Отчёт по самообразованию 2022 - 2023
методическая разработка

Жертовская Нина Вячеславовна

отчёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_samoobrazovanie.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Отчёт
по теме самообразования

«Пальчиковые игры и упражнения,
как средство развития речи детей дошкольного возраста.»

      Подготовил: воспитатель
Жертовская Н.В.

2023 год

 

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

       Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.”

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей; 
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
  3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  4. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Форма отчѐтности: 

  • Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
  • Подготовить и провести консультации для родителей на тему «Зачем нужны пальчиковые игры.»
  • Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Формы работы: 

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
  • пальчиковый театр;
  • конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
  • рисование по трафаретам;

  • штриховка в заданном направлении;
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • дидактические игры;
  • шнуровка, пуговицы, прищепки;
  • игры с мелкими предметами;
  • пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;

Работу по самообразованию вела в 3 этапа:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

  1. Кольцова М. М «Развитие моторики»
  2. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
  3. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»
  1. ЭТАП — внедрение в практику. 
  2. ЭТАП — представление опыта работы по теме. 

Консультации и памятки для родителей и воспитателей.

Актуальность: 

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Изучая  данную тему, провожу работу с родителями:

  • Индивидуальные беседы:                                                                                                        
  • Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы  среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
  • Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы,

  • кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»      «Пальчиковая гимнастика»
  • Составление памяток для родителей:

 а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»

б) «Развитие мелкой моторики рук»

Провела следующую работу с воспитателями:

Выступила  на педагогическом совете в ДОУ.

Основная работа заключается в работе с детьми:

   В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.

   Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время  физкультминутки, в свободное время утром и  после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

  В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

  Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру.  С   помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

 На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами,  работа с тестом,  для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

 Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчёт по самообразованию 2022-2023гг

План и отчёт по самообразованию 2022-23гг...

Годоовой отчёт педагога за 2022-2023 учебный год 17 мая 2023 г.

Выступление на семинаре «Формирование экологического воспитания у дошкольников» по теме: Экологическое воспитание дошкольников посредством творческой деятельности с применением нетрадицион...

Отчёт педагога за 2022-2023 учебный год

Отчёт педагога за 2022-2023 учебный год...

Отчёт по самообразованию 2022 - 2023г.

ЦЕЛЬ:  Формирование у детей культурно-гигиенические навыков в игровой форме, используя различные виды деятельности.ЗАДАЧИ:Формировать умения овладевать культурно -гигиеническими навыками, и ...

Отчёт по самообразованию за 2023-2024 у.г.

Отчёт по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на дороге»...