РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2019-2021 учебный год
рабочая программа (младшая, средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
для детей 3-5 лет
на 2019-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_ekolog_-_3-5_let.docx | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай» «Детский сад №62«Каравай»
Протокол от 31 августа 2019 г. №1 от «31» августа 2019 г. №49-адм
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
для детей 3-5 лет
на 2019-2021 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №62 «Каравай»
Составитель:
Воспитатель
Лебедева О.В.
Содержание программы
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
I | Целевой раздел | 3 |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Актуальность программы кружка | 3-4 |
1.2 | Цели и задачи | 4-5 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации задач | 5 |
1.4 | Практическое значение кружка | 5 |
1.5 | Формы и режим занятий | 5-6 |
1.6 | Возраст детей и продолжительность реализации кружка | 6-7 |
1.7 | Ожидаемые результаты освоения программы кружка | 7 |
II | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса кружка | 8 |
2.2 | Соотнесение требований ФГОС ДО к содержанию программы кружка | 8 |
2.3 | Планирование содержания работы кружка | 9-26 |
III | Организационный раздел (приложения) | 27 |
3.1 | Предметно-развивающая среда и система работы по программе | 27 |
3.2 | Материально-техническое оснащение занятий. | 27 |
3.3 | Формы проведения итогов реализации программы | 27 |
3.4 | Педагогическая диагностика и методика результативности программы | 28 |
3.5 | Перспектива работы | 28-29 |
3.6 | Методическое обеспечение | 29 |
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
1.1 Актуальность программы
Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей младшего дошкольного возраста.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи:
- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными, расширять и обогащать знания детей об их внешнем виде, повадках и среде обитания;
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе через общения с окружающей средой;
- развивать средствами природы эстетические и патриотические чувства;
- создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка
1.3 Принципы и подходы к реализации программы
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип учета возрастных особенностей детей;
1.4 Практическое значение программы кружка
Практическое значение программы – это изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в цветниках, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности; экскурсий, наблюдений, опытов.
1.5 Формы и режим занятий
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Продолжительность занятий с детьми 3 – 4 лет не более 15 минут, с детьми 4 – 5 лет не более 20 минут.
1.6 Возраст детей и продолжительность реализации программы
Главным обстоятельством, обеспечивающим успех кружковой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Малыши 3-5 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания малышей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
- 1 этап – с детьми 3 – 4 лет;
- 2 этап – с детьми 4 – 5 лет.
1.7 Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанник должен
знать:
- Правила поведения в природе.
- Растения и их характерные признаки.
- Основные признаки диких и домашних животных.
- Виды птиц своей местности.
иметь представление:
- О перелётных птицах.
- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
- Об охране природы.
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
уметь:
- Выполнять правила поведения на природе.
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..
II Содержательный раздел
2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка
Формы проведения занятий различные:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию) - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) - исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: - фронтальный (одновременно со всей подгруппой) - индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) - подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.) - индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
2.2 Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка
- Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
- Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
- Положение о кружковой работе
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ
2.3 Планирование содержания работы кружка
Перспективный план 2 младшей группы
Сентябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра |
2 неделя | «Осень-припасиха» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физ.минутки « Мы капусту рубим..» |
3 неделя | Что нас лечит от простуды | Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. |
4 неделя | «Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Экспериментирование: «Ладошки» |
Октябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
2 неделя | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография. |
3 неделя | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
4 неделя | «Дождик, дождик…» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | Пальчиковая игра «Дождик» |
Ноябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» |
2неделя | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
3неделя | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра. |
4неделя | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
Декабрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Ёлочка-зелёная иголочка» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
2неделя | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
3неделя | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
4неделя | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
Январь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» |
2неделя | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
3неделя | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
Февраль
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя
| «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда, экспериментирование |
2неделя | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа: о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» |
3неделя | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
4неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; | Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра |
Март
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
2неделя | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, подвижные игры |
