Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (по мотивам русских-народных тряпичных кукол)
проект (старшая группа)
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukly.pdf | 416.98 КБ |
proekt_kukly.docx | 30.91 КБ |
kartochki.pdf | 2.23 МБ |
kukly_konsultatsiya.pdf | 272.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №27 «ПЕТУШОК»
Проект
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
(по мотивам русских-народных тряпичных кукол)
(4 дня)
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Гуменюк А.В.,
Камень-на-Оби
2022
Актуальность.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Так же здесь реализуется системно - деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
Цель: - продолжать развивать творческие способностей детей через знакомство с культурными традициями русского народа.
Задачи:
Обучающие:
-Продолжать обучать навыкам работы с материалами (тканью, нитками, набивным материалом) и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства и авторские.
- Знакомить с традициями русского народа, с миром народной сказки.
- Учить различным способам изготовления кукол.
- Знакомить с видами кукол по предназначению.
Развивающие:
-Развивать у участников творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
-Развивать у детей память, внимание, художественную наблюдательность.
-Развивать воображение и фантазию.
-Развивать творческое мышление.
-Развивать речь, умение рассуждать, анализировать увиденное, пересказывать.
-Развивать мелкую моторику рук, приобщать детей к труду.
-Проводить работу над исправлением речевых нарушений с использованием речевого материала на основе народного фольклора (использовать чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, частушки).
Воспитательные:
- Воспитывать такие положительные качества личности, как уважение к культуре разных народов своей страны, сопереживание, сочувствие, способность понять другого человека.
-Формировать толерантность, коммуникативную культуру мышления, умение взаимодействовать в коллективе.
-Воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности.
- Воспитывать у детей трудолюбие и аккуратность.
-Воспитывать интерес к посещению музеев, к чтению, к изучению истории русского народа.
Вид проекта:
-по количеству участников – групповой.
-по приоритету метода – познавательный, творческий.
-по направлению – информационный.
-по продолжительности - краткосрочный (4 дня)
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
- Дети могут создать тряпичную куклу и куклу из ниток самостоятельно.
- В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
-подборка иллюстраций и фотографий;
-технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
-мини-музей тряпичной куклы «Народная тряпичная кукла».
-выставка «Игрушки разных времён»
- У детей продолжают формироваться чувства любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
- Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Работа с родителями:
-Анкетирование «Что вам известно о народных куклах?»
-Разработка консультаций – алгоритмов изготовления тряпичных кукол: «Кукла Мотанка», «Зайчик на пальчик», «Зерновушка», «Кувадка»; Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми дома.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный
-Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
-Подбор наглядного и игрового материала.
-Изготовление народных кукол.
-Оформление мини-музея «Куклы разных времён»
-Подбор методической и художественной литературы.
-Подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, народных игр; пальчиковых игр; потешек; скороговорок.
-Составление плана взаимодействия с родителями и детьми.
2 этап: Реализация проекта
Дата | Виды деятельности | Программное содержание | Предметно-развивающая среда |
понедельник | Утро Беседа «Традиции семьи». «Моя любимая игрушка» составление рассказа. | Дать понятие «Семейные традиции», «Семейная реликвия». Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Убедить детей в важности сохранения семейных традиций. Продолжать знакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания об игрушках. Развивать монологическую речь. | Семейные фотографии. Мишутка. Экспонаты выставки «Игрушки разных времен» |
Вторая половина дня Рисование «Моя любимая игрушка» Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная» | Развивать воображение, память, внимание, аккуратность. Учить умению рисовать и закрашивать рисунок, правильно соблюдать пропорции предмета, красиво располагать его на листе бумаги. Воспитывать интерес к художественному творчеству. Воспитывать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам. Развивать интерес к художественной литературе. | Альбомные листы, карандаши, краски, кисти. Иллюстрации к произведению. | |
Вечер Сюжетно – ролевая игра: «Магазин игрушек». Хозяйственно – бытовой труд. «Расставим красиво игрушки» | Учить объединяться в группы по интересам, выбирать сюжет игры, распределять роли. Продолжать учить следить за порядком в группе. Воспитывать желание поддерживать чистоту и порядок, уважение к труду. | Куклы, игрушки, атрибуты для игры. Пополнить игровые уголки игрушками. | |
Взаимодействие с родителями. Сбор экспонатов для выставки «Игрушки разных времён» Знакомство родителей с планом реализации проекта. | |||
вторник | Утро Беседа- показ «Русская красавица» Знакомство с русской тряпичной куклой. (Видами кукол: игровые, обрядовые, обереговые). Подвижная игра «Ручеёк» | Познакомить детей с историей народной игрушки «Русская красавица». Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям. Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки не наталкиваясь друг на друга. Учить громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры. Вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей. Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре. | Разные виды кукол. Оформление музея. Музыкальное сопровождение. |
