«Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
статья

Лельмеж Татьяна Сергеевна

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка, оказывая влияние на все стороны его психического развития. Особенно это касается дошкольного возраста, когда игра является одним из важных средств познания окружающего мира. Данный вид деятельности сложен, внутренне мотивирован, но в то же время лёгок и радостен для ребенка. Игра – это наиболее естественный и в то же время продуктивный способ обучения детей дошкольного возраста, поскольку знания и умения усваиваются в привлекательной для детей форме. Поэтому переоценить значение игровой деятельности детей дошкольного возраста сложно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ТЕМА: «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

 в условиях введения ФГОС»

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава I.  Теоретические основы современной игровой деятельности дошкольников по ФГОС ……………………………………………………..

1.1.  Цели, задачи и виды игровой деятельности дошкольников …

1.2. Руководство игровой деятельностью в условиях ФГОС ДО …

Глава II. Методика организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ………………………………………………..

2.1.  Организация предметной среды ………………………………..

2.2. Методы развития игровой деятельности ……………………….

Заключение …………………………………………………………………..

Список литературы ………………………………………………………….

6

6

11

16

16

19

25

26

Введение

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка, оказывая влияние на все стороны его психического развития. Особенно это касается дошкольного возраста, когда игра является одним из важных средств познания окружающего мира. Данный вид деятельности сложен, внутренне мотивирован, но в то же время лёгок и радостен для ребенка. Игра – это наиболее естественный и в то же время продуктивный способ обучения детей дошкольного возраста, поскольку знания и умения усваиваются в привлекательной для детей форме. Поэтому переоценить значение игровой деятельности детей дошкольного возраста сложно.

Но, к сожалению, в настоящее время предметно-развивающая игровая среда уступает место урочной деятельности дошкольников, что приводит к отсутствию у них игрового опыта и умения развивать игровой сюжет. Кроме того, позиция многих родителей сводится к ненужности игры и к раннему обучению дошкольников. Между тем, о роли игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка [10], а специалисты всего мира заняты изучением детских игр, их классификацией и обучением родителей, педагогов, психологов игровому взаимодействию с детьми.

Введение ФГОС ДО позволило сделать акцент на игровой деятельности в дошкольных учреждениях, поскольку игра – одно из ключевых направлений Стандарта [9]. При этом от современного педагога требуется умение учитывать особенности развития детей, запросы родителей и требования школы, а также умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Качественное педагогическое руководство игровой деятельностью дошкольников состоит в том, чтобы до конца понимать развивающую роль детской игры, знать психологию игровой деятельности, компетентно использовать игровые позиции по отношению к играющим детям. Однако многие исследования показали, что для педагогов ДОУ, особенно для начинающих, своеобразным камнем преткновения является организация и руководство игровой деятельностью [3, 4, 6].

Все вышесказанное и предопределило актуальность выбранной темы.

Теоретическая разработанность темы исследования представлена трудами таких педагогов и психологов как Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Губанова, Л.Н. Галигузова, В.С. Мухина, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер и др.

Цель данной работы – комплексное изучение основ организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. 

Названная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- изучить цели, задачи и виды игровой деятельности дошкольников согласно ФГОС;

- исследовать основополагающие моменты руководства игровой деятельностью дошкольников;

- рассмотреть особенности организации предметной среды для игровой деятельности дошкольников;

- охарактеризовать методы, способствующие развитию игровой деятельности.

Объектом исследования является игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предметом исследования выступают особенности и методы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Методами исследования выступают анализ литературы и синтез (систематизация) информации по теме исследования (методы теоретического исследования).

Структура  исследования. Работа состоит  из  введения, двух глав, заключения и списка литературы, который, в свою очередь, представлен научной и специальной литературой, нормативно-правовыми актами и Интернет-ресурсами.

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС

1.1.  Цели, задачи и виды игровой деятельности дошкольников

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях [9]. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определяют содержательный контекст игрового процесса. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

- младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

- раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

- дошкольный период (три — семь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил [5].

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса [9]:

Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;

Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;

Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;

Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения.

Принципы организации игровой деятельности дошкольников звучат следующим образом:

- свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

- творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;

- эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;

- следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры [4].