3 неделя | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4неделя | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» |
Апрель
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. |
2неделя | «Жучки» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
3неделя | «Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). Узнай по голосу «Какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» |
4неделя | «Волшебница весна» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» |
Май
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». |
2неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, |
3неделя | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Пальчиковая гимнастика , игры с песком, экспериментирование: «почему песок сыплется». |
4неделя | Экологическая тропа | Развивать умение наблюдать, | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стихотворения «Берегите природу». Подвижная игра: «Раз, два, три к дереву беги» |
Перспективный план средней группы
Сентябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | Смоленская область – наша малая Родина. | Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | 1. Рассматривание иллюстраций о нашем крае. 2. Просмотр видеоролика. |
2 неделя | «Овощи и фрукты» | Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус». |
3 неделя | «Что растет в нашем лесу? » | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам(берѐза, клѐн, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. | 1. Рассказ Лесовичка о лесе (презентация «Деревья»). 2. Рассматривание листьев коры, плодов деревьев. 3. Отгадывание загадок. 4. Игра «Дорисуй листочек». |
4 неделя | «Зелѐная аптека» | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям. | 1.Беседа о лекарственных травах. 2. Загадки. 3. Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя». |
Октябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Вот она какая, осень золотая! » | Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям. | 1. Чтение пословиц, поговорок и примет. 2. Игра «Найди такой же листочек». 3. Эксперимент «Легкий - тяжелый» |
2 неделя | «Домашние животные – друзья человека». | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными(их кормят, лечат, выгуливают). | 1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных. 3. Игра «Кого не стало». |
3 неделя | «Чудо- ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах(лечат, имеют запах). | 1. Рассматривание иллюстраций, муляжей. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды». |
4 неделя | Развлечение «Волшебница-осень! » |
Ноябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Грибное царство нашего края». | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы(рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | 1. Разгадывание загадок о грибах. 2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб». 3. Игра «Собери грибы» |
2 неделя | «Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят… .» | Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | 1. Наблюдение за аквариумными рыбками. 2. Кормление рыбок. 3. Игры с водой «Рыбаки». |
3 неделя | «Мир растений» | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Дидактические игры: «Собери букет». «Узнай растение» |
4 неделя | «В гостях у птиц». | Продолжить знакомить детей с зимующими и перелѐтными птицами(сорока, ворона, скворец, грач, голубь). | 1. Презентация «Зимующие птицы» 2. Игра «Кто, где живѐт?» 3. Устройство птичьей столовой 4. Наблюдение за птицами на участке 5. Слушание пения птиц (аудио запись) |
Декабрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «А снег идет». | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха(на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | 1. Наблюдение «Снег, какой он? » 2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло». 3. Игра «Собери фигурки». |
2 неделя | «Воздух» | Учить выявлять свойства воздуха(невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха(воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | 1. Эксперимент «Что в пакете? » 2. Игры с воздушными шариками и соломинкой. 3. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей. |
3 неделя | «Путешествие по временам года». | Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года | 1. Путешествие по временам года. 2. Дидактическая игра «Какое время года? » |
4 неделя | «Водичка-водичка». | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды(вода может быть холодной, тѐплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | 1. Беседа «Что было бы, если не было воды? 2. Эксперименты по определению свойств воды. 3. Изготовление цветных льдинок. |
Январь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Елочка-красавица всем ребятам нравиться». | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе | 1. Сравнение живой и искусственной елей. 2. Игры с шишками. 3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка». |
2 неделя | «Зимушка-зима». | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. | 1. Беседа «Что нам нравится зимой». 2. Эксперименты с водой. 3. Лепка из снега «Снежный городок»(совместно со взрослыми). 4. Аппликация» Деревья зимой»(коллективная, обрывание полосок). |
3 неделя | «Кто живет в лесах нашего края? | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нѐм диких животных(как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным. | 1. Беседа о зимних изменениях в природе. 2. Игра «Угадай по описанию». 3. Эксперимент «Лед- твердая вода. |
4 неделя | Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла». |
Февраль
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Крылатые соседи» | Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | 1. Дидактическая игра «Опиши птичку» 2. Игра «Собери из частей» 3. Подвижная игра «Снегири» |
2 неделя | «Знакомство с лягушкой» | Познакомить с циклом развития лягушки. | 1. Рассказ о лягушке. 2. Игра «Посели лягушку». 3. Эксперимент «Вода нужна всем». |
3 неделя | «Посадка лука» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | 1. Беседа о временах года, о посадке лука. 2. Посадка лука. 3. Игра «Сложи картинку». |
4 неделя | «Зимние явления в неживой природе» | Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям. | 1. Встреча со снеговиком. 2. Беседа о свойствах снега. 3. Эксперименты со снегом. |
Март
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Комнатные растения». | Закрепить названия знакомых растений(бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | 1. Беседа о строении растения. 2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением-другом) . 3. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы». |
