"Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей малой родине"
статья
в данной статье рассмотрены аспекты воспитания у детей дошкольного возраста любви к своей малой родине,. ведь патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodine.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЛЮБВИ К СВОЕЙ «МАЛОЙ» РОДИНЕ
Каждый год в стране происходят перемены. Но как бы не менялось наше общество, мы не можем перестать любить свою Родину. Любить её – значить знать её прошлое, жить её настоящим, болеть, и молится о её будущем. Одной из главных составляющих духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является воспитание любви к Родине, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа нельзя прерывать связь времён и поколений: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица [1].
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
Воспитать у дошкольников любовь к родному городу – задача очень важная. Начинается она от любви к дому, то есть в семье, где живёт ребёнок, где он окружен заботой, вниманием и лаской. Чтобы у детей чувство любви и привязанности к родным людям были более осмысленными и действенными, они должны уметь им сочувствовать и помогать. Главное подвести детей к пониманию того, что они должны с уважением относиться к своим близким людям. Чувство долга перед родными, умение проявлять внимание, когда это будет необходимо, в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг – оно формируется всей предшествующей жизнью, то есть в раннем возрасте.
Постепенно чувство любви и уважения переносится на других окружающих – работников детского учреждения, соседей и знакомых. Детский сад – это вторая семья ребенка, где он окружен вниманием и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто с ними занимается, лечит их, кормит, заботиться о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом помощника воспитателя, прачки, повара, дворника и других работников, надо постараться дошкольникам раскрыть смысл их действий, направленные на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнении их жизни содержательной, интересной деятельностью. Постепенно дети понимают, что они должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им. Если воспитателю удаётся сделать пребывание ребёнка в детском саду вторым его домом, то чувство привязанности закрепляется, с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний [2].
На следующем этапе у дошкольников уже формируется любовь к их родному городу. В процессе работы в этом направлении необходимо познакомить детей с историей города, в честь кого он назван и чем знаменит, какие известные люди его прославили и прославляют, рассказать о традициях, обычаях и праздниках. Познакомить с некоторыми событиями прошлого родного города.
В ходе знакомства с родным городом, детям дошкольного возраста необходимо формировать знания о том, где и кем работают его жители, в чём полезность их профессий. Дети понимают, что все жители города трудятся на благо и процветание своей «малой» Родины. Тем самым у ребят воспитывается уважительное отношение к людям города, в котором они живут.
Одним из главных факторов нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к трудовой деятельности. Любовь к своему городу становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании и потребности трудиться на её благо. Труд по озеленению своей улицы, своего участка в детском саду, посадка цветов на клумбы, уборка территории - всё это доступные школьникам дела, которые способствуют воспитанию гражданских чувств. Самое главное при этом надо доказать дошкольникам необходимость и не бесполезность их усилий, значимость их проделанной работы, чтобы они всегда видели результат своего труда.
Нравственно-патриотическое воспитание – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается [3]. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии своего города, природе, символике, местных традициях, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил свою «малую» Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Список литературы:
- Маханёва, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004, - 72с.
- Казакова, И.А. Особенности патриотического воспитания дошкольников / Обруч. №6 - 2003, - С.8-9
- Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина / Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ,2003, - 79с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей "малой" Родине"
Статья по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой родине через создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в группе.
Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать ус...
Программа по патриотическому воспитанию "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины"
Цель: формировать у детей патриотические отношеия и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....
«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине»
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосы...
Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"
Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"...
статья: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине".
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, н...