Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии блоков Дьенеша»
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии блоков Дьенеша»
Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности. На протяжении нескольких лет педагоги отдают предпочтение и эффективно используют дидактический материал, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом -логические блоки. Это - универсальная технология, которая является одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. \
Золтан Дьенеш развил теорию «новой математики» и считал, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции - вплоть до работы с абстрактными системами и символами.
Золтан Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык - одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления. Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями.
Логические блоки - это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Основная цель и задача игр с блоками Дьенеша - помочь детям научиться выполнять логические операции - разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером, толщиной, развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление, самостоятельность и произвольность.
Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика Дьенеша именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов - в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки - это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.
Набор состоит из 48 логических блоков разных:
цветов (красные, желтые синие)
форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)
размеров (большие и маленькие)
толщины (толстые и тонкие)
В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.
При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 - с отрицанием свойств (не - круглый) .
В процессе манипуляций с блоками дети установливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.) ; несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Игра «Разноцветные странички»: Воспитатель показывает детям книгу с разноцветными страницами. Открывает красную страницу: Если красный помидор,
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну а если красный нос -
Значит на дворе мороз.
Открывает жёлтую страницу:
Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит,
Жёлтые груши на ветках висят,
Жёлтые листья с деревьев летят.
Показывает синюю страницу:
В синем море - островок,
Путь до острова далёк.
А на нём растёт цветок -
Синий - синий василёк.
Ведущая обращает внимание детей на то, что наши фигуры тоже
разного цвета: красные, жёлтые, синие. Предлагает разложить фигуры в
ведёрки такого же цвета.
В младшей группе проводятся игры и упражнения, цель которых
освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру,
толщине. «Найди все фигуры, как эта», «Найди все фигуры, как эта по цвету
и форме». Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя,
чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок
строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы
(оперирование одним свойством, другой — чтобы не было рядом блоков,
одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий
— чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков
(оперирование одновременно тремя свойствами).
Игра «Найди фигуру»: Воспитатель предлагает детям взять фигуры из первого обруча. Просит детей, у которых большие фигуры попрыгать на месте, а детей, у которых маленькие фигуры покружиться на месте. Затем предлагает подойти ко второму обручу и взять блок в другую руку так, чтобы в руках были фигуры разной величины. Дети держат блоки в руках. Ведущий показывает фигуру, детям нужно показать (поднять вверх) фигуру другой величины.
Игра «Соберём урожай»: Дети отправляются в фруктовый сад, где растут яблоки, груши, сливы. Ведущий предлагает детям собрать урожай. Дети складывают в корзинки:
• Большие, красные яблоки
• Маленькие, синие сливы
• Большие, жёлтые груши.
Игра «Угощение для кукол». Блоки - это угощения для кукол, и можно предложить детям разделить угощение. Зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки, а мишки - только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Можно взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков - большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. После раскладывания фигур у малыша можно спросить - какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?
Игра «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, ребенок кладет желтый круг, следующей фигурой может быть или желтый, но не круг, или круг, но не желтый. Скажем, синий квадрат. Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.
Логические блоки Дьенеша, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники».
Применение блоков Дьенеша даёт возможность формировать все важные для умственного развития, и в частности для математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
В консултации представлен материал для родителей, который даёт возможность познакомиться с особенностями сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
В этой консультации для родителей, предлагаем очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые они могут организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, ч...
Консультация для родителей по теме: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Консультация в интернете...
Консультация для родителей на тему «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью изучить особенности эмоциональной сферы детей через теоритический мателриал и игровые упражнения....
Консультация для родителей по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Сенсорное развитие, направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....
Консультация Для родителей по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры сделанные своими руками»
КонсультацияДля родителей по теме:«Сенсорное развитие детеймладшего дошкольного возрастачерез дидактические игры сделанные своими руками»...