2 неделя | «Домашние любимцы». | Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | 1. Наблюдение за черепахой. 2. Знакомство со строением черепахи. 3. Эксперимент «Какой бывает вода» |
3 неделя | «Весна идет! » | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | 1. Разгадывание загадок о весне. 2. Чтение стихотворений о весне. 3. Эксперимент «Таяние снега». |
4 неделя | «Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями». | Познакомить с новыми растениями (аспидистра, герань). | 1. Встреча с Веснянкой. 2. Беседа об уходе за комнатными растениями. 3. Игра «Живые картинки». |
Апрель
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Земля- мой дом» | Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения(деревня, город, страна), о звѐздах. | 1. Беседа « Где я живу» 2. Игра «Кто живѐт на суше, а кто в воде». 3. Беседа о звѐздах 4. Рисование» Звѐздное небо». |
2 неделя | «Водоемы родного края» | Сформировать у детей представление о реке Бурея. Дать представление о водоѐмов (пруд, болото, озеро, река, море). | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Беседа о водоемах. 3. Отгадывание загадок |
3 неделя | «Рыбы наших водоемов». | Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом. | 1. Беседа о рыбах. 2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы». 3. Игра «Рыбная ловля» |
4 неделя | Развлечение «Весна-красна» |
Май
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Камни, песок» | Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. | 1. Рассматривание камней и песка на прогулке. 2. Эксперименты с камнями и песком. 3. Дидактическая игра «Чудесные фигурки». |
2 неделя | «Экологическая тропинка» | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить еѐ. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелѐной аптеке). Упражнять в практической помощи природе(уборка мусора, лечение деревьев). | 1. Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу». 2.. Целевая прогулка по экологической тропинке. 3. Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги». |
3 неделя | «Растения на территории детского сада» | Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам. | 1. Наблюдение за растениями. 2. Дидактическая игра «Угадай растение». 3. Чтение стихотворений. |
4 неделя | «Насекомые- наши помощники». | Дать элементарные знания о жуках(майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках(крапивница, капустница). Показать пользу насекомых.. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | 1. Наблюдение за насекомыми на прогулке. 2. Лепка «Зелѐная гусеница». 3. Дидактическая игра «Летает – не летает». 4. Отгадывание загадок. |
III Организационный раздел
3.1 Предметно-развивающая среда и система работы по программе
- Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок живой природы», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
- Подбор методической литературы.
- Обучающие познавательные занятия.
- Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
- Взаимосвязь детского экологического воспитания с другими направлениями: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая.
3.2 Материально-техническое оснащение занятий.
- Мультимедийное оборудование;
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- Фигурки с домашними и дикими животными;
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
- Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
- Гербарий растений;
- Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
- Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;
- Кормушка для птиц;
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
3.3 Формы проведения итогов реализации программы
- Выставка рисунков, участие в конкурсах поделок «Золотая осень», засушивание гербария, акции «Покормите птиц зимой», экологические долгосрочный проект «Времена года».
- Отчет о кружковой работе
3.4 Педагогическая диагностика и методика результативности программы.
Показатели развития | Формы (перечень диагностических средств, методик) | Периодичность | Уровни развития |
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (название и характерные особенности времен года) | Наблюдения; беседы; выполнение поручений, специальных заданий; экспериментальные ситуации. | 2 раза в год, | Высокий уровень – 3 балла (у ребенка полностью сформированы знания, умения и навыки) Средний уровень – 2 балла (ребенок имеет частичное представление по показателям развития) Низкий уровень - 1 балл (ребенок не владеет знаниями, умениями, навыками) |
Знает природные явления (дождь, ветер, снег) | |||
Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя | |||
Владеет навыками ухода за растениями. | |||
Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя | |||
Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода). | |||
Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ). |
3.5. Перспектива работы
Экологическое воспитание должно занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников; воспитать заинтересованность, научить понимать и ценить природу; расширять и углублять свои представления об окружающем мире; развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.
3.6 Методическое обеспечение
1. С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников»; Мозаика, синтез, Москва, 2010г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог, «Программа экологического воспитания в детском саду»
3. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников». Издательство «Учитель», Волгоград
4. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» .
5. С. Н. Николаева «Юный эколог», « Система работы в подготовительной к школе группе детского сада». Мозаика, Синтез, Москва 2010г.
6. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
7. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
8. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г.– Волгоград: Учитель, 2011
9. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000
10 Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992
11. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995
12. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста», Москва 1991Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
13. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...
«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»
laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно)...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 5-7 лет на 2021-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»для детей 5-7 летна 2021-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год...