Вторая половина дня: Дидактическая игра «Весёлые узелки» «Зайчик на пальчик» (Знакомство, изготовление) | Тренировать мелкую моторику рук детей. Учить завязывать узлы. Учить детей конструировать из одного лоскута ткани. Продолжать закреплять умение заматывать нить и завязывать узелки. Продолжать знакомить детей с народными традициями. Формировать чувство формы. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память, воображение, внимание. | Нитки разного качества. (шерстяные, льняные, хлопковые) Лоскутки ткани, нитки, ножницы. | |
Вечер: Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами «Путешествие в прошлое куклы» Чтение русских народных сказок, «Терешечка», «Десятиручка» | Совершенствовать способности к наблюдению. Поощрять сопутствующие наблюдению интеллектуальные процессы (мышление, воображение, логическое суждение). Развивать речь ребенка. Развивать устойчивый интерес к книжным иллюстрациям. Обогащать словарь детей, активизировать его. Совершенствовать диалогическую речь, ее грамматический строй. Донести до детей содержание произведения, раскрыть замысел автора. Воспитывать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам. Развивать интерес к художественной литературе. | Книги Альбом. Иллюстрации. Фотографии. Книга «Русские народные сказки» | |
Взаимодействие с родителями. Результаты анкетирования. Оформление мини-музея «Народная тряпичная кукла», пополнение кукольного уголка. Изготовление альбома «Кукла- народная игрушка» (игровые, обереговые, обрядовые). | |||
среда | Утро Исследование кукол. Хороводные игры «У бабушки Маланьи», «Платочек», «Шел козел по лесу» | Познакомить с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая). Развивается звуковое восприятие и координация движений. Воспитывать нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру. Приобщать к народным традициям. | Лоскутки ткани, пряжа, тесьма, ленты. Платочек. |
Вторая половина дня: Практическая игра «Ох уж эти батики» Конструирование куклы из ниток «Мартинички» | Тренировать мелкую моторику рук детей. Учить завязывать бантики с помощью ниток. Расширять представления о народных обычаях. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способностей и творческое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к русским традициям. Научить изготавливать куклу из ниток. | Ленты. Набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы. | |
Вечер Разучивание потешек. Дидактическая игра «Костюмы для кукол» | Познакомить детей с потешками, как жанром народного фольклора. учить понимать содержание потешки, песенки. Развивать умение подхватывать и читать знакомые строки потешки, песенки. Развивать умение передавать действиями и жестами содержание потешки, песенки. Воспитывать желание помогать. Воспитывать интерес к художественной литературе. Формировать цветовое восприятие: красный, жёлтый, синий, зелёный. Закреплять названия основных цветов, различать их. Закрепить знания о элементах росписи по народным промыслам. | Дидактическая игра «Костюмы для кукол» | |
Взаимодействие с родителями. Консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре» Консультация «Народная кукла в играх современных детей». | |||
четверг | Утро Русские народные песни и частушки. Фольклор. Просмотр иллюстраций и схем - алгоритмов изготовления народной куклы. | Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально исполнять песни и пляски. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, обогащать духовную жизнь детей. Учить внимательно рассматривать схемы, определяя последовательность работы. Воспитывать усидчивость, внимание. | Колонка. Народные костюмы, платки. Альбом со схемами изготовления кукол. |
Вторая половина дня: Изготовление куклы. «Пеленашки» Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери» | Учить мастерить куклу бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Формировать усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук. Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | Лоскутки ткани, нитки. Атрибуты для сюжетно ролевой игры. | |
Вечер: Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка». Русская народная подвижная игра «Гуси-лебеди» | Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, рассказывая последовательно, выразительно. Формировать уважительное отношение к сверстникам: внимательно слушать своих товарищей, не перебивать. Активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции. | Схема составления описательного рассказа. Игрушки. Маски Гуси-лебеди, на каждого ребенка, волка. | |
Взаимодействие с родителями. Выставка «Кукол много не бывает» |
3 этап: Заключительный.
- Создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла».
- Выставка «Игрушки разных времён»
- Посещение музея детьми других групп и родителями.
- Презентация проекта «Русская народная кукла».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал".
Консультация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" знакомит педагогов и родителей с различными видами русской народной куклы....
Интегрированная игра в гости в сказку. По мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди»
Задачи: Вызвать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество. Способствовать развитию речевых умений. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, ...
Мастер-класс "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Одна народная мудрость гласит:«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню,...
Презентация для детей:"Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
Продолжать знакомить детей через игрушку с историей, традициями, бытом на Руси. Обогащать словарь детей новыми словами: "Кувадка", "Крупеничка", "Коляда", "Масленица", "Берестушка", и др. Воспитывать ...
Консультация для родителей " Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русск...
Презентация проекта "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"
Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры и наша цель - расширить знания о народной культуре, знание истории и традиции игрушечного мастерства, приобщиться к...
Конспект интерактивной, дидактической игры для детей раннего возраста по мотивам русской народной сказки «Репка»
Цель: Обобщить знания детей по направлениям: познавательное развитие, речевое развитие....