Сообщение на ГМО: "Методы и приёмы знакомства детей младшего дошкольного возраста с дидактическим материалом "Логические блоки Дьенеша"
консультация (младшая группа)

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.

В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Золтон Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего дошкольного возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

(дошкольное отделение «Ёлочка»)

СООБЩЕНИЕ

«Методы и приёмы знакомства детей младшего дошкольного возраста с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша»

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Орехова Екатерина Сергеевна

г.о. Электрогорск

29.08.2022 г.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребёнка.

Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Одним из наиболее эффективным пособием и являются логические блоки Дьенеша.

Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадях, а играя.

Итак, давайте вместе заглянем в коробку и ознакомимся с его содержимым:

Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.

В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Золтон Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего дошкольного возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. 

Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие игры будут не только полезны, но и интересны каждому малышу.

Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам нужно предоставить возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они могут использовать их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Например, в конструировании: эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала самостоятельно, а потом по схемам, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать: домик, стол, ёлочка, лавка, машинка и т.п.

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. 

Далее можно попросить детей группировать их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т. д.

Игра «Продолжи ряд»

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

- Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

- Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.

- Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.

Так же детям будет интересно такое упражнение: «Покорми животных» или «Угощение для куклы Кати и Наташи».

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Так же можно дать задание: угадай форму («Чудесный мешочек»), назови цвет цвет; найди пару; построй свой домик; выложи по картинке; что изменилось; цепочка, бусы для куклы Наташи, покажи такую же фигуру; придумай картинку. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности. Такой подход предупреждает утомляемость.

Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых – в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине. 

Список используемой литературы:

  1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем». Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами/ Санкт-Петербург: ООО «Корвет», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методы и приёмы закаливания детей младшего дошкольного возраста.

Методы и приёмы закаливания детей младшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях....

Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера

Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша  палочек Кюизинера...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Выступление на тему «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами, посредством дидактических игр»

Отчет о проделанной работе по теме "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами, посредством дидактических игр"...

Сообщение "Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

   Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического        ...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой, используя метод наглядного моделирования

применение  метода наглядного моделирования для создания интереса у малышей к сказкам....