«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» Познавательно-творческий проект
проект (подготовительная группа)
В настоящее время особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделяется патриотическому воспитанию. Кукла – оберег это одна из составляющих культурного наследия нашей Родины. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kto_v_kukly_ne_igraet_tot_schastya_ne_znaet.docx | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18» г. о. САМАРА
Познавательно-творческий проект
«Кто в куклы не играет,
тот счастья не знает!»
(куклы – обереги)
Подготовительная группа
Авторы проекта:
воспитатель Долгополова Ольга Николаевна
музыкальный руководитель Сластенина Галина Владимировна
2023
Паспорт педагогического проекта
Интеграция полученных умений и навыков реализуются через образовательные области: социально - коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательно – исследовательская, речевая.
Название проекта: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!»
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 18» г. о. Самара
Сроки проведения: долгосрочный, январь - март.
Возраст детей: 6-7 лет
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.
Актуальность проекта
В настоящее время особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделяется патриотическому воспитанию. Кукла – оберег это одна из составляющих культурного наследия нашей Родины. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! » - гласит русская народная поговорка.
В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, во время работы можно петь, рассказывать сказки, разговаривать, и в этом смысле народная кукла, без сомнения, сохранила свои магические свойства - это сплачивает детей, семью и настраивает на добрый и позитивный лад.
Многие куклы в старину создавались наскоро, из того, что было под рукой. Такие забавы были практически у каждого народа. А уж играть ими - одно удовольствие!
Цель
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории страны и культуре русского народа через образ народной куклы.
Задачи
- Приобщать к русским национальным истокам;
- Обогащать знания о народных куклах, их видах, способах изготовления;
- Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа;
- Развивать творческие способности детей;
- Формировать эстетический вкус дошкольников;
- Учить изготавливать народную куклу – оберег из ткани, как самостоятельно, так и с помощью воспитателя;
- Расширять творческие контакты с родителями воспитанников;
- Привлекать родителей к активному участию в жизни группы.
Формы организации детей
- Беседа
- Работа в уголке творчества
- Продуктивная деятельность.
- Совместная творческая деятельность с родителями
- Выставка готовых изделий
- Выступление на празднике
Методы
- Практический
- Игровой
- Наглядный
- Слуховой
- Словесный
Приёмы
- Погружение в игровую ситуацию
- Групповая (коллективная) работа
- Беседа, чтение стихов, слушание и исполнение песен
Форма презентации проекта
- Презентация «Народная кукла - оберег».
- Мастер- класс для детей и родителей по изготовлению русских тряпичных кукол.
- Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями.
- Праздничное мероприятие «Обереги для бабушек и мам»;
Участники проекта
- воспитатели подготовительной к школе группы;
- дети подготовительной группы;
- музыкальный руководитель;
- родители воспитанников.
Ожидаемые результаты
- Работая над проектом, дети узнали много новой для нас информации: что
такое куклы-обереги, какие они бывают, и какую роль играли куклы-
обереги в жизни наших предков.
- Научились изготавливать куклы-обереги своими руками. Всю работу
выполняли дружно в паре: помогали друг другу; вместе исправляли
ошибки, если такие были; за советом обращались к воспитателю.
- Презентации проекта содержала информацию об истории кукол-оберегов.
- Ребятам очень понравилось работать над проектом, поэтому они решили на этом не останавливаться.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- Результатом нашего проекта стали куклы – сделанные своими руками, презентация, праздник «Обереги для бабушек и мам».
Этапы проекта
Первый «Вводный»
- Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта «Модель трех вопросов» (что знаем? что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?)
- Разработка проекта.
- Определение актуальной для детей проблемы. Определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности.
- Развитие мотивации.
- Подготовка предложений по усилению мотиваций на выполнение проекта.
Второй «Основной»
Работа воспитателя с детьми
- Организация предметно - познавательного пространства.
- Организация художественно - изобразительной деятельности, обучение разным техникам изготовления тряпичных кукол родителей и детей.
- Подбор книг для чтения и рассматривания иллюстраций.
- Контроль и оценка деятельности.
- Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, его качество.
Работа воспитателя с родителями
- Консультация для родителей «Кукла - оберег». Советы родителям.
- Информационно-стендовые материалы: «Как сделать «Куклу - оберег».
- Участие родителей в детских исследованиях на тему «Кукла - оберег».
- Детско-родительское творчество: изготовление тряпичных кукол.
Работа музыкального руководителя с детьми
- Разучивание русских песен - закличек, песен - игр, колыбельных.
- Разучивание пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.
- Подготовка музыкальных номеров для праздника.
Третий «Заключительный»
- Обсуждение результата полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы;
- Оформление альбома «Куклы – обереги»
- Оформление презентации «Моя кукла лучше всех».
- Презентация проекта в форме праздничного мероприятия «Обереги для бабушек и мам».
- Участие в конкурсах.
Список использованных источников
- Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Детство - Пресс, 2000.
- Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007.
- Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011.
- Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010.
- Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», издательский дом Цветной мир,: М., 2011.
- Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал".
Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" знакомит педагогов и родителей с различными видами русской народной куклы....
Мастер-класс "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Одна народная мудрость гласит:«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню,...
Презентация проекта "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры и наша цель - расширить знания о народной культуре, знание истории и традиции игрушечного мастерства, приобщиться к...
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»
В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным иг...
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»
Русская тряпичная кукла своими руками....
Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.
Кукла несет особые функции в психическом развитии ребенка. Одна из таких функций - это воспитание человеческих чувств, нравственности....
Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (по мотивам русских-народных тряпичных кукол)
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...