ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГОВОРЯЩЕЙ СТЕНЫ» В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
статья (старшая группа)

Гнидина Галина Николаевна

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы». Одним из самых эффективных способов решения проблемы уровня образования и формирования современного воспитательного пространства является реновация, т.е. «оживление» или преобразование объектов недвижимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГОВОРЯЩЕЙ СТЕНЫ» В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Уровень образования является основным показателем, как развития самого образования, так и совершенствования образовательных учреждений. Воспитательное пространство играет важную роль в развитии и воспитании детей. Дети проводят 90% своего времени в помещении, а именно в детском саду. Каждый новый день для ребенка – это увлекательное путешествие по сказочной стране детского сада. И когда пространство хорошо спланировано, хорошо используется и предоставляет всё необходимое, воспитанники более вовлечены, их деятельность может быть более легко персонализирована, сотрудничество облегчается, а обратная связь более эффективна. Поэтому возникает проблема создания и поддержания здорового воспитательного пространства без негативного влияния на здоровье и психическое состояние дошкольников, способствуя их развитию и воспитанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы»

Одним из самых эффективных способов решения проблемы уровня образования и формирования современного воспитательного пространства является реновация, т.е. «оживление» или преобразование объектов недвижимости.

С принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования изменился взгляд на систему дошкольного образования, изменились требования к организации РППС рекреационных зон.

Совсем недавно рекреационные зоны в дошкольном учреждении представляли собой стереотипный лестничный марш, украшенный раскрашенными стенами, стандартными картинками или фотографиями.

В нашем ДОУ, была проведена реновация рекреационных зон, что позволило сделать условия для пребывания и обучения детей значительно более комфортными. Это отразилось на индивидуализации дошкольников, повышения их мотивации к самостоятельному добыванию знаний. В результате, в каждом крыле ДОУ создана «своя» образовательная среда: «Космос», «ПДД», «Профмастерство», «Конструктивная деятельность» в виде «говорящих стен».

Термин «говорящие стены» впервые стал использоваться в музейной педагогике. Точнее, в одной из современных музейных технологий, в которой учебное пространство, оформленное специалистами, меняется при непосредственном участие неспециалистов, учеников, детей и взрослых. У зрителей появилось право на активное взаимодействие с элементами экспозициимоделирование собственного маршрута по экспозиции (т.о. экспонаты, начинают говорить с каждым зрителем доступным ему и рассчитанным только на него, его опыт, его интересы и т.д. языком)

Главная составляющая «говорящей стены» - это красочное, насыщенное панно из сюжетов и предметов. В основу деятельности с данной формой рекреационной зоны применяется игра, как ведущий вид детской деятельности. В одной части на панно элементы являются статистическими, то есть недвижимыми.  В другой части дети могут создавать свои сюжеты по замыслу, могут видоизменять, дополнять, так как к деталям сзади прикреплена липучка.

Используя данную форму, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, развиваются коммуникативные навыки: обмениваются знаниями, правильно доносят информацию друг другу. «Говорящая стена» используется и как элемент ООД, и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей. Данная форма помогает педагогам ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Литература

1. ФГОС ДО: https://fgos.ru/fgos/fgos-do.

2. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. - Магнитогорск: МаГУ, 2001.21 с.

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2009.

4. Войтина Н.И. Условия эффективности контрольно-диагностической деятельности в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 8. с.8-10.

5. Кузьмин М.Н. Проблема сохранения единого образовательного пространства России // Педагогика. 2004. № 4. с.3.

6. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. "Айрис пресс", М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектных технологий по курсу «Здравствуй, мир!» - как условие создания единого образовательного пространства и развития творческих способностей детей» (подг. гр.)

 Работая по комплексной программе «Детский сад –2100», которая является структурным компонентом  образовательной системы «Школа – 2100» реализую курс  «Здравствуй, мир!». Одним и...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...

«Совместная деятельность воспитателя и специалистов в дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности»

Совместная деятельность воспитателя и специалистов в нашем дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности строится по нескольким направлениям:Совместная деяте...

Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной образовательной организации. Требования ФГОС ДО

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Цель создания развивающей среды в дошкольной образов...

"Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролейФормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природеТрудовое воспитаниеПатриотическое воспитание детей дошко...

Взаимодействие с родителями в дошкольных образовательных учреждениях по развитию творческих способностей детей

Взаимодействие с родителями в дошкольных образовательных учреждениях (ДОО) по развитию творческих способностей детей является важной частью воспитательного процесса. Вот несколько форм и методов, кото...