Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.
методическая разработка

Гритчина Ольга Николаевна

              «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…»

Д.Д.Шостакович

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.

              «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…»

Д.Д.Шостакович

«Музыкальное воспитание – это воспитание

не музыканта, а прежде всего воспитание человека»

Сухомлинский

   Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания  человека.                                                              Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение  к музыкальным образам, закладываются предпосылки  музыкального вкуса.

    Основная задача  педагога – приобщить ребенка к удивительному  и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие  музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение  к нему, стремление активно, творчески  сопереживать воспринимаемое.

     В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный  опыт, который  позволяет ему  ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления  об окружающем, об отношениях  между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к  эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного  в жизни и  искусстве, начинают формироваться первые нравственно- эстетические  понятия, ценностные ориентации.

Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания,  меньше  внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.

Изучив методическую литературу: Н.А.Виноградовой и Е.Н.Панковой «Образовательные проекты в детском саду», Е.С.Евдокимовой «Технология проектирования в ДОУ»; Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, работы Л.С. Киселевой, ТА. Данилиной, Т.С. Лагоды, М.Б. Зуйковой, я определила для себя, что использование проектной деятельности позволит решить эту проблему.

        Первым опытом в этом направлении стал проект «В мире звуков». Тему проекта подсказало диагностическое обследование музыкальных способностей детей. Проведенная в начале учебного года диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито музыкальное восприятие, а именно: умение слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, высказывать свое суждение о прослушанном. Поэтому целью познавательно – творческого проекта «В мире звуков» стало развитие интереса и потребности у детей умения слушать и воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные.

Продолжая работу по теме «Проектная деятельность в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников» в 2009/10 уч. году я разработала проект «Огненные годы войны» , посвященный 65-летию Великой Победы. Эту тему я выбрала не случайно. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Огненные годы войны» позволила задействовать различные виды детской деятельности: познавательная, художественно-речевая, игровая, театрализованная, музыкальная, продуктивная. В ходе проекта были проведены цикл тематических музыкальных занятий: «Долгая дорога войны», «Песни грозовых дней», музыкально-познавательное занятие «Звучащие памятники войны», интегрированное «Ордена и медали», совместно с воспитателем Жуковой В.Д. разработана музыкально-литературная композиция «День Победы. Этот праздник со слезами на глазах». Оформлены папка-передвижка «Песни, с которыми мы победили», стенд «К 65-летию Победы». Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. Ими был оформлен уголок «Герои-односельчане ВОВ».

В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания .А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников» представлен на педагогическом часе по теме «Проектная деятельность в музыкальном развитии старших дошкольников», на районном методическом объединении по теме «Новые подходы к музыкально-эстетическому воспитанию дошкольного возраста».

Материалы с опытом работы размещены на сайте управления образования и направлены в журнал «Творчество в детском саду».

Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель и т.д. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов предполагающих межпредметные связи.

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F10%2Fispolzovanie_ikt.pdf&docid=af2d30f7a4f02ae95e65651801bb4f8c&a=bi&pagenumber=1&w=523

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F10%2Fispolzovanie_ikt.pdf&docid=af2d30f7a4f02ae95e65651801bb4f8c&a=bi&pagenumber=2&w=523

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F10%2Fispolzovanie_ikt.pdf&docid=af2d30f7a4f02ae95e65651801bb4f8c&a=bi&pagenumber=3&w=523

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F10%2Fispolzovanie_ikt.pdf&docid=af2d30f7a4f02ae95e65651801bb4f8c&a=bi&pagenumber=4&w=523

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F10%2Fispolzovanie_ikt.pdf&docid=af2d30f7a4f02ae95e65651801bb4f8c&a=bi&pagenumber=5&w=523

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2012%2F10%2Fispolzovanie_ikt.pdf&docid=af2d30f7a4f02ae95e65651801bb4f8c&a=bi&pagenumber=6&w=523

"Каждый  ребенок - уникален

и неповторим, каждый, уверяют  психологи, одарен"   

Т.Галковская

Работы с одаренными дошкольниками в   ДОУ

      Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

  • Федеральная программа «Дети России» принятой 18.08.1994 и подпрограмма «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года);
  • рабочая концепция одаренности 2003г.;
  • программа развития муниципальной системы образования на 2005-2008 год;
  • решение коллегии управления образования г. Ярославля от 20.10.2003г.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера . Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г). Цель программы «Одаренный ребенок» - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации.Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

 

     02 октября 2002г. управлением образования г. Ярославля в целях осуществления федеральной политики в области образования и реализации президентской программы «Одаренные дети» было утверждено Положение о группах «Одаренный ребенок» в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

В этой связи в городе Ярославле в трех дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ№ 56, 65, 101) функционируют группы, осуществляющие программу «Одаренный ребенок» для детей с высоким уровнем развития.

Заведующая ДОУ № 65 Галстян О.В. отмечает, что организуя работу группы «Одаренный ребенок» прежде всего, решались следующие задачи:

  • анализ основных направлений (модели) работы с одаренными детьми в дошкольном образовании;
  • определение общих организационно-методических приемов функционирования группы «Одаренный ребенок» в ДОУ;
  • представление организационно-методических приемов работы с кадрами по осуществлению их деятельности в группе «Одаренный ребенок»;
  • анализ системы организационно-методических условий функционирования группы «Одаренный ребенок»

А также, учитывались следующие условия:

  • построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов;
  • подготовка кадров;
  • организация педагогического процесса на основе гибкого использования пространства и деятельности специалистов;
  • координация взаимодействий всех субъектов учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Наряду с этими группами, дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, студиях, секциях, организованных при ДОУ и учреждениях дополнительного образования города.

29 июня 2004 года Государственной думой Ярославской области был принят Закон «О поддержке одаренных детей". Закон направлен на выявление и поддержку одаренных детей в Ярославской области, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития в интересах личности, общества и государства. Настоящий Закон призван повысить заинтересованность родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей, а самих детей – в самореализации и профессиональном самоопределении.

На базе МДОУ № 56 в 2004 году работал организационно-методический центр «Создание условий для развития детей с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей (одаренные дети)», призванный осуществлять организацию помощи в повышении качества и совершенствовании методической работы ДОУ города.

В 2004 под руководством методистов ГЦРО была создана городская творческая группа работников дошкольных образовательных учреждений «Организация работы с одаренными детьми», которая занималась проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в дошкольных учреждениях, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, осуществлением взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования.

С 2007 учебного года ГЦРО осуществляет курсовую подготовку педагогов ДОУ по теме: «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности» - заочная форма.

Целью работы данного курса является – повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам работы с детьми, имеющими признаки одаренности и их родителями.

Курсовая подготовка «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности» осуществляется в соответствии с Федеральной программой «Дети России» и подпрограммой «Одаренные дети», рабочей концепцией одаренности 2003 года, программой развития муниципальной системы образования на 2005-2008год, решением коллегии управления образования г. Ярославля.

Курс рассчитан на 72 часа и состоит из двух модулей:

I модуль (36 часов) «Ребенок с признаками одаренности в семье и в ДОУ» реализуется в 2007-2008 учебном году.

Тематика занятий:

  • Актуальность и востребованность работы с родителями одаренных детей.
  • Формы взаимодействия детского сада с родителями детей с признаками одаренности.
  • Изучение опыта работы с родителями детей с признаками одаренности в ДОУ № 56,65.
  • Работа специалистов ДОУ по сопровождению детей данной категории.
  • Социализация детей с признаками одаренности в массовом детском саду.
  • Обобщение и систематизация опыта работы за год.

II модуль (36 часов) «Дополнительное образование для детей с признаками одаренности» будет реализовываться в 2008-2009 учебном году.

Тематика занятий:

  • Нормативно-правовая база организации дополнительного образования для детей на базе ДОУ
  • Формы организации дополнительного образования в ДОУ
  • Изучение и анализ программ дополнительного образования для детей с признаками одаренности
  • Основные стратегии обучения и развития детей с признаками одаренности в структуре дополнительного образования
  • Принципы организации обучения и развития одаренных детей в структуре дополнительного и дошкольного образования образования на базе ДОУ
  • Изучение опыта работы педагогов по дополнительному образованию в ДОУ города

Занятия проводятся один раз в месяц на базе дошкольных образовательных учреждений. Категория участников курсовой подготовки: старшие воспитатели, воспитатели, психологи детских садов города. Активно привлекаются к участию детские сады, имеющие опыт работы с данной категорией детей (ДОУ№ 56,65). Все встречи проходят в обстановке заинтересованности и в рефлексии педагоги указывают на нужность и востребованность предлагаемого материала.

Педагоги города, работающие с данной категорией детей регулярно делятся своим опытом работы на страницах журнала «Детский сад. День открытых дверей»

По вопросу создания условий для развития детей с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей было выпущено приложение к журналу «Детский сад. День открытых дверей». Составителем данного приложения является заведующая МДОУ № 56 Пашкова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ....

«Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ».

     Основная задача  педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им.       В детском саду...

«Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ».

В данном материале раскрывается  работа нед проектом «Классическая музыка в детском саду»...

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МБДОУ

      Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания  человека....

«Использование проектного метода в работе музыкального руководителя, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников»

В ФГОС ДО особое место отводится созданию условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на ...

Презентация "Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя в ДОУ"

Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значим...

Проектная деятельность в работе музыкального руководителя

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...