Игры по ФГОС ДО классифицируются следующим образом.

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры): сюжетно-отобразительная; сюжетно-ролевая игра; режиссёрская постановка; театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.

Игры с ярко выраженным обучающим характером: дидактические игры с сюжетным рисунком; игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности; дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные; народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра.

Охарактеризуем некоторые из перечисленных видов более подробно.

Итак, в возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе [11].

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую [6]. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта [6]. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета [6]. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице [6]. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры: настольный театр картинок или устойчивых игрушек; театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок; игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев; импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета. Театральные игры помогают развить у детей выразительность интонации, мимики, движений, воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи [5].

Театрализованная игра состоит в следующем. На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых [6]. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

В сюжетно-ролевой игре для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д.

Классификация сюжетно-ролевых игр: игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла; игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей — воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.; игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого; игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов [8].

Таким образом, сюжетно-ролевая игра — самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане. В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

1.2. Руководство игровой деятельностью в условиях ФГОС ДО

В соответствии с условиями нового Стандарта необходимо обратить внимание, что игровая форма проведения занятий не имеет отношения к настоящей свободной игре. Прежде всего игра — это инициативная деятельность детей, а игровая форма занятий - деятельность, организованная взрослыми [8].

Необходимо поддерживать два основных принципа организации игры: играть вместе с детьми и на протяжении всего дошкольного возраста.

Условиями успешного руководства игрой являются:

  • умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания;
  • умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искреннем интересом, без обидного снисхождения:

- умение опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к детской выдумке, созданному ребенком образу [11].

Таким образом, воспитатели должны стараться предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Иными словами, не навязывать детям игру, но и не оставлять ее без руководства [7], поскольку самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить особый характер, учитывающий моменты формирования игровых умений в совместной игре с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. Рассмотрим особенности руководства игровой деятельностью в группах разных возрастов.

В группе раннего возраста воспитатель начинает формировать простейшие взаимоотношения между детьми, используя предметы, которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга [7], например, мячик, машинка. Дети располагаются друг напротив друга и прокатывают игрушки. Другой формой предметного взаимодействия может быть совместная постройка из кубиков.

Формируя игровые умения, воспитателю необходимо действовать в следующей последовательности:

  • привлечь ребенка к условному действию со сложной игрушкой (кормить куклу ложкой);
  • привлечь ребенка к условным действиям с заместителем и воображаемым предметом (палочка вместо ложки, градусника);
  • ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное        обозначение своих игровых действий [7], например: «сколько каши наварил, угости и Диму».

В группе младшего возраста на первый план выходит умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие (ролевой диалог). Задача воспитателя в этом возрастном периоде: внимание ребенка перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером. Следует начинать  совместную игру с детьми, используя взаимодополняемые роли [7] (например: мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель и т.п.).

Таким образом, смещается акцент игры с предметного действии на ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

В средней группе задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игроку то роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры [7]. Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не оценивающим руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета [7].

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли во время игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка («Я теперь тоже шофер, я уже не пассажир»), активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам. С детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. Они чувствуют себя в ней более уверенно, так как уже ожидают появления того или иного персонажа [7].

Таким образом, в ходе игры воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с дротом.

Старшая и подготовительная группы. К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того, чтобы переводить детей на более высокую ступень сюжетной игры, в которой они могли бы реализовать своп творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением («игра-придумыванием») [8].

«Игра-придумывание» воспитателя с детьми в ходе педагогической работы строится в следующей последовательности [8]:

  • совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки, например: Иван-царевич и Серый волк:
  • частичное преобразование известной сказки, например: не Иван-царевич, а слуга отправляется не за Жар-птицей, а за ёлкой;
  • придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов, например: Иван-царевич захотел учиться в школе, он отправляется ее искать;
  • развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе        «телефонных        разговоров» (необходимость в объединении разноконтекстных ролей возникает у детей очень часто в игре со сверстниками, когда играть хочется вместе, а роли, привлекающие каждого из партнеров совсем разные);
  • придумывание новых историй на основе реалистических событий (с дальнейшим развертыванием игры по мотивам придуманной истории).

