтобы всем было весело» и т.д.)
А сейчас подарите солнышки гостям. Пусть они принесут всем тепло, радость, удачу.
Игра «Погуляю, пойду» на мотив «Я на горку шла»
1.Погуляю, пойду,
И дружочка найду.
Мы с дружочком вдвоём
Дружно пляску начнём.
Припев: Вот носок, пятка, топ,
Слева тоже притоп.
А теперь покружись
И дружку поклонись.
И ещё покружись
И с дружочком простись.
2.Погуляю, пойду,
Двух дружочков найду.
И теперь мы втроём
Дружно пляску начнём.
Припев
3. Погуляю, пойду,
Трёх дружочков найду.
Мы теперь вчетвером
Дружно пляску начнём.
Припев.
4. Погуляю, пойду,
Четверых я найду.
Мы теперь впятером
Дружно пляску начнём.
Припев.
5. Погуляю, пойду,
Пятерых я найду.
Мы теперь вшестером
Дружно пляску начнём.
Припев.
6. Погуляю, пойду,
Всех друзей я найду.
И всей группой для вас
Мы попляшем сейчас.
Припев: Вот носок, пятка, топ,
Слева тоже притоп.
А теперь покружись
И дружку поклонись.
И ещё покружись
И в конце обнимись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе я люблю использовать народные игры. С накоторыми из них я хотела бы подлиться....
Проект «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»
Игра – это очень важная часть человеческой культуры. У всех народов нашей планеты есть игры. Играют не только дети. Взрослые «играют» свадьбы, работают «играючи». Детёныш...
«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...
Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста
Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»
Картотека подвижных русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....