РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 5-7 лет на 2021-2023 учебный год
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
для детей 5-7 лет
на 2021-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_ekolog-5-7_let.docx | 58.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай» «Детский сад №62«Каравай»
Протокол от 31.08.2021 г. № 1 от 31.08.2021г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
для детей 5-7 лет
на 2021-2023 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №62 «Каравай»
Составитель:
Воспитатель
Лебедева О.В.
Содержание программы
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
I | Целевой раздел | 3 |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Актуальность программы кружка | 3-4 |
1.2 | Цели и задачи | 4-5 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации задач | 5-6 |
1.4 | Практическое значение кружка | 6 |
1.5 | Формы и режим занятий | 6 |
1.6 | Возраст детей и продолжительность реализации кружка | 7 |
1.7 | Ожидаемые результаты освоения программы кружка | 7 |
II | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса кружка | 8 |
2.2 | Соотнесение требований ФГОС ДО к содержанию программы кружка | 8 |
2.3 | Планирование содержания работы кружка | 9-22 |
III | Организационный раздел (приложения) | 23 |
3.1 | Предметно-развивающая среда и система работы по программе | 23 |
3.2 | Материально-техническое оснащение занятий. | 23 |
3.3 | Формы проведения итогов реализации программы | 23 |
3.4 | Педагогическая диагностика и методика результативности программы | 24-25 |
3.5 | Перспектива работы | 25 |
3.6 | Методическое обеспечение | 26 |
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
1.1 Актуальность программы
Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего - подготовительного возраста от 5 до 7 лет.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
- человек — неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи образовательные:
— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;
о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,
о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
— научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
воспитательные:
— сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
— формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
1.3 Принципы и подходы к реализации программы
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип учета возрастных особенностей детей;
1.4 Практическое значение программы кружка
Практическое значение программы – это изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в цветниках, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности; экскурсий, наблюдений, опытов.
1.5 Формы и режим занятий
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут.
1.6 Возраст детей и продолжительность реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
- 1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
- 2 этап – с детьми 6 – 7 лет.
1.7 Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ:
-Правила поведения в природе.
-Растения и их характерные признаки.
-Основные признаки диких и домашних животных.
-Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
-О перелётных птицах.
-О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
-Об охране природы.
-О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
-О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ:
-Выполнять правила поведения на природе.
-Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
-Обеспечивать уход за растениями цветников
-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
-Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
II Содержательный раздел
2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка
Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию) - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) - исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: - фронтальный (одновременно со всей подгруппой) - индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) - подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.) - индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
2.2 Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка
- Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
- Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
- Положение о кружковой работе
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ
2.3 Планирование содержания работы кружка
Перспективный план старшей группы
Сентябрь
№ недели/Тема недели | Организованная образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Проведение мониторинга | ||
2 неделя Проведение мониторинга | ||
3 неделя Какие они – цветущие растения? Что цветет на нашем участке в начале сентября Кто помогал цветам расти. | Продолжить знакомство с растениями на участке д/с; Закрепить знания о растениях способах ухода за ними; Сбор семян растений цветника | «Юный Эколог» Стр.5,6,7 «Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с.6 |
4 неделя Растения в нашем уголке природы | Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, тепло и т.д.); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые виды | «Юный Эколог» с. 20- 22 |
Октябрь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1неделя Перелетные и зимующие птицы | Закрепить знания детей о перелетных и оседлых птицах, их внешнем облике и образе жизни | См. Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.9 |
2 неделя Уходит золотая осень | Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ. тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения | «Юный эколог» с.25-27 |
3 неделя Корова и коза – домашние животные | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; | «Юный эколог» с. 35 |
4 неделя Лошадь и овца – домашние животные | Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; | «Юный эколог» с.34 |
Ноябрь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Для чего животным хвосты | Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой | «Юный эколог» с.27 |
2 неделя Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме | Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме | «Юный эколог» с.31 |
3 неделя Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят | Учить детей наблюдать за птицами, их повадками. | «Юный эколог» с.48, 49, 51, 54, 58 |
4 неделя Наши четвероногие друзья (кошка и собака) | Формировать представление детей о том, что собака умное дом .животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным | «Юный эколог» с. 69-77 |
Декабрь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя «Письма заболевшим детям» | Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близким людям, познакомить с процессом оформления и отправки письма. | «Юный Эколог» с.39 |
2 неделя Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели? | Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели | «Юный Эколог» с.41-42 |
3 неделя Какой снег? Наблюдения за снежинками. | Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы. | «Юный эколог» с.47 |
4 неделя Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду) | Показать детям свойства снега и воды | «Юный эколог» с.47 |
Январь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя каникулы | ||
2 неделя Лес – это дом для многих жильцов | Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга | « Программа эколог.воспитания»С.11 «Юный Эколог» с.53 |
3 неделя «Станем юными защитниками природы» | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе | «Юный Эколог» с.42 |
4 неделя Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период | «Юный Эколог» с.45 |
Февраль
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Как люди помогают лесным обитателям? | Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности — подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки | «Юный Эколог» с.56 |
2 неделя Выращивание лука | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры. | «Юный Эколог» с.58,59,64,65,68 |
3 неделя Досуг посвященный В. Бианки | «Юный эколог» с.59 | |
4 неделя Прошла зима холодная | Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках. | «Юный эколог» с.66 |
Март
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Как люди заботятся о своём здоровье весной | Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. | «Юный эколог» с.73 |
2 неделя Вечер досуга «Люблю березку русскую» | «Юный эколог» с.85 | |
3 неделя Божья коровка | Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окр. миру | «Юный эколог» с. 81- 85 |
4 неделя Весна в жизни лесных обитателей | Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны | «Юный эколог» с.82 |
Апрель
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик) | Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером. | «Юный эколог» с.76, 80, 84, 102, 107, 108 |
2 неделя Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи | Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей. | «Юный эколог» с.64 |
3 неделя Праздник юных любителей природы | Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу. | «Юный эколог» с.91 |
4 неделя Экскурсия в парк | Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса. | «Юный эколог» с.103 |
Май
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Как человек охраняет природу Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга | Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга» | «Юный эколог» с.110 |
2 неделя Весна кончается – лето начинается | Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни(становится тепло, увеличивается световой день и т. д.) | «Юный эколог» с.111 |
3 неделя Проведение мониторинга | ||
4 неделя Проведение мониторинга |
Перспективный план подготовительной группы
Сентябрь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Проведение мониторинга | ||
2 неделя Проведение мониторинга | ||
3 неделя Планета Земля в опасности! Начинаем читать книгу «Экология в картинках!» | Дать детям представления о планете Земля; материках, океанах, странах, народах. Сформировать представления о доме для разных живых существ; растений, животных, людей. | «Юный Эколог» с.11-17 «Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с. 7 |
4 неделя Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях. | Беседа с детьми по н.-н. пособию «Картины из жизни диких животных». | «Юный Эколог» с. 24-28 |
Октябрь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1неделя Обитатели нашего уголка природы. | Уточнить виды растений которые имеются в уголке природы; условия и потребности жизни. | См.Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.11 «Юный Эколог» с.30-32 |
2 неделя Почему белые медведи не живут в лесу? | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни | «Юный эколог» с.32-35 |
3 неделя Беседа о кроте | Формировать у детей представления об особенностях внешнего строения и поведения крота; его приспособленности к подземному образу жизни. | «Юный эколог» с.37-38 |
4 неделя Что человек делает из глины? | Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). | «Юный эколог» с.40-41 |
Ноябрь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Сравнение рыб и лягушек | Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши. | «Юный эколог» с.42 |
2 неделя Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения | Сформировать у детей представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Учить рассматривать особенности внешнего строения растений. | «Юный эколог» с.44-49 |
3 неделя Целевая прогулка по территории детского сада | Наблюдение за погодой, деревьями, кустарниками. | «Юный эколог» с.48,49 |
4 неделя Беседа об осени | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года. | Загадки, стихотворение А.С. Пушкина «Осень», картинки «Золотая осень». |
Декабрь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Через добрые дела можно стать юным экологом. | Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных). | «Юный Эколог» с.55,56 Сказка «Лиса, заяц и петух», «Золушка». |
2 неделя Беседа о лесе. | Уточнить и расширить представление детей о лесе. | «Юный Эколог» с.58-62 |
3 неделя Изготовление плакатов на тему: «Сохраним елку – красавицу наших лесов» | Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам. | «Юный эколог» с.62-64 |
4 неделя Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду) | Показать детям свойства снега и воды | «Юный эколог» с.70 |
Январь
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя каникулы | ||
2 неделя Наблюдение за водой, снегом, паром. | Опыты с водой: что такое пар? Зимние узоры на снегу – это что? | « Программа эколог. воспитание» с.11 «Юный Эколог» с.73-76 |
3 неделя Земля – живая планета | Уточнить представления детей о Солнечной системе. | «Юный Эколог» с.79-84 |
4 неделя Волк и лиса – лесные хищники | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. | «Юный Эколог» с.84-86 |
Февраль
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Цепочка в лесу | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. | «Юный Эколог» с.89 |
2 неделя Выращивание лука | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры. | «Юный Эколог» с.91 |
3 неделя Наблюдение за луком | Выявить какие изменения произошли с луковицей за неделю. Зарисовать в дневнике наблюдений. | «Юный эколог» с.91 |
4 неделя Опыты с воздухом | Наблюдения: Воздух упругий. Дуем – играем. Воздух нужен для жизни. Чем пахнет воздух? | «Юный эколог» с.93 |
Март
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Наблюдения за луком и ветками в вазе. | Наблюдение за дальнейшими изменениями в росте луковицы. Для срезанных веток создать благоприятные условия . | «Юный эколог» с.101,102 |
2 неделя Что мы знаем о птицах | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. | «Юный эколог» с.108,109 |
3 неделя Сравнение кроликов и зайцев | Уточнять представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. | «Юный эколог» с. 114,115 |
4 неделя Когда животных в природе становить много или мало? | Уточнять и расширять представления детей о том, как создаются пищевые связи растений и животных. | «Юный эколог» с.116-118 |
Апрель
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик) | Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером. | «Юный эколог» с.118-121 |
2 неделя Лес в жизни человека | Уточнять представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. | «Юный эколог» с.124-128 |
3 неделя Праздник юных любителей природы. Акция «Украсим дом цветами» | Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу. | «Юный эколог» с.129,130 |
4 неделя Экологический поход | Познакомить детей с пробуждением природы, весенними явлениями: набухание почек, цветущие деревья и кустарники, развертывание листьев. | «Юный эколог» с.130-135 |
Май
№ недели/Тема недели | Организационно образовательная деятельность | Методическое обеспечение |
1 неделя Кому нужна вода? | Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт ( она нужна всем живым существам). | «Юный эколог» с.144-147 |
2 неделя Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером. | Уточнить и обобщить представления детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее; сообществе, которое сложилось без помощи человека. | «Юный эколог» с.150,151 |
3 неделя Проведение мониторинга | ||
4 неделя Проведение мониторинга |
III Организационный раздел
3.1 Предметно-развивающая среда и система работы по программе
- Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок живой природы», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
- Подбор методической литературы.
- Обучающие познавательные занятия.
- Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
- Взаимосвязь детского экологического воспитания с другими направлениями: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая.
3.2 Материально-техническое оснащение занятий.
- Мультимедийное оборудование;
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- Фигурки с домашними и дикими животными;
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
- Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
- Гербарий растений;
- Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
- Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;
- Кормушка для птиц;
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
3.3 Формы проведения итогов реализации программы
- Выставка рисунков, участие в конкурсах поделок «Золотая осень», засушивание гербария, акции «Покормите птиц зимой», экологические проекты «Планета Зверей».
- Отчет о кружковой работе
3.4 Педагогическая диагностика и методика результативности программы.
Показатели развития | Формы (перечень диагностических средств, методик) | Периодичность | Уровни развития |
Ребенок имеет представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле. | Наблюдения; беседы; выполнение поручений, специальных заданий; экспериментальные ситуации. | 2 раза в год, | Высокий уровень — 3 балла (у ребенка полностью сформированы знания, умения и навыки) Средний уровень — 2 балла (ребенок имеет частичное представление по показателям развития) Низкий уровень — 1 балл (ребенок не владеет знаниями, умениями, навыками) |
Имеет представления о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях. | |||
Владеет умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; простейшим правилам поведения в природе. | |||
Способен оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению. | |||
У ребенка сформировано чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений. | |||
Сформировано понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой | |||
Сформировано умение, через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок |
3.5. Перспектива работы
Экологическое воспитание должно занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников; воспитать заинтересованность, научить понимать и ценить природу; расширять и углублять свои представления об окружающем мире; развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.
3.6 Методическое обеспечение
1. С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», 5 – 6 лет; Мозаика, синтез, Москва, 2010г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог, «Программа экологического воспитания в детском саду»
3. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников». Издательство «Учитель», Волгоград
4. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» .
5. С. Н. Николаева «Юный эколог», « Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» 6-7 лет. Мозаика, Синтез, Москва 2010г.
6. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
7. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
8. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г.– Волгоград: Учитель, 2011
9. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000
10 Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992
11. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995
12. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста», Москва 1991Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
13. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...
«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»
laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно)...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2019-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»для детей 3-5 летна 2019-2021 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год...