Познавательный вечер развлечений детей совместно с родителями «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Терентьева Наталья Сергеевна

Совместный вечер развлечений с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный вечер развлечений детей средней группы совместно с родителями «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает».

Цель:

  • привлечь родителей и детей к совместной деятельности для  возрождения и сохранения народных традиций семейного рукоделия.

Задачи:

  • Развивать фантазию, вкус, творческое воображение, соотношение цветов; развивать мелкую моторику рук детей;
  • Воспитывать интерес к народному творчеству6 дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы – самоделки; воспитывать бережное отношение к игрушкам;
  • Формировать понятие «народная игрушка»; знакомить детей с элементами рукоделия; учить детей складывать ткань по образцу, обращаться за помощью к взрослым (родителям, воспитателю).

Оборудование и материалы:

  • Декорации в русском народном стиле;
  • Народные игрушки из соломы, ниток, ткани, дерева, глины;
  • Для каждого ребёнка : лоскуток белой ткани 20х20 см; яркий кусочек материи для косынки – 10х10 см; отрезок ткани для пелёнки – 25х25 см; нить красного цвета; яркий шнурок для завязывания; магнитофон.

Предварительная работа: цикл занятий с детьми «Народные игрушки».

Участники: деть средней группы, родители, воспитатель.

Ход вечера развлечений:

Детей встречает воспитатель в костюме бабушки.

Бабушка:

Здравствуйте мои милые!

Здравствуйте мои хорошие!

Здравствуйте мои пригожие!

А мальчики у нас как ясны соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Расселись удобно? Вот и хорошо.

     Я хочу вам сегодня рассказать об игрушках ваших пробабушек и продедушек. Давным-давно, когда заканчивались все работы в полях, огородах, садах люди собирались вместе на посиделки, там они пели песни, хороводы водили, в игры играли, сказки слушали, да рукоделием занимались. Ребята, как вы думаете, что значит слово «рукоделие»? (ответы детей). Рукоделие – это создание изделий своими руками. Сегодня я хочу рассказать вам и вашим мамам о куклах.

     Давным-давно, когда ещё не было не пластмассы, ни резины, ни красок, когда не было магазинов, а все покупали на базарах и ярмарках, у детей не было столько игрушек, как у вас. Дети делали и придумывали игрушки сами. Первоначально дети играли деревянной куклой. Вот такой! ( Воспитатель достаёт из корзинки полено). Повяжет девочка платок, наденет юбку на полено и кукла модница готова! Потом наши предки стали делать кукол из соломы. ( Воспитатель достаёт из корзины соломенную игрушку). Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. Они получили большое распространение. В иных домах их до 100 штук накапливалось. В куклы играли ни только девочки, но и мальчики. Играли до 7  - 8 лет все дети. Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки и старшие сестра. С пяти лет такую куклу могла делать любая девочка. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу в колыбель к ребёнку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куколки были яркие и нарядные.

     Существует очень много видов тряпичных кукол. Была кукла игровая – предназначалась детям для игр; обереговые куклы спасали человека от различных опасностей (оберег – от слова «оберегаю», т.е. охраняет, оберегает от всего плохого). Все куклы делались без иголок и ножниц, нельзя было пользоваться колющими предметами.

     Сегодня я познакомлю вас с одной куколкой. ,Она называется кукла – пеленашка. Пеленашка  являлась как обереговой, так и игровой. Спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она обязательно находилась до крещения. Считалось, что кукла оберегает ребенка от опасности, защищает от злых духов и принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенному крестом малышу. Только после крещения куклу убирали из колыбели.

     Такая кукла шилась непосредственно перед рождением ребёнка. Ткани для изготовления брались от одежды отца, матери, деда и т. д. Всё это хранило генетическую память рода. Потом куклу давали новорожденному в ладошку. Таким образом, ребёнок сам себе делал массаж внутренней поверхности ладони.

     Если куклу использовали как игровую, то использовали обычные игровые вещи – простыни, одеяла и т.п. Завернув сложенную простыню в столбик, заворачивали куклу в одеяло и перевязывали поясом или верёвочкой. После игры куклу разворачивали, и вещи опять применялись по своему прямому назначению.

Бабушка: ребята, мне кажется вы немного устали? Давайте немного отдохнём.

Проводится пальчиковая игра «Вдоль по бережку». (Автор Новак Екатерина Владимировна)

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт, (Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.)

Выше бережка головушку несёт, (Сжимаем пальцы в щепоть.)

Белым крылышком помахивает, (Повороты кистей рук из стороны в

Сторону — слева направо обратно.)

На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами.)

Бабушка: теперь можно приступать к работе.

Фоном звучат русские народные мелодии.

Поэтапный изготовление куклы - пеленашки:

  1. Положите белый кусочек ткани на ровную чистую поверхность. Разровняв его, наложите сверху второй, таких же размеров. Его добавляют, чтобы увеличить объем замотанной фигурки.
  2. Для обозначения головы перетягиваем скатку нитями, выделяя треть длины от одного из концов
  3. Перетягиваем куклу посередине. Завязываемый узел символизирует пуп — сосредоточие жизненной силы.
  4. Складываем ткань для платочка куклы по диагонали.
  5. На головку куклы Пеленашки повязываем платочек, концы заводим за спинку крест-накрест, не завязывая узла.
  6. Кладем куклу поверх пеленки, предварительно немного отогнув ее верхний край.
  7. Заворачиваем скатку в пеленку, заводя по очереди углы ткани наискосок за скатку. Нижнюю часть пеленки подгибаем, накидываем на Пеленашку и обтягиваем назад за скатку.
  8. Куклу Пеленашку обвиваем свивальником (узкой длинной полоской ткани, веревочкой или лентой). Начинаем заводя за голову, затем перекрещиваем впереди и перетягиваем оба конца внизу.

Бабушка: как видите, сделать Пеленашку действительно просто. Но за внешней незамысловатостью скрывается древняя традиция и большая сила, способная уберечь малыша от всего зла.

Бабушка: я благодарна нашим мамам за помощь детям и надеюсь наши поседелкидоставили вам удовольствие. А ребят хочу спросить, какие куклы были самые первые? (Ответы детей). Как называется кукла, которую мы с вами сегодня сделали? (Ответы детей). Молодцы, ребятки, все запомнили. Играйте на здоровье и приходите ко мне ещё в гости. До свидания!

Дети уходят.

Используемая литература.

1. Галина и Мария Дайн «Русская тряпичная кукла». Культура и традиции, Москва.2007.

2. Светлана Лаврова «Русские игрушки, игры, забавы». Белый город. Москва.2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

    В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русск...

Познавательный вечер для детей старшего возраста совместно с родителями «Чайный вечер»

Цели:1. Знакомить детей с историей возникновения чая, развивать познавательный интерес.2. Формировать у детей стремление участвовать в совместной творческой деятельности с родителями.Задачи: закр...

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным иг...

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»

Русская тряпичная кукла своими руками....

Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.

Кукла несет особые функции в психическом развитии ребенка. Одна из таких функций - это воспитание человеческих чувств, нравственности....

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» Познавательно-творческий проект

            В настоящее время особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделяется патриотическому воспитанию. Кукла – оберег это одна из составляю...