Программа " Твой путь к мечте"
рабочая программа
Миссия учителя заключается не только в том, чтобы научить и выучить детей, но еще и помочь стать мудрыми, образованными, творческими, ответственными и зрелыми людьми. Современный период времени характеризуется более ранним знакомством подростков с проблемами, которые в крайних своих проявлениях ставят под угрозу саму их жизнь.
Актуальность программы: программа, в основе которой лежит курс «Как сбываются и разбиваются мечты», дает учащимся возможность усвоить навыки и знания, которые пригодятся им при принятии важных решений не только в различных социальных, межличностных сферах, но и касаются нескольких самых серьезных проблем социума: алкоголизма, выстраивания правильных отношений с противоположным полом. Тем самым программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме. В основе программы лежит позитивный подход к работе с подростками.
Цель программы: помочь учащимся выбрать достойные жизненные цели и мечты. Она поощряет поведение, способствующее осуществлению лучших стремлений подростка (показывая, за счет чего могут сбыться его мечты), и предупреждает об угрозах, которые способны эти мечты разрушить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoy_put_k_mechte.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат № 19 среднего общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Твой путь к мечте»
для учащихся 7 класса
Разработана
Шипунова С.А., воспитатель
Новокузнецк, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Страница |
Пояснительная записка | 3 | |
Планируемые результаты освоения программы | 6 | |
Содержание курса | 7 | |
4. 5. | Тематическое планирование Приложение | 11 12 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Миссия учителя заключается не только в том, чтобы научить и выучить детей, но еще и помочь стать мудрыми, образованными, творческими, ответственными и зрелыми людьми. Современный период времени характеризуется более ранним знакомством подростков с проблемами, которые в крайних своих проявлениях ставят под угрозу саму их жизнь.
Актуальность программы: программа, в основе которой лежит курс «Как сбываются и разбиваются мечты», дает учащимся возможность усвоить навыки и знания, которые пригодятся им при принятии важных решений не только в различных социальных, межличностных сферах, но и касаются нескольких самых серьезных проблем социума: алкоголизма, выстраивания правильных отношений с противоположным полом. Тем самым программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме. В основе программы лежит позитивный подход к работе с подростками.
Цель программы: помочь учащимся выбрать достойные жизненные цели и мечты. Она поощряет поведение, способствующее осуществлению лучших стремлений подростка (показывая, за счет чего могут сбыться его мечты), и предупреждает об угрозах, которые способны эти мечты разрушить.
Задачи программы:
- Познавательные:
- формирование мотивации учащихся к формированию и воплощению мечты в жизнь;
- организация информационной поддержки учащихся;
- предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной жизненной позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации.
- Воспитательные:
- воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
- воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам, здоровый образ жизни.
- Развивающие:
- формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
- создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятие 1. Таинственная шкатулка: приключение начинается
Основные идеи: на пути к свободе ждет множество так называемых «ритуалов перехода», связанных с изменением социального статуса или началом нового этапа жизни. Одни ритуалы помогают достичь цели и осуществить мечты, другие – безрассудны и пагубны.
Ключевые понятия:«Ритуалы перехода». Свобода. Сообщество.
К концу занятия учащиеся должны:
- познакомиться с некоторыми «ритуалами перехода», ожидающими их на пути к свободе;
- понять, какие препятствия ждут их на этом пути;
- перечислить ресурсы, необходимые для совершения «ритуалами перехода» (люди, знания, жизненные цели, качества личности).
Занятие 2. Задумайтесь о своей жизни: мечты и препятствия
Основные идеи: ученики, поставившие перед собой четкие цели, с большей вероятностью откажутся от деструктивных моделей поведения, вредных привычек. Именно в этом возрасте учащимся пора определить со своими жизненными целями.
Ключевые понятия:Приключение. Мечты. Препятствия.
