Проект в младшей группе«Народная игрушка»
проект (младшая группа)
Цель: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек, знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки, сказки и т.д.).
Задачи: Образовательные: знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора;
Развивающие: развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти и творчества;
Воспитательные: воспитание бережного отношения к игрушке, к труду народных мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igrushka.docx | 480.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золотой ключик»
Проект
«Народная игрушка»
Вторая младшая группа
Воспитатель: Харитонова В.В.
Старикова О.Е.
Актуальность темы:
Игрушка неизменный спутник каждого ребенка с первый дней жизни. Игрушки являются первыми средствами воспитания, давали первый толчок к формированию характера, складу ума и т.д. именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как к главному проявлению духовной жизни ребенка. Предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить ребенка с народной игрушкой.
Цель: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек, знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки, сказки и т.д.).
Задачи: Образовательные: знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора;
Развивающие: развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти и творчества;
Воспитательные: воспитание бережного отношения к игрушке, к труду народных мастеров.
Методы и формы: Беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение, отгадывание загадок, ситаутивные разговоры, заучивание стихотворений наизусть.
- Сюжетно-ролевые игры, игры с сюжетными игрушками, пальчиковые игры, дидактические игры, музыкально-дидактические игры, театрализация, строительные игры.
- Подвижные игры, хороводные игры, игры малой подвижности, русские народные игры, физминутки.
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
с родителями
- Консультации, индивидуальные беседы, оформление папок-передвижек;
- Совместные мероприятия.
- Помощь в пополнении предметно-развивающей среды игрушками.
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о русских народным игрушках, используют в активной речи песенки, потешки, играют в русские народные игры, знают русские народные сказки и их персонажи, бережно относятся к игрушкам.
Этапы работы над проектом:
I Предварительный этап: подбор материала, иллюстраций; наглядная информация для родителей «Народная игрушка», сбор информации о народной игрушке из разных источников, подбор методической литературы, составление тематического планирования, создание предметно-пространственной среды.
II Основной этап:
дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование ПРС |
13 марта | Беседа «Знакомство с русской народной игрушкой- матрешкой», рассматривание иллюстраций разных матрешек , отгадывание загадок. | Предложить родителям изготовить совместно с детьми народную игрушку, для выставки «Веселая ярмарка» | Рассматривание иллюстраций, картинок, народные игрушки. |
14 марта | Дидактическая игра «Собери матрешку», «Расставь по величине» Конструирование «Домик для матрешек» | папка передвижка «История народной игрушки»; | Пазл Фото конструирования |
15.марта | Рисование «Украсим лошадку.» Рассматривание альбомы «Дымковские игрушки» П/И «Прячем матрёшку» | Консультация «Народная игрушка в жизни ребенка» | Альбом «Дымковские игрушки.» |
16.марта | Аппликация «Фартук для матрёшки». | Мастерская по изготовлению народных игрушек. | Образцы для выполнения аппликации |
17 марта | Лепка «Фартук для матрёшки» | Выставка работ родителей | Создание мини-музея «Моя любимая игрушка» |
познавательное развитие: беседа, показ «Из чего сделаны игрушки», дидактические игры «Один-много», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек», «Собери матрешку», конструирование «Домики для матрешек».
Речевое развитие: чтение С. Маршак «Ванька Встанька», чтение песенок, потешек, прибауток, русских народных сказок, беседа «Знакомство с русской народной игрушкой», чтение стихотворений «Много кукол деревянных», «Дымковская барышня»
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рисование «Украсим лошадку», лепка «Сарафан для матрешки», слушание «русские матрешки», аппликация «Наряди матрешку».
Социально-коммуникативное развитие: игра инсценировка «У матрешки новоселье», театрализованная игра «Матрешки и их друзья».
Физическое развитие: подвижные игры: «Карусель», «шли матрешки по дорожке», игра хоровод «Мы веселые матрешки»
Работа с родителями: - папка передвижка «История народной игрушки»;
-Консультация «Народная игрушка в жизни ребенка»;
-Мастер класс по изготовлению народных игрушек.
III Завершающий этап: создание мини-музея «Моя любимая игрушка»
Список используемой литературы: Т.А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством» Детство-Пресс, 2010
О.А. Скорлупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.
Т.С. Комарова «Народное творчество в воспитании детей»
Приложение:
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе
«Украсим Матрёшку»
«Сарафан для Матрёшки»
Цели: передавать форму, похожую на удлинённую, закреплять умение лепить шарик и «колбаску», знакомить детей с народной игрушкой, инициатива детей- выбор цвета пластилина.
Задачи:
Образовательные:
- отщипывать от целого пластилина состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, учить лепить предмет
Развивающие:
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать связную речь;
- Развивать внимание, слух, двигательную активность.
Воспитательные:
-Воспитание культурно-гигиенических навыков, опрятности в одежде.
Материал и оборудование: пластилин, дощечки на каждого ребенка, игрушка - матрешка.
Методы и формы: словесный, практический, наглядный, рассматривание, слушание, вопросы, беседа, лепка.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребятки. Узнали меня?
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем-
В ней прячутся дочки.
(Матрёшка)
Правильно, я - Матрёшка.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей! (дети здороваются)
Матрёшка : Мы уже встречались с вами. Ребята только вот я пришла не одна сегодня! Сегодня нет моей подружки весёлой русской Матрёшки! У моей подружки беда приключилась с сарафанчиком: старый сарафанчик износился, новый сшила ей портниха, вот только портниха забыла украсить сарафанчик! Подружка моя расстроилась и я тоже, ведь мы хотели вместе снова вас навестить!
Воспитатель: Матрёшка, настраивайся! Мы тебе поможем! Правда, ребята? (отвечают)
Воспитатель: Чтобы помочь подружке нашей гостьи, нам для начала надо посмотреть на Матрешку, на ее наряд!
Что одето у неё на голове?»
Дети: Платочек.
Воспитатель: Что одето у Матрёшки на туловище?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: Что нарисовано на сарафане? – Цветы.
Посмотрите, какая наша Матрёшка красавица. На лице у неё (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)
глазки. Чёрные глазки. Брови – чёрные. Губки – красные. Цветной сарафан и расписной фартук с цветами.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а ведь Матрёшка всё таки не одна! (воспитатель трясет матрёшкой) Давайте посмотрим с кем же она к нам пришла!
(воспитатель открывает большую матрешку и удивленным голосом говорит о наличии в ней ещё матрёшек)
Ой, здесь ещё одна матрёшка! – Расставлю Матрёшек рядом, и посмотрите одна матрёшка большая, а другая маленькая. Воспитатель вместе с детьми любуется матрёшками: - Вот какие наши матрёшки красивые. Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестренки.
Наши Матрешки зовут нас слепить для подружки сарафан, пройдите за свои столики. Но сначала нужно подготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с нашими пальчиками, а Матрешки поглядят.
Пальчиковая гимнастика «Матрёшки»
Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладошки)
В гости к нам пришли матрёшки (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиком» вперёд)
Матрёшки румяные (качайте головой, поднеся руки к щекам)
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые Матрешки лежат у вас на столиках, но вот только сарафанчики у них не