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Таким образом, с помощью такого руководства игровой деятельностью у ребенка формируются познавательные процессы: развивается способность к воображению, образному мышлению. В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками, учится подчинять свои желания определенным требованиям, что имеет огромное значение для воспитания силы воли.

Глава II. Методика организации игровой деятельности

дошкольников в условиях реализации ФГОС

2.1.  Организация предметной среды

Правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В групповом помещении должно быть достаточное количество разных игрушек, которые нужно расставить таким образом, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию того или иного сюжета. Поэтому в игровой комнате создают зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр: приготовления еды, кормления сна, купания кукол, игры в магазин, больницу, парикмахерскую. В определенных местах в детском саду размещают машинки, хранят наборы инструментов, игрушек для игры в зоопарк, цирк и т.д. [1]

Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим детям играть как поодиночке, так и в группе. Все игрушки должны находиться в открытом и свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы дети легко могли найти нужные для игры предметы. Вместе с тем игровое пространство не должно жёстко ограничиваться игровыми уголками [1]. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, лечить куклу он может на свободном столике или коврике. Воспитатель и сам может предложить ребенку игровую зону, например: «Собачка хочет кушать, давай ее покормим. Вот здесь, на коврике возле будки, ее миска».

В качестве игровой зоны можно использовать и спальную комнату в детском саду, устроив в ней игровые уголки для игры в больницу, например. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии [8].

Если ребенок дошкольного возраста вместе с воспитателем или самостоятельно организовал игровое место где-нибудь в уголке, на стульчике или на коврике, а потом прервал игру, не следует сразу же требовать от него, чтобы ребенок убрал игрушки на место, или немедленно бросаться убирать за ним. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игровой деятельности, стимулирует развитие сюжетных действий [8]. Для поддержания у детей интереса к игре необходимо периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышам игрушки на другие, которые временно могут находиться в закрытом помещении (шкафу).

Игрушки для сюжетных игр традиционно подразделяются на два вида: реалистические и прототипические [1]. Реалистические игрушки – это воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов, например, куклы с подвижными частями тела, посуда, машинки, мебель, имеющая функциональные элементы и пр. Прототипические игрушки лишь воспроизводят детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом, плита, на которой нарисованы конфорки и духовка [1]. В группе должны находиться игрушки обоих видов.

Непременным атрибутом игровой деятельности являются куклы [8]. Желательно, чтобы в группе были куклы разного «возраста», из разного материала, с разнообразной мимикой. Хорошо, если среди кукол будут представители различных профессий.

Размер кукол имеет немаловажное значение. При организации предметной среды для игровой деятельности дошкольников следует иметь ввиду, что очень крупные куклы неудобны для манипуляций, а детям младшего дошкольного возраста трудно удержать их в руках. Таких кукол удобно кормить, причесывать, лечить, но неудобно пеленать и купать. Детям младшего дошкольного возраста удобнее играть с небольшими куклами-голышами: их можно носить, укачивать и пр.

Помимо кукол, у детей должны быть игрушечные животные, как домашние, так и дикие [1]. Эти игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

Анализ педагогической литературы по теме параграфа позволил сделать вывод о том, что в группе детского сада для развития игровой деятельности в условиях введения ФГОС должны быть следующие материалы и игрушки:

- кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкафчики и пр.);

- набор «кухня» для приготовления еды (плита, стол, холодильник и пр.);

- куклы в одежде, которую легко можно снимать и одевать;

- игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (столовые приборы, посуда), укладывания спать (подушечки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы из-под шампуней, мочалки), лечения (игрушечные наборы со шприцами, градусниками, фонендоскопами), прогулок (коляски, машинки), уборки (губка, мыло, совок, веник, салфетки), игры в парикмахерскую (зеркало, расческа, ленточка), игры в магазин (весы, калькулятор, касса, муляжи продуктов, «деньги»), игры в цирк (заводные игрушки, перчаточные куклы, маски разных животных), игры в солдатиков и др.;

- строительные наборы для строительства домов, дорожек, заборчиков, мебели (кубики, цилиндры, арки);

- машины разных размеров, цветов, назначения (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина, грузовики, подъемные краны, самолеты и пр.);

- предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали от пирамидок, карточки с овощами и фруктами и пр.).