К концу занятия учащиеся должны:
- составить список своих целей в жизни;
- проанализировать и изменить этот список, если потребуется;
- составить список препятствий, которые могут помешать им в достижении целей.
Занятие 3. Свобода и ответственность
Основные идеи: поиск одной только свободы не только не поможет осуществить мечты, но и причинит боль. Свобода неотделима от ответственности: перед самим собой; перед другими людьми. Человеку кажется, что свобода без ответственности: легкодостижима (не требует особых усилий); позволяет быстро добиться результатов; не влечет за собой последствий; принимается не задумываясь.
Ключевые понятия:незрелая свобода, зрелая свобода.
К концу занятия учащиеся должны:
- понять, что одна только свобода не приведет к осуществлению мечты;
- уметь убедить своего товарища в том, что свобода неотделима от ответственности;
- уметь распознавать незрелые представления о свободе.
Занятие 4. О полезных и вредных привычках
Основные идеи: привычки – это результат многократного повторения сходных решений. Одни привычки помогают достичь поставленных целей, а другие этому только мешают. В наших силах выбрать результат своей жизни, культивируя одни привычки и отказываясь от других.
Ключевые понятия:вредные привычки, полезные привычки.
К концу занятия учащиеся должны:
- различать привычки, которые способны поработить человека и помешать осуществлению замыслов;
- различать привычки, которые могут освободить и помочь в достижении целей;
- выбрать одну позитивную привычку и развивать ее в течение ближайшего месяца.
Занятие 5. Сильнее вместе
Основные идеи: для создания благоприятной обстановки в классе учащиеся должны осознавать свою взаимозависимость. Обстановка взаимного уважения приносит пользу как учащимся, так и учителям.
Ключевые понятия:взаимозависимость, сотрудничество/соперничество, доверие, самоконтроль.
К концу занятия учащиеся должны:
- приняв участие в работе дискуссионной группы, внести свой вклад в описание идеальной обстановки для обучения;
- задуматься над тем, каким правилам необходимо следовать и какие обязанности на себя взять, чтобы в классе установилась по-настоящему благоприятная для обучения обстановка.
Занятие 6. Давление среды: как устоять
Основные идеи:часто причины, провоцирующие деструктивные модели поведения, лежат глубже, чем кажется на первый взгляд; к тому же многие подростки на осознают наличия этих проблем. Среди причин, побуждающих подростков к принятию решений, разрушающих их мечты, - давление сверстников и желание найти утешение от страданий. Влияние на других – нормальная часть общения. Когда подростки понимают, что их друзья и знакомые могут получить выгоду, если окажут на них влияние, они с большей вероятностью подвергнут сомнению мотивы и правдивость их обещаний. Подростки часто не осознают, что у друзей и знакомых могут быть скрытые причины предложить им сигареты, алкоголь и даже наркотики. Когда подростки понимают эти скрытые мотивы, им легче противостоять давлению со стороны сверстников. Когда на человека оказывается давление, он должен проанализировать источник и мотивы поступающих предложений.
Ключевые понятия:давление, утверждение, убеждение.
К концу занятия учащиеся должны:
- перечислить некоторые глубинные мотивы, толкающие людей на употреблению алкоголя, курению и т.п.;
- описывать некоторые эгоистичные мотивы, которые иногда побуждают людей воздействовать на подростка, навязывая ему курение, алкоголь и т.п.
Занятие 7. Мгновенное удовольствие: не попадитесь на удочку
Основные идеи: терпеливо ждать исполнения желаний. Некоторые вещи обещают мгновенное удовольствие, поэтому они привлекают людей, особенно если им трудно или скучно живется. Однако эти «разрушители мечты» часто превращаются в современных рабовладельцев, порабощающих людей, которые надеялись, что у них будет достаточно сил, чтобы в любой момент вернуть контроль над своей жизнью.
Ключевые понятия:ловушка мгновенного удовольствия.
К концу занятия учащиеся должны:
- измерить степень своей импульсивности в ситуации искушения и способность откладывать удовлетворение желаний;
- научиться противостоять импульсивным порывам при встрече с искушением;
- понять, что за мгновенное удовольствие, которое нам обещают «убийцы мечты», приходится расплачиваться всю жизнь.
Занятие 8. СМИ без прикрас
Основные идеи: рекламодатели используют мощные, изощренные технологии воздействии на потребителей и способы манипулировать ими, побуждая покупать определенные товары и прививая определенные идеи и жизненные принципы. Подросткам необходимо умение распознавать попытки друзей отвлечь их от осуществления жизненных целей.
Ключевые понятия: реклама, факт, вымысел.
К концу занятия учащиеся должны:
- рассмотреть примеры современной рекламы;
- объяснить, какие приемы используются для продажи товара;
- научиться распознавать смысл, скрытый за внешним содержание рекламы;
- предупредить друга о коварных особенностях рекламы;
- осознавать, что некоторые сверстники также могут предпринимать попытки манипулировать ими.
Занятие 9. Сила слова «нет»
Основные идеи: понять, как важно говорить «нет» занятиям, которые могут нанести учащимся физический, эмоциональный или психологический вред. Учащиеся должны понимать, когда они могут сказать «нет», и как справляться с теми ситуациями, в которых «нет» сказать трудно. Некоторые учащиеся должны научиться говорить «нет» так, чтобы их услышали.
К концу занятия учащиеся должны:
- придумать сценки, иллюстрирующие значение слова «нет» в определенных ситуациях;
- твердо знать, что «нет» можно сказать не только словами, но и действиями;
- описать, как сложно бывает противостоять групповому давлению.
Занятие 10. Путь к мечте
Основные идеи: многим учащимся мешают добиться поставленных в жизни целей опасные, «ядовитые» убеждения, наличия которых они зачастую не осознают. В этом возрасте ученики часто принимают решения, которые влияют на их способность осуществить мечты в будущем.
Ключевые понятия: как ваше решение скажется на других, какую пользу решение принесет вам, как это решение может вам повредить. Задуматься о жертвах, на которые, возможно, придется пойти в результате принятия этого решения.
К концу занятия учащиеся должны:
- понять, какие убеждения по-настоящему опасны, и заменить их здоровыми убеждениями;
- описать на бумаге процесс, который должен происходить при принятии решений;
- понять, что они должны нести ответственность за свои решения;
- научиться распознавать ловушки, которые могут затруднить принятие правильных решений.
Занятие 11 Важность границ
Основные идеи: прежде чем учащиеся столкнутся с различными соблазнами, им необходимо установить четкие границы своей личности. Когда у человека есть чёткие границы, его решения обычно имеют позитивные последствия (польза) и негативные последствия (цена).
Ключевые понятия:границы, опасность страсти.
К концу занятия учащиеся должны:
- описать физические границы своего личного пространства;
- описать свои нравственные границы в сферах, связанных с соблазнами;
- описать, как позитивные негативные последствия принятых решений способны помочь или помешать их движению к счастливой и исполненной смысла жизни.
Занятие 12. Что вы знаете об алкоголе?
Основные идеи: некоторые мифы об алкоголе многие люди считают фактами. Многие людям необходимо признать, что алкоголь – это серьезная проблема для их семей.
К концу занятия учащиеся должны:
- отличать мифы об алкоголе от фактов;
- знать, какие проблемы связаны с алкоголем.
Занятие 13. Воздействие алкоголя на организм
Основные идеи: злоупотребление алкоголем вызывает серьезное поражение жизненно важных органов человека. Разрушительное воздействие алкоголя со временем усиливается.
К концу занятия учащиеся должны:
- знать основные органы человека, которые затрагивает алкоголь;
- знать о наиболее распространенных заболеваниях, связанных со злоупотреблением алкоголем;
- назвать свои мечты, осуществление которых невозможно при злоупотреблении алкоголем.
Занятие 14. Что вы знаете о наркотиках?
Основные идеи:информация о наркотиках часто недостоверна, источники ее распространения могут быть ненадежными; точная достоверная информация поможет отказаться от употребления наркотиков.
К концу занятия учащиеся должны:
-перечислить, какие сведение о наркотиках и наркомании они считают истинными;
-обсудить возможные источники информации о наркотиках и наркомании, а так же мотивы людей, которые навязывают ложную информацию;
- научиться определять степень надежности и достоверности источников информации.
Занятие 15 Воздействие наркотиков на организм
Основные идеи:существуют несколько различных видов наркотикав, которые воздействуют на организм по-разному; наркотики оказывают неблагоприятное действие на многие органы человека; использование внутривенных наркотиков связано с высоким риском заражения ВИЧ или гепатитом; наркотики лишают человека будущего.
К концу занятия учащиеся должны:
-знать об особенностях воздействия на организм наркотиков разных типов:
-осознать крайне высокий риск заражения ВИЧ при внутривенном введении наркотиков;
-назвать основные органы человека, которые разрушаются при воздействии наркотических веществ;
-понять разницу между тем, как наркоман воспринимает себя, и тем, как воспринимают его окружающие;
-понимать, как наркотики влияют на продолжительность жизни человека;
-знать как наркотики влияют га способность человека мыслить и концентрировать внимание.
Занятие 16 Как сбываются мечты
Основные идеи:истории подлинные или вымышленные, воспитывают характер и способность делать позитивный нравственный выбор; ребята будут гораздо лучше исполнять решения, принятые на занятиях курса, если окажутся в кругу единомышленников, с которыми их будет связывать принцип взаимной поддержки и ответственности.
К концу занятия учащиеся должны:
-осознать значение реальных историй и литературных произведений для воспитания положительных качеств характера;
-написать рассказ об одном положительном решении, принятом на занятиях курса;
-коротко описать в личном дневнике что они узнали из каждой темы курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Таинственная шкатулка: приключение начинается | 1 | |
Задумайтесь о своей жизни: мечты и препятствия | 1 | |
Свобода и ответственность | 1 | |
О полезных и вредных привычках | 1 | |
Сильнее вместе | 1 | |
Давление среды: как устоять | 1 | |
Мгновенное удовольствие: не попадитесь на удочку | 1 | |
СМИ без прикрас | 1 | |
Сила слова «нет» | 1 | |
Путь к мечте | 1 | |
Важность границ | 1 | |
Что вы знаете об алкоголе? | 1 | |
Воздействие алкоголя на организм | 1 | |
Что вы знаете о наркотиках? | 1 | |
Воздействие наркотиков на организм | 1 | |
Как сбываются мечты | 1 | |
17. | Праздник в честь окончания курса | 1 |
Итого | 17 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе " Мой путь в профессию,или история о сбывшейся детской мечте".
Материал был подготовлен для представления в Красногвардейский НМЦ СПб для участия в конкурсе ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ в номинации ДЕТСТВО. Тур второй :" САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ". ...
Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения "Путь к Олимпийской мечте" с использованием ИКТ
В моей работе представлен комплекс эстафет и конкурсов, направленный на компенсацию зрительных недостатков, коррекцию и развитие физических качеств.Цель: формирование у воспитанников ценностного...
Тренинг для педагогов ДОУ "На пути к мечте"
Тренинг для педагогв детского сада "На пути к мечте" направлен на осознание жизненных целей, выявление барьеров, препятствующих достижению целей, раскрытие внутреннего потенциала для осуществлеия мечт...
" Твое имя, твой дом,твоя улица".
консультация- памятка для родителей дошкольников....
Макет «Улица мечты на пути к Солнечному городу»
Я и МЫ – точки соприкосновенияЗаметки молодого воспитателя «Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим ...
видеоролик мой творческий путь "Моя мечта сбылась - я инструктор по физической культуре"
Видеоролик моего творческого пути, моя мечта сбылась - я инструктор по физической культуре....