«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» Познавательно-творческий проект
проект (подготовительная группа)

Сластенина Галина Владимировна

              В настоящее время особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделяется патриотическому воспитанию. Кукла – оберег это одна из составляющих культурного наследия нашей Родины. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kto_v_kukly_ne_igraet_tot_schastya_ne_znaet.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18» г. о. САМАРА

Познавательно-творческий проект  

«Кто в куклы не играет,

тот счастья не знает!»

(куклы – обереги) 

Подготовительная группа

Авторы  проекта: 

воспитатель Долгополова Ольга Николаевна

музыкальный руководитель Сластенина Галина Владимировна

 

2023

Паспорт педагогического проекта

Интеграция полученных умений и навыков реализуются через образовательные области: социально - коммуникативная,  художественно-эстетическая, познавательно – исследовательская, речевая.

Название проекта: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!»

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 18» г. о. Самара

Сроки проведения:  долгосрочный,  январь - март.

Возраст детей: 6-7 лет

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.

Актуальность проекта

              В настоящее время особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделяется патриотическому воспитанию. Кукла – оберег это одна из составляющих культурного наследия нашей Родины. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
            Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. 
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! » - гласит русская народная поговорка.
            В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, во время работы можно петь, рассказывать сказки, разговаривать, и в этом смысле народная кукла, без сомнения, сохранила свои магические свойства - это сплачивает детей, семью и настраивает на добрый и позитивный лад.
          Многие куклы в старину создавались наскоро, из того, что было под рукой. Такие забавы были практически у каждого народа. А уж играть ими - одно удовольствие!

Цель   

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории страны и культуре русского народа через образ народной куклы.

Задачи  

  • Приобщать к русским национальным истокам;
  • Обогащать знания о народных куклах, их видах, способах изготовления;
  • Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Формировать эстетический вкус дошкольников;
  • Учить изготавливать народную куклу – оберег  из ткани, как самостоятельно, так и с помощью воспитателя;
  • Расширять творческие контакты с родителями воспитанников;
  • Привлекать родителей к активному участию в жизни группы.

 

Формы организации детей

  • Беседа
  • Работа в уголке творчества
  • Продуктивная деятельность.
  • Совместная творческая деятельность с родителями
  • Выставка готовых изделий
  • Выступление на празднике

Методы

  • Практический
  • Игровой
  • Наглядный
  • Слуховой
  • Словесный

Приёмы

  • Погружение в игровую ситуацию
  • Групповая (коллективная) работа
  • Беседа,  чтение стихов, слушание и исполнение песен

Форма презентации проекта  

  • Презентация «Народная кукла - оберег».
  • Мастер- класс для детей и родителей по изготовлению русских тряпичных кукол.
  • Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями.
  • Праздничное мероприятие «Обереги для бабушек и мам»;

Участники проекта

  • воспитатели  подготовительной к школе группы;
  • дети   подготовительной группы;
  • музыкальный руководитель;
  • родители воспитанников.

Ожидаемые результаты

  • Работая над проектом, дети узнали много новой для нас информации: что

такое куклы-обереги, какие они бывают, и какую роль играли куклы-

обереги в жизни наших предков.

  • Научились изготавливать куклы-обереги своими руками. Всю работу

выполняли дружно в паре: помогали друг другу; вместе исправляли

ошибки, если такие были; за советом обращались к воспитателю.

  • Презентации проекта  содержала   информацию об истории кукол-оберегов.

  • Ребятам очень понравилось работать над проектом, поэтому они решили на этом не останавливаться.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

 

  • Результатом нашего проекта стали куклы –  сделанные своими руками, презентация, праздник «Обереги для бабушек и мам».

Этапы проекта  

Первый «Вводный»

  • Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта «Модель трех вопросов» (что знаем? что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?)
  • Разработка проекта.
  • Определение актуальной для детей проблемы. Определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности.
  • Развитие мотивации.
  • Подготовка предложений по усилению мотиваций на выполнение проекта.

 Второй «Основной»

Работа воспитателя с детьми

  • Организация предметно - познавательного пространства.
  • Организация художественно - изобразительной деятельности, обучение разным техникам изготовления тряпичных кукол родителей и детей.
  • Подбор книг для чтения и рассматривания иллюстраций.
  • Контроль и оценка деятельности.
  • Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, его качество.

Работа воспитателя с родителями

  • Консультация для родителей «Кукла - оберег». Советы родителям.
  • Информационно-стендовые материалы: «Как сделать «Куклу - оберег».
  • Участие родителей в детских исследованиях на тему «Кукла - оберег».
  • Детско-родительское творчество: изготовление тряпичных кукол.

Работа музыкального руководителя с детьми

  • Разучивание русских песен - закличек, песен - игр, колыбельных.
  • Разучивание пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
  • Подготовка музыкальных номеров для праздника.

Третий «Заключительный»

  • Обсуждение результата полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы;
  • Оформление альбома «Куклы – обереги»
  • Оформление презентации «Моя кукла лучше всех».    
  • Презентация проекта в форме праздничного мероприятия «Обереги для бабушек и мам».
  • Участие в конкурсах.  

 

Список использованных источников

  • Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Детство - Пресс, 2000.
  • Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007.
  • Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011.
  • Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010.
  • Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», издательский дом Цветной мир,: М., 2011.
  • Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал".

Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" знакомит  педагогов и родителей с различными видами русской народной куклы....

Мастер-класс "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Одна народная мудрость гласит:«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню,...

Презентация проекта "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры и наша цель - расширить знания  о народной культуре, знание истории и традиции игрушечного мастерства, приобщиться к...

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным иг...

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

Русская тряпичная кукла своими руками....

Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.

Кукла несет особые функции в психическом развитии ребенка. Одна из таких функций - это воспитание человеческих чувств, нравственности....

Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (по мотивам русских-народных тряпичных кукол)

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...