Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
методическая разработка
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели, задачи.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деловая игра к педагогическому совету
«Современные подходы к организации нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
Подготовила:
старший воспитатель
Романченко Людмила Николаевна
- Тренинг на возникновение образа Родины
Уважаемые коллеги, вы знаете, что одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое Родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…
Я предлагаю взяться за руки, закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей родиной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Давайте разберёмся в понятиях:
“Родина” - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.
“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
«Толерантность» - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
А понятия НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ? Это одно и то же?
“Национальность” - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры.
“Нация” - исторический союз НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, совместное существование которых порождает ИДЕЮ единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства.
Таким образом, НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - это два совершенно разных понятия. Основой объединения людей по НАЦИОНАЛЬНОСТИ является этническое родство и духовная сущность, то есть его вера.
Задание 1. Блиц-опрос по Ростовской области:
- Географическое положение Ростовской области?
- Какие коренные малочисленные народы проживают на территории Ростовской области? Численность населения Ростовской области.
- Природная зона Ростовской области.
- Ростовская область является субъектом Российской Федерации на юге европейской части России и входит в состав Южного Федерального округа.
Население 4 181 486 чел (на 1 января 2021 г). На территории области проживают представители более ста национальностей.
- Географическое положение: на западе и северо-западе – с Донецкой и Луганской областями. На севере и северо-востоке – с Воронежской и Волгоградскими областями, на востоке и юго-востоке – с Калмыкией, на юге – со Ставропольским и Краснодарским краями, на юго-западе омывается Таганрогским заливом Азовского моря, имея государственную границу с Украиной.
На территории области протекает одна из крупнейших рек Европы – Дон (2 тыс.км).
- Территория области лежит в пределах степной зоны, лишь крайний юго-восток является переходным районам от степей к полупустыням. Лесами и кустарниками покрыты 5,6% земельного фонда, в то время как большая часть области занята сельхозугодьями.
2. «Мозговой штурм»
Задание 2. «Продолжи фразу».
За 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине.
• Золоту - старости нет, Родине - цены нет.
• Всякому мила своя сторона.
• Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
• Родина - мать, умей за нее постоять.
• Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
• о семье, матери
Вся семья вместе, так и душа на месте
Дерево держится корнями, а человек – семьёй
При солнышке тепло, при матери добро
• о Родине, родном крае
Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей
Родная земля и в горсти мила
• о мужестве, героизме
Сражайся смело за родное дело
На печи не храбрись, а в поле не трусь
На смелого собака лает, а трусливого – кусает
А какими качествами должен обладать патриот?
Задание 3. Откуда эти слова?
Православный Тихий Дон (ГИМН Ростовской области)
Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв свободы он.
Зеленеет степь донская,
Золотятся волны нив.
И с простора, слух лаская,
Вольный слышится призыв.
Славься, Дон, и в наши годы
В память вольной старины,
В час невзгоды - честь свободы
Отстоят твои сыны.
Задание 4. Что обозначают цвета флага Ростовской области? Назовите их.
- Синий цвет обычно ассоциировался с представителями донского казачества.
- Желтый цвет отображал национальность, которая раньше проживала на берегу Дона, – калмыков.
- Красный, самый яркий и насыщенный, представлял русских.
Можно сказать, что этот флаг – символ единства и процветания тех людей, которые проживали на одной стороне Дона. Но на данный момент разнообразие этих национальностей значительно увеличилось. Поэтому желтый цвет стал их символом, а значение двух других осталось прежним.
4.Чуть позже, в 1996 году, к уже существующим полосам была добавлена еще одна – белая. Она располагается вертикально относительно других и ближе к краю, который располагается у древка. Эта полоска является символом единства всей России и показывает принадлежность Ростовской области к ее территории.
Задание 5.
Воспитателям предлагается
прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.
Педагогические ситуации:
- В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»
- Накануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.
На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.
Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»
- На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).
Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.
- Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.
В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»
Вопросы для дискуссии:
- Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
- Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
- Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
- Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Презентация для педагогов "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольника"
Презентация для педагогов....
Консультация для педагогов "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольника"
Консультация для педагогов...
"Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания в ДОУ посредством ознакомления дошкольников с народными играми Курского края"
Применение игровых технологий с дошкольниками, используя народные игры Курского края...
Обобщение и внедрение педагогического опыта "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания детей"
Нравственно-патриотическое воспитание...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...