Отчёт по самообразованию 2022 - 2023
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Отчёт
по теме самообразования
«Пальчиковые игры и упражнения,
как средство развития речи детей дошкольного возраста.»
Подготовил: воспитатель
Жертовская Н.В.
2023 год
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.”
Этап работы над темой: 1 год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
- Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
Форма отчѐтности:
- Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
- Подготовить и провести консультации для родителей на тему «Зачем нужны пальчиковые игры.»
- Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
- рисование по трафаретам;
- штриховка в заданном направлении;
- дорисовка (по принципу симметрии);
- дидактические игры;
- шнуровка, пуговицы, прищепки;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;
Работу по самообразованию вела в 3 этапа:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
- Кольцова М. М «Развитие моторики»
- Елена Данилова «Пальчиковые игры»
- Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»
- ЭТАП — внедрение в практику.
- ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Консультации и памятки для родителей и воспитателей.
Актуальность:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Изучая данную тему, провожу работу с родителями:
- Индивидуальные беседы:
- Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
- Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы,
- кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика»
- Составление памяток для родителей:
а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»
б) «Развитие мелкой моторики рук»
Провела следующую работу с воспитателями:
Выступила на педагогическом совете в ДОУ.
Основная работа заключается в работе с детьми:
В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчёт по самообразованию 2022-2023гг
План и отчёт по самообразованию 2022-23гг...
Годоовой отчёт педагога за 2022-2023 учебный год 17 мая 2023 г.
Выступление на семинаре «Формирование экологического воспитания у дошкольников» по теме: Экологическое воспитание дошкольников посредством творческой деятельности с применением нетрадицион...
Отчёт педагога за 2022-2023 учебный год
Отчёт педагога за 2022-2023 учебный год...
Отчёт группы на 2022-2023 г.
Отчет...
Отчёт по самообразованию 2022 - 2023г.
ЦЕЛЬ: Формирование у детей культурно-гигиенические навыков в игровой форме, используя различные виды деятельности.ЗАДАЧИ:Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и ...
Отчёт по самообразованию за 2023-2024 у.г.
Отчёт по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на дороге»...