 

2.2. Методы развития игровой деятельности

Побуждая детей к игре, стимулируя развитие игровой деятельности, воспитатель должен осуществлять индивидуальный подход, учитывать эмоциональное состояние ребенка, его желание и умение играть. Если ребенок, например, впервые пришел в ясли и совсем не умеет играть, в задачи воспитателя входит пробуждение интереса у малыша, вовлечение его в воображаемую ситуацию, поощрение самостоятельных игровых действий [1]. Воспитатель вместе с малышом обходит комнату, показывает игрушки, рассказывает, где находится спальная комната, куклы, остальные игрушки. При этом воспитатель ласково разговаривает с ними, обращаясь от их имени к малышу, может предложить взять куклу или собачку на руки, погладить ее, показать, где глазки, носик, ротик и т.д. Если ребенок откликается на игру, можно продолжить игру, например, спросить у куклы, которую ребенок держит на руках: «Машенька, хочешь покушать? Давай сядем за столик. Вот тарелочка, вот ложечка, поешь кашку». Воспитатель «кормит» куклу, разговаривает с ней, комментирует действия, вовлекая ребенка в игровую деятельность.

Вводить ребенка в игровую ситуацию можно, наделяя игровым смыслом его действия с предметами [1]. Например, если малыш любит возить за веревочку грузовик, можно предложить покатать на нем собачку. Вместе с тем, следует помнить, что стремление ребенка дошкольного возраста к исследованию окружающего мира может мешать развитию сюжета, переключать ребенка на манипулирование предметом или его деталями. Поэтому, прежде чем организовывать сюжетную игру, следует сначала ребенку возможность исследовать игрушки. Для переключения ребенка младшего возраста с манипулятивной деятельности на игровую, можно организовать игру рядом с ребенком [1]. Например, малыш застегивает и расстегивает кофточки на пуговицах, воспитатель может взять другую куклу со словами: «Пора купать Лялю. Хочешь искупаться, Ляля?». Воспитатель берет тазик, губку и «моет» куклу, после чего спрашивает у ребенка: «Хочешь, и твою куклу искупаем?». Если малыш откликается, нужно обязательно закрепить эффект похвалой: «Смотри, как ты хорошо моешь куклу, какая она у тебя стала чистая, красивая».

На следующем этапе развития игровой деятельности в задачи воспитателя входит обогащение игрового опыта детей [1]. Воспитатель должен создать условия для того, чтобы дети не только подражали его действиям, но и проявляли фантазию и изобретательность в играх. Но на данном этапе ребенку младшего дошкольного возраста все равно требуется помощь взрослого, чтобы разнообразить игру, увеличивая количество игровых предметов и действий.

Включение в игру предметов-заместителей делает ее более интересной, содержательной, стимулирует творческое воображение ребенка [2]. Например, воспитатель замечает, что ребенок во время кормления куклы берет со стола шарик и несколько раз подносит ко рту куклы. Воспитатель спрашивает малыша: «Чем ты кормишь куколку?». Ребенок растерянно молчит. Тогда воспитатель подсказывает: «Может быть, это яичко?». Ребенок согласно кивает: «Да, яичко». После этого он берет ложку, энергично стучит по «яичку», очищая его от скорлупы, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

Из этого примера видно, что ребенок в ходе игры использует полифункциональный предмет, но не конкретизирует его образ. Подсказка воспитателя помогла малышу представить определенный образ, который сразу же простимулировал соответствующее действие с замещающим образ предметом. Таким образом, обозначение предмета-заместителя определенным словом помогло сделать игровое действие более развернутым и интересным для ребенка.

Важным методом развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является стимуляция ролевого поведения [1]. Самый первый опыт «вхождения в роль» ребенок приобретает в ходе игр-забав. В этих играх дети совместно со взрослым сопровождают стихи и песенки выразительными движениями, передающими действия персонажей (козы, сороки, бычка и др.) и их эмоциональное состояние. Дети любят играть в такие игры, поэтому педагог может постоянно включать их в общение с малышами.

Ролевое поведение стимулируют также игры, в которых дети изображают поведение животных, птиц, предметы неживой природы (ветер, снежинки, цветочки) и рукотворного мира (самолет, машину и т.д.). Имитация движений, звуков стимулирует создание образов-представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения. Эти игры хороши и тем, что в них можно играть с несколькими детьми. Для того чтобы принятие детьми роли животных было привлекательным и сопровождалось разнообразными игровыми действиями, нужно знакомить их с отличительными особенностями внешнего облика и поведения зверей и птиц, читать малышам соответствующие книжки, рассматривать с ними иллюстрации [8]. Получив представление о персонаже, ребенок с удовольствием включится в предлагаемую взрослым игру.

Стимулировать ролевое поведение можно путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла. Например, воспитатель обращается к ребенку, который прыгает по комнате: «Вот какая у нас козочка, как высоко прыгает». В другой раз можно сравнить малыша с лягушонком, лошадкой, а если он бегает по комнате – с птичкой или самолетом. Воспитатель может обыграть действия детей и во время режимных моментов. Например, укладывая малышей спать, он предлагает: «Давай, Даша, ты будешь медвежонком. Я тебя накрою одеяльцем, и ты будешь спать, будто в берлоге, крепко-крепко», «А ты, Денис, будешь спать как котенок? Мур-мур, мяу, спи, мой котик, мой малыш» и т. п. Одушевление игрушек с помощью игровых действий, речевые обращения к ним, разговор от имени персонажей также способствуют подготовке ребенка к принятию роли.

Особое значение для развития игровой деятельности имеет умение ребенка принимать роль взрослого, моделировать взаимоотношения между людьми в условном плане [8]. Осознанное принятие роли взрослого происходит в дошкольном возрасте в ходе сюжетно-ролевой игры, но предпосылки этого процесса закладываются уже в раннем возрасте. Подготовка к осознанному принятию ребенком роли взрослого происходит в рамках процессуальной игры и является первым шагом в ее преобразовании в сюжетно-ролевую игру. Начинать эту работу можно с комментариев к игровым действиям малыша, связав их с ролью взрослого. Например, воспитатель говорит девочке, играющей с куклой: «Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла – дочка», или обращается к мальчику, который строит из кубиков башню: «Максим, ты у нас строитель, строишь дом». Маленький ребенок может проигнорировать слова взрослого, но со временем он сам начнет называть себя именем персонажа [2].

Мы рассмотрели методы, способствующие развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Чтобы качественно улучшить процесс игры для детей среднего дошкольного возраста и, как следствие, привить ребенку требуемые для игровой деятельности навыки, воспитателю необходимо придерживаться следующих методов [3]:

Первая группа методов связана с обогащением детей впечатлениями, знаниями, представлениями об окружающем мире. К ним можно отнести экскурсии, чтение художественных произведений, наблюдения, встречи с людьми разных профессий, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек или персонажей кукольного театра.

Вторая группа методов способствует становлению и развитию игровой деятельности. Среди них значимую роль играет непосредственное, но ненавязчивое участие воспитателя в игре. Кроме того, воспитатель помогает дошкольникам использовать имеющиеся у них знания, путём специального подбора игрового материала, каких-либо определённых предложений, напоминаний, советов или бесед. Основной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, знаний, интересов и желаний каждого ребёнка. Так, с помощью играющего взрослого партнера развивается содержание ролевых игр. От того, насколько хорошо воспитатель подберет роль под каждого ребенка будет зависеть заинтересованность дошкольников в предлагаемой игре. При устойчивом интересе к игровому процессу игра может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев и, наоборот, если заинтересовать детей не удастся, то её продолжительность не будет больше получаса.

Третья группа методов направлена на обучение детей среднего дошкольного возраста конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приёмы, как: совместное выполнение воспитателем и детьми построек, рассматривание образца воспитателя и показ приёмов конструирования, использование схем, таблиц.

Для развития игровой деятельности дошкольников в возрасте 6-7 лет необходима организация специального времени для самостоятельных игр детей по их инициативе и выбору. Педагог должен давать возможность вариативной деятельности, внося в окружающую среду различные игры, предметызаместители и многофункциональные материалы для развития творчества [10]. Очень важно для детей создавать условия по постоянному изменению предметно-игровой среды. Необходимо оснащение для игры располагать так, чтобы дети не мешали друг другу. В связи с этим важно рациональное использование свободного пространства в группе. Также необходимо организовать пространство на участках при прогулке.

При организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо создавать следующие условия [2, 10, 11].  

- Разработка условий для развития эмоциональной сферы детей для дальнейшей работы с этими эмоциями в игре (совместное чтение игр, слушание музыки, обсуждение событий из жизни детей, воспитанникам предлагается рассказать о себе и окружающих их людях, проведение экскурсий, прогулок, походы в музеи, театры; привлечение внимания детей к содержанию деятельности окружающих и их взаимоотношениям, на взаимовлияние событий в живой и неживой природе и прочее).

- Мотивирование дошкольников к разворачиванию игры (прямое обращение к детям: «Зайчата проголодались. Давайте покормим их!»; предоставление детям возможности выбора темы и сюжета игры, побуждение к принятию или распределению ролей, созданию правил вместе со сверстниками).

- Предложение воспитанникам образцов игровых действий (например, сам педагог кормит куклу, демонстрирует как построить корабль, рассказывает о правилах игры в прятки, учит использовать считалки).

- Обеспечение баланса времени в образовательном процессе между игровой деятельностью и другими видами занятий, не подменяя игру псевдоучебой, создавая плавный переход к соблюдению режима.

- Создание баланса разнообразных видов игр (подвижных, спокойных, индивидуальных и совместных, дидактических и сюжетно-ролевых).

Приведённые выше методы воздействия на ход игры способствуют дальнейшему позитивному развитию не только активной игровой деятельности дошкольников, но и помогают в формировании навыков учебно-игровой деятельности, которая к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту становится ведущей деятельностью.

Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов.

Игровая деятельность является одной из важнейших в дошкольный период. Основным назначением детской игры является служение подготовкой к дальнейшей деятельности ребенка. Основной единицей детской игры является роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит отношения взрослых в общественной, трудовой и личной жизни.

Детей учить играть необходимо с самого раннего возраста. В возрасте 1-3 года важное значение имеет процессуальная игра, в основе которой лежат предметные действия, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать действиям взрослых. На следующем возрастном этапе происходит развитие сюжетно-отобразительной, а затем сюжетно-ролевой игры, которая становится основой учебно-игровой деятельности.

Таким образом, для развития игровой деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные особенности. Также нельзя жестко ограничивать игровые действия и места. Важное значение имеет организация совместной игровой деятельности детей, непосредственное участие воспитателя в игре, поощрение использования предметов-заместителей, создание положительной эмоциональной атмосферы.

Список литературы

  1. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Москва-Синтез, 2008. – 64 с.
  2. Губанова Н.Ф. Формирование игровой культуры дошкольников // Теория и практика социокультурного развития личности: Сб. науч. статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Н.Ф. Губановой – Коломна-Егорьевск: ГСГУ, 2016. – 308 с.
  3. Иванова Е.В. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста // Педагогика. 2018. № 1. С. 116-119.
  4. Малахова Л.П. Организация детских досуговых программ: учебно-методическое пособие. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 88 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 656 с.
  6. Николаева Л.Ю., Николаева Е.А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. 2016. №2. С. 25-29.
  7. Панова Н.В., Горелова О.В. Руководство игровой деятельностью в условиях ФГОС ДО // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов IV Международной научнопрактической конференции (Коломна 1–3 июня 2017 года) / под общ. ред. О.Б. Широких. − Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. − 400 с. С. 286-292.
  8. Скоролупова, О.А. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015 – 122 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2019. – 32 с.
  10. Шавшаева Л.Ю. Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста // Научно-практический журнал «Вопросы дополнительного профессионального образования». 2016. № 2(6). С. 34-37.
  11. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – 475 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)...

: « Роль семьи в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»

"Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по меревашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. "  ...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

laquo;Наиболее приемлемый вид обучения дошкольника- это игра».С данным положением , в прочем , ни кто и не спорит, но вот как это выглядит на практике в данный моммет. Если вспомнить детство на...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию пре...

Семинар для педагогов на тему "Планирование и реализация образовательной деятельности, направленной на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Тема  выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Педагоги всё чаще стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, о...