"Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей "малой" Родине"
статья на тему
Статья по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-kanunnikova.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Канунникова И.М.,
воспитатель
МАДОУ «ЦРР – детский сад №33 «Радуга»
г. Губкин
Белгородская область
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЛЮБВИ К СВОЕЙ «МАЛОЙ» РОДИНЕ
Каждый год в стране происходят перемены. Но как бы не менялось наше общество, мы не можем перестать любить свою Родину. Любить её – значить знать её прошлое, жить её настоящим, болеть, и молится о её будущем. Одной из главных составляющих духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является воспитание любви к Родине, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа нельзя прерывать связь времён и поколений: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица [1].
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
Воспитать у дошкольников любовь к родному городу – задача очень важная. Начинается она от любви к дому, то есть в семье, где живёт ребёнок, где он окружен заботой, вниманием и лаской. Чтобы у детей чувство любви и привязанности к родным людям были более осмысленными и действенными, они должны уметь им сочувствовать и помогать. Главное подвести детей к пониманию того, что они должны с уважением относиться к своим близким людям. Чувство долга перед родными, умение проявлять внимание, когда это будет необходимо, в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг – оно формируется всей предшествующей жизнью, то есть в раннем возрасте.
Постепенно чувство любви и уважения переносится на других окружающих – работников детского учреждения, соседей и знакомых. Детский сад – это вторая семья ребенка, где он окружен вниманием и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто с ними занимается, лечит их, кормит, заботиться о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом помощника воспитателя, прачки, повара, дворника и других работников, надо постараться дошкольникам раскрыть смысл их действий, направленные на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнении их жизни содержательной, интересной деятельностью. Постепенно дети понимают, что они должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им. Если воспитателю удаётся сделать пребывание ребёнка в детском саду вторым его домом, то чувство привязанности закрепляется, с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний [2].
На следующем этапе у дошкольников уже формируется любовь к их родному городу. В процессе работы в этом направлении необходимо познакомить детей с историей города, в честь кого он назван и чем знаменит, какие известные люди его прославили и прославляют, рассказать о традициях, обычаях и праздниках. Познакомить с некоторыми событиями прошлого родного города.
В ходе знакомства с родным городом, детям дошкольного возраста необходимо формировать знания о том, где и кем работают его жители, в чём полезность их профессий. Дети понимают, что все жители города трудятся на благо и процветание своей «малой» Родины. Тем самым у ребят воспитывается уважительное отношение к людям города, в котором они живут.
Одним из главных факторов нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к трудовой деятельности. Любовь к своему городу становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании и потребности трудиться на её благо. Труд по озеленению своей улицы, своего участка в детском саду, посадка цветов на клумбы, уборка территории - всё это доступные школьникам дела, которые способствуют воспитанию гражданских чувств. Самое главное при этом надо доказать дошкольникам необходимость и не бесполезность их усилий, значимость их проделанной работы, чтобы они всегда видели результат своего труда.
Нравственно-патриотическое воспитание – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается [3]. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии своего города, природе, символике, местных традициях, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил свою «малую» Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Список литературы:
- Маханёва, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004, - 72с.
- Казакова, И.А. Особенности патриотического воспитания дошкольников / Обруч. №6 - 2003, - С.8-9
- Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина / Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ,2003, - 79с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой родине через создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в группе.
Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать ус...
Реферат по самообразованию на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге" 2016-2017 учебный год
Реферат по самообразованию на тему:«Воспитание у детей дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге»...
Консультация "Воспитание в детях дошкольного возраста любви к Родине»
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, сво...
Консультация для родителей на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ"
Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания Программы "От рождения до школы" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. И главными помощ...
«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине»
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосы...
Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"
Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"...
Сообщение к родительскому собранию на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к Родине»
Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Внимание детей рано...