Пескография как инновационная технология в развитии дошкольников.
статья
Пескография (или рисование на песке) непосредственно связана с игровыми потребностями ребёнка третьего года жизни, ведь, ведущим видом его деятельности является предметная, мышление – наглядно-действенное, плюс сензитивный период для сенсорного развития малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peskografiya.docx | 630.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пескография - рисование на песке.
Ребёнку часто приходится слышать от взрослого: «Не ломай!», «Не трогай!», «Сломаешь!» и другое. А песок – совсем другое дело! Свобода! Построил – разрушил, нарисовал – стёр или засыпал и твори заново!
Пескография (или рисование на песке) непосредственно связана с игровыми потребностями ребёнка третьего года жизни, ведь, ведущим видом его деятельности является предметная, мышление – наглядно-действенное, плюс сензитивный период для сенсорного развития малыша.
Конечно, песок увлекает ребёнка своей структурой, сыпучестью, пластичностью, возможностью бесконечного экспериментирования и открытий в познании этого большого мира.
Метод пескографии уникален в реализации многих педагогических и психологических задач, но главное – помогает ребёнку с лёгкостью пройти такой сложный период в его жизни, как адаптация к детскому саду. Эмоциональная сфера двухлетнего ребёнка неустойчива, основана на непосредственном ситуативном восприятии «здесь и сейчас», да, ещё и разлука с мамой добавляет множество переживаний крохе. Песок играет роль релаксатора, уравновешивающего внутреннее состояние малыша, позволяет развивать его эмоциональный интеллект. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построек на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов являются песочные игры. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект.
Дети очень любят игры с песком. Весной и осенью они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Мы знаем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно-логического мышления ребенка.
Техника рисования – пескография дает возможность развития:
• индивидуальности;
• мелкой моторики (повышение тактильной чувствительности);
• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
• речи;
Идет подготовка руки к письму; повышается самооценка ребенка.
Занятия пескографией способствуют:
• коррекции нарушений внимания и поведения;
• коррекции эмоциональных и невротических нарушений;
•развитию психических процессов у детей;
• развитию двух полушарий головного мозга, гармоничному развитию личности;
• снятию стресса и гармонизации внутреннего состояния;
• более глубокому пониманию и принятию себя.
Способы рисования:
1. кулаком,
2. ладонью,
3. ребром большого пальца,
4. щепотью,
5. мизинцами,
6. одновременное использование нескольких пальцев,
7. симметрично двумя руками,
8. отсечение лишнего,
9. насыпание из кулачка.
Приёмы рисования песком.
Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».
Существует несколько способов рисования на песочном столе.
- Самый простой: светлым по тёмному.
Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.
- Техника «засыпания» - используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;
- Техника «насыпания»: взяв песок в кулак, рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом;
- Техника «отпечатка»: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).
Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочки для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.
Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.
- Способ « тёмным по светлому» (насыпание): он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными.
Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов:
- Поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет). Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся.
- Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами - машина.
Простые графические упражнения:
- выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик;
- выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы;
- перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы;
- несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;
- элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.
Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.
- Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом уже цыплёнок, овал и круг - цапля).
- Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).
- Пятна (различаются по плотности, составу и объёму, из них создаётся образ). Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.
Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, успешно подготовить их к школе, развить психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение), образно-логическое мышление, процессы саморегуляции, развить сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...
Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...
Пескография, как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит занимат...
Игра в шашки - инновационная технология интеллектуального развития дошкольников
Актуальность проблемы. Проект "Умные шашки". История возникновения игры "Шашки". Правила игры в русские шашки для дошкольников. Перспективное планирование кружка "Умные шашки...
Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»
Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...
Пескография как инновационная технология в развитии дошкольников.
Пескография для дошкольников....
Инновационные технологии речевого развития дошкольников.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение ...