Программа " Твой путь к мечте"
рабочая программа

 Шипунова Светлана Анатольевна

Миссия учителя заключается не только в том, чтобы научить и выучить детей, но еще и помочь стать мудрыми, образованными, творческими, ответственными и зрелыми людьми. Современный период времени характеризуется более ранним знакомством подростков с проблемами, которые в крайних своих проявлениях ставят под угрозу саму их жизнь.

Актуальность программы: программа, в основе которой лежит курс «Как сбываются и разбиваются мечты», дает учащимся возможность усвоить навыки и знания, которые пригодятся им при принятии важных решений не только в различных социальных, межличностных сферах, но и касаются нескольких самых серьезных проблем социума: алкоголизма, выстраивания правильных отношений с противоположным полом. Тем самым программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме. В основе программы лежит позитивный подход к работе с подростками.

Цель программы: помочь учащимся выбрать достойные жизненные цели и мечты. Она поощряет поведение, способствующее осуществлению лучших стремлений подростка (показывая, за счет чего могут сбыться его мечты), и предупреждает об угрозах, которые способны эти мечты разрушить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvoy_put_k_mechte.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат № 19 среднего общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Твой путь к мечте»

для учащихся 7 класса

Разработана

Шипунова С.А., воспитатель

Новокузнецк, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Страница

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты освоения программы

6

Содержание курса

7

4.

5.

Тематическое планирование

 Приложение                                                    

11

12


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Миссия учителя заключается не только в том, чтобы научить и выучить детей, но еще и помочь стать мудрыми, образованными, творческими, ответственными и зрелыми людьми. Современный период времени характеризуется более ранним знакомством подростков с проблемами, которые в крайних своих проявлениях ставят под угрозу саму их жизнь.

Актуальность программы: программа, в основе которой лежит курс «Как сбываются и разбиваются мечты», дает учащимся возможность усвоить навыки и знания, которые пригодятся им при принятии важных решений не только в различных социальных, межличностных сферах, но и касаются нескольких самых серьезных проблем социума: алкоголизма, выстраивания правильных отношений с противоположным полом. Тем самым программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме. В основе программы лежит позитивный подход к работе с подростками.

Цель программы: помочь учащимся выбрать достойные жизненные цели и мечты. Она поощряет поведение, способствующее осуществлению лучших стремлений подростка (показывая, за счет чего могут сбыться его мечты), и предупреждает об угрозах, которые способны эти мечты разрушить.

Задачи программы:

  • Познавательные:
  • формирование мотивации учащихся к формированию и воплощению мечты в жизнь;
  • организация информационной поддержки учащихся;
  • предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной жизненной позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации.
  • Воспитательные:
  • воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
  • воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам, здоровый образ жизни.
  • Развивающие:
  • формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
  • создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятие 1. Таинственная шкатулка: приключение начинается

Основные идеи: на пути к свободе ждет множество так называемых «ритуалов перехода», связанных с изменением социального статуса или началом нового этапа жизни. Одни ритуалы помогают достичь цели и осуществить мечты, другие – безрассудны и пагубны.

Ключевые понятия:«Ритуалы перехода». Свобода. Сообщество.

К концу занятия учащиеся должны:

  • познакомиться с некоторыми «ритуалами перехода», ожидающими их на пути к свободе;
  • понять, какие препятствия ждут их на этом пути;
  • перечислить ресурсы, необходимые для совершения «ритуалами перехода» (люди, знания, жизненные цели, качества личности).

Занятие 2. Задумайтесь о своей жизни: мечты и препятствия

Основные идеи: ученики, поставившие перед собой четкие цели, с большей вероятностью откажутся от деструктивных моделей поведения, вредных привычек. Именно в этом возрасте учащимся пора определить со своими жизненными целями.

Ключевые понятия:Приключение. Мечты. Препятствия.

К концу занятия учащиеся должны:

  • составить список своих целей в жизни;
  • проанализировать и изменить этот список, если потребуется;
  • составить список препятствий, которые могут помешать им в достижении целей.

Занятие 3. Свобода и ответственность

Основные идеи: поиск одной только свободы не только не поможет осуществить мечты, но и причинит боль. Свобода неотделима от ответственности: перед самим собой; перед другими людьми. Человеку кажется, что свобода без ответственности: легкодостижима (не требует особых усилий); позволяет быстро добиться результатов; не влечет за собой последствий; принимается не задумываясь.

Ключевые понятия:незрелая свобода, зрелая свобода.

К концу занятия учащиеся должны:

  • понять, что одна только свобода не приведет к осуществлению мечты;
  • уметь убедить своего товарища в том, что свобода неотделима от ответственности;
  • уметь распознавать незрелые представления о свободе.

Занятие 4. О полезных и вредных привычках

Основные идеи: привычки – это результат многократного повторения сходных решений. Одни привычки помогают достичь поставленных целей, а другие этому только мешают. В наших силах выбрать результат своей жизни, культивируя одни привычки и отказываясь от других.

Ключевые понятия:вредные привычки, полезные привычки.

К концу занятия учащиеся должны:

  • различать привычки, которые способны поработить человека и помешать осуществлению замыслов;
  • различать привычки, которые могут освободить и помочь в достижении целей;
  • выбрать одну позитивную привычку и развивать ее в течение ближайшего месяца.

Занятие 5. Сильнее вместе

Основные идеи: для создания благоприятной обстановки в классе учащиеся должны осознавать свою взаимозависимость. Обстановка взаимного уважения приносит пользу как учащимся, так и учителям.

Ключевые понятия:взаимозависимость, сотрудничество/соперничество, доверие, самоконтроль.

К концу занятия учащиеся должны:

  • приняв участие в работе дискуссионной группы, внести свой вклад в описание идеальной обстановки для обучения;
  • задуматься над тем, каким правилам необходимо следовать и какие обязанности на себя взять, чтобы в классе установилась по-настоящему благоприятная для обучения обстановка.

Занятие 6. Давление среды: как устоять

Основные идеи:часто причины, провоцирующие деструктивные модели поведения, лежат глубже, чем кажется на первый взгляд; к тому же многие подростки на осознают наличия этих проблем. Среди причин, побуждающих подростков к принятию решений, разрушающих их мечты, - давление сверстников и желание найти утешение от страданий. Влияние на других – нормальная часть общения. Когда подростки понимают, что их друзья и знакомые могут получить выгоду, если окажут на них влияние, они с большей вероятностью подвергнут сомнению мотивы и правдивость их обещаний. Подростки часто не осознают, что у друзей и знакомых могут быть скрытые причины предложить им сигареты, алкоголь и даже наркотики. Когда подростки понимают эти скрытые мотивы, им легче противостоять давлению со стороны сверстников. Когда на человека оказывается давление, он должен проанализировать источник и мотивы поступающих предложений.

Ключевые понятия:давление, утверждение, убеждение.

К концу занятия учащиеся должны:

  • перечислить некоторые глубинные мотивы, толкающие людей на употреблению алкоголя, курению и т.п.;
  • описывать некоторые эгоистичные мотивы, которые иногда побуждают людей воздействовать на подростка, навязывая ему курение, алкоголь и т.п.

Занятие 7. Мгновенное удовольствие: не попадитесь на удочку

Основные идеи: терпеливо ждать исполнения желаний. Некоторые вещи обещают мгновенное удовольствие, поэтому они привлекают людей, особенно если им трудно или скучно живется. Однако эти «разрушители мечты» часто превращаются в современных рабовладельцев, порабощающих людей, которые надеялись, что у них будет достаточно сил, чтобы в любой момент вернуть контроль над своей жизнью.

Ключевые понятия:ловушка мгновенного удовольствия.

К концу занятия учащиеся должны:

  • измерить степень своей импульсивности в ситуации искушения и способность откладывать удовлетворение желаний;
  • научиться противостоять импульсивным порывам при встрече с искушением;
  • понять, что за мгновенное удовольствие, которое нам обещают «убийцы мечты», приходится расплачиваться всю жизнь.

Занятие 8. СМИ без прикрас

Основные идеи: рекламодатели используют мощные, изощренные технологии воздействии на потребителей и способы манипулировать ими, побуждая покупать определенные товары и прививая определенные идеи и жизненные принципы. Подросткам необходимо умение распознавать попытки друзей отвлечь их от осуществления жизненных целей.

Ключевые понятия: реклама, факт, вымысел.

К концу занятия учащиеся должны:

  • рассмотреть примеры современной рекламы;
  • объяснить, какие приемы используются для продажи товара;
  • научиться распознавать смысл, скрытый за внешним содержание рекламы;
  • предупредить друга о коварных особенностях рекламы;
  • осознавать, что некоторые сверстники также могут предпринимать попытки манипулировать ими.

Занятие 9. Сила слова «нет»

Основные идеи: понять, как важно говорить «нет» занятиям, которые могут нанести учащимся физический, эмоциональный или психологический вред. Учащиеся должны понимать, когда они могут сказать «нет», и как справляться с теми ситуациями, в которых «нет» сказать трудно. Некоторые учащиеся должны научиться говорить «нет» так, чтобы их услышали.

К концу занятия учащиеся должны:

  • придумать сценки, иллюстрирующие значение слова «нет» в определенных ситуациях;
  • твердо знать, что «нет» можно сказать не только словами, но и действиями;
  • описать, как сложно бывает противостоять групповому давлению.

Занятие 10. Путь к мечте

Основные идеи: многим учащимся мешают добиться поставленных в жизни целей опасные, «ядовитые» убеждения, наличия которых они зачастую не осознают. В этом возрасте ученики часто принимают решения, которые влияют на их способность осуществить мечты в будущем.

Ключевые понятия: как ваше решение скажется на других, какую пользу решение принесет вам, как это решение может вам повредить. Задуматься о жертвах, на которые, возможно, придется пойти в результате принятия этого решения.

К концу занятия учащиеся должны:

  • понять, какие убеждения по-настоящему опасны, и заменить их здоровыми убеждениями;
  • описать на бумаге процесс, который должен происходить при принятии решений;
  • понять, что они должны нести ответственность за свои решения;
  • научиться распознавать ловушки, которые могут затруднить принятие правильных решений.

Занятие 11 Важность границ

Основные идеи: прежде чем учащиеся столкнутся с различными соблазнами, им необходимо установить четкие границы своей личности. Когда у человека есть чёткие границы, его решения обычно имеют позитивные последствия (польза) и негативные последствия (цена).

Ключевые понятия:границы, опасность страсти.

К концу занятия учащиеся должны:

  • описать физические границы своего личного пространства;
  • описать свои нравственные границы в сферах, связанных с соблазнами;
  • описать, как позитивные  негативные последствия принятых решений способны помочь или помешать их движению к счастливой и исполненной смысла жизни.

Занятие 12. Что вы знаете об алкоголе?

Основные идеи: некоторые мифы об алкоголе многие люди считают фактами. Многие людям необходимо признать, что алкоголь – это серьезная проблема для их семей.

К концу занятия учащиеся должны:

  • отличать мифы об алкоголе от фактов;
  • знать, какие проблемы связаны с алкоголем.

Занятие 13. Воздействие алкоголя на организм

Основные идеи: злоупотребление алкоголем вызывает серьезное поражение жизненно важных органов человека. Разрушительное воздействие алкоголя со временем усиливается.

К концу занятия учащиеся должны:

  • знать основные органы человека, которые затрагивает алкоголь;
  • знать о наиболее распространенных заболеваниях, связанных со злоупотреблением алкоголем;
  • назвать свои мечты, осуществление которых невозможно при злоупотреблении алкоголем.

Занятие 14. Что вы знаете о наркотиках?

Основные идеи:информация о наркотиках часто недостоверна, источники ее распространения могут быть  ненадежными; точная достоверная информация поможет отказаться от употребления наркотиков.

К концу занятия учащиеся должны:

-перечислить, какие сведение о наркотиках и наркомании они считают истинными;

-обсудить возможные источники информации  о наркотиках и наркомании, а так же мотивы людей, которые навязывают ложную информацию;

- научиться определять степень надежности и достоверности источников информации.

Занятие 15 Воздействие наркотиков на организм

Основные идеи:существуют несколько различных видов наркотикав, которые воздействуют на организм по-разному; наркотики оказывают неблагоприятное действие на многие органы человека; использование внутривенных наркотиков связано с высоким риском заражения ВИЧ или гепатитом; наркотики лишают человека будущего.

К концу занятия учащиеся должны:

-знать об особенностях воздействия на организм наркотиков разных типов:

-осознать крайне высокий риск заражения ВИЧ при внутривенном введении наркотиков;

-назвать основные органы человека, которые разрушаются при воздействии наркотических веществ;

-понять разницу между тем, как наркоман воспринимает себя, и тем, как воспринимают его окружающие;

-понимать, как наркотики влияют на продолжительность жизни человека;

-знать как наркотики влияют га способность человека мыслить и концентрировать внимание.

Занятие 16  Как сбываются мечты

Основные идеи:истории подлинные или вымышленные, воспитывают характер и способность делать позитивный нравственный выбор; ребята будут гораздо лучше исполнять решения, принятые на занятиях курса, если окажутся в кругу единомышленников, с которыми их будет связывать принцип взаимной поддержки и ответственности.

К концу занятия учащиеся должны:

-осознать значение реальных историй и литературных произведений для воспитания положительных качеств характера;

-написать рассказ об одном положительном решении, принятом на занятиях курса;

-коротко описать в личном дневнике что  они узнали из каждой темы курса.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Таинственная шкатулка: приключение начинается

1

Задумайтесь о своей жизни: мечты и препятствия

1

Свобода и ответственность

1

О полезных и вредных привычках

1

Сильнее вместе

1

Давление среды: как устоять

1

Мгновенное удовольствие: не попадитесь на удочку

1

СМИ без прикрас

1

Сила слова «нет»

1

Путь к мечте

1

Важность границ

1

Что вы знаете об алкоголе?

1

Воздействие алкоголя на организм

1

Что вы знаете о наркотиках?

1

Воздействие наркотиков на организм

1

Как сбываются мечты

1

17.

Праздник в честь окончания курса

1

Итого

17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Мой путь в профессию,или история о сбывшейся детской мечте".

Материал был подготовлен для представления в Красногвардейский НМЦ СПб для участия в конкурсе ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ в номинации ДЕТСТВО. Тур второй :" САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ". ...

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения "Путь к Олимпийской мечте" с использованием ИКТ

В моей работе представлен комплекс эстафет и конкурсов, направленный на компенсацию зрительных недостатков, коррекцию и развитие физических качеств.Цель: формирование  у воспитанников ценностного...

Тренинг для педагогов ДОУ "На пути к мечте"

Тренинг для педагогв детского сада "На пути к мечте" направлен на осознание жизненных целей, выявление барьеров, препятствующих достижению целей, раскрытие внутреннего потенциала для осуществлеия мечт...

" Твое имя, твой дом,твоя улица".

консультация- памятка для родителей  дошкольников....

Макет «Улица мечты на пути к Солнечному городу»

Я и МЫ – точки соприкосновенияЗаметки молодого воспитателя «Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим ...

видеоролик мой творческий путь "Моя мечта сбылась - я инструктор по физической культуре"

Видеоролик моего творческого пути, моя мечта сбылась - я инструктор по физической культуре....