Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
методическая разработка

Романченко Людмила Николаевна

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели, задачи.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра к педагогическому совету

«Современные подходы к организации нравственно – патриотического воспитания дошкольников»

Подготовила:

 старший воспитатель

 Романченко Людмила Николаевна

  1. Тренинг на возникновение образа Родины

 Уважаемые коллеги, вы знаете, что одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое Родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…

 Я предлагаю взяться за  руки, закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

 Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они  похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей  родиной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка  личностно значимой.

Давайте разберёмся в понятиях:

“Родина” - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.

“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

«Толерантность» - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

   Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 А понятия НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ? Это одно и то же?

“Национальность” - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры.

“Нация” - исторический союз НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, совместное существование которых порождает ИДЕЮ единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства.

Таким образом, НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - это два совершенно разных понятия. Основой объединения людей по НАЦИОНАЛЬНОСТИ является этническое родство и духовная сущность, то есть его вера.

Задание 1.  Блиц-опрос  по  Ростовской области:

  1. Географическое положение Ростовской области?
  2. Какие  коренные  малочисленные  народы  проживают  на  территории  Ростовской области? Численность населения Ростовской области.
  3. Природная зона Ростовской области.

-  Ростовская область является субъектом Российской Федерации на юге европейской части России и входит в состав Южного Федерального округа.

Население 4 181 486 чел (на 1 января 2021 г).  На территории области проживают представители более ста национальностей.

-  Географическое положение: на западе и северо-западе – с Донецкой и Луганской областями. На севере и северо-востоке – с Воронежской и Волгоградскими областями, на востоке и юго-востоке – с Калмыкией, на юге – со Ставропольским и Краснодарским краями, на юго-западе омывается Таганрогским заливом Азовского моря, имея государственную границу с Украиной.

На территории области протекает одна из крупнейших рек Европы – Дон (2 тыс.км).

 - Территория области лежит в пределах степной зоны, лишь крайний юго-восток является переходным районам от степей к полупустыням. Лесами и кустарниками покрыты 5,6% земельного фонда, в то время как большая часть области занята сельхозугодьями.

2.  «Мозговой штурм»

Задание 2.  «Продолжи фразу». 

За 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине.

 • Золоту - старости нет, Родине - цены нет.

• Всякому мила своя сторона.

• Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

• Родина - мать, умей за нее постоять.

• Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

• Человек без Родины, что соловей без песни. 

•        о семье, матери

        Вся семья вместе, так и душа на месте

        Дерево держится корнями, а человек – семьёй

        При солнышке тепло, при матери добро

•        о Родине, родном крае

        Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей

        Родная земля и в горсти мила

•        о мужестве, героизме

        Сражайся смело за родное дело

        На печи не храбрись, а в поле не трусь

        На смелого собака лает, а трусливого – кусает

А какими качествами должен обладать патриот?

Задание 3. Откуда  эти  слова? 

Православный Тихий Дон       (ГИМН Ростовской области)

Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв свободы он.

Зеленеет степь донская,
Золотятся волны нив.
И с простора, слух лаская,
Вольный слышится призыв.

Славься, Дон, и в наши годы
В память вольной старины,
В час невзгоды - честь свободы
Отстоят твои сыны.

Задание 4. Что обозначают цвета флага Ростовской  области? Назовите их.

  1. Синий цвет обычно ассоциировался с представителями донского казачества.
  2. Желтый цвет отображал национальность, которая раньше проживала на берегу Дона, – калмыков.
  3. Красный, самый яркий и насыщенный, представлял русских.

Можно сказать, что этот флаг – символ единства и процветания тех людей, которые проживали на одной стороне Дона. Но на данный момент разнообразие этих национальностей значительно увеличилось. Поэтому желтый цвет стал их символом, а значение двух других осталось прежним.

4.Чуть позже, в 1996 году, к уже существующим полосам была добавлена еще одна – белая. Она располагается вертикально относительно других и ближе к краю, который располагается у древка. Эта полоска является символом единства всей России и показывает принадлежность Ростовской области к ее территории.

Задание 5.

Воспитателям предлагается

прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.

Педагогические ситуации:

  1.  В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»

Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»

  1. Накануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.

На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.

Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»

  1. На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).

Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.

  1. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
  2. Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  3. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
  4. Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
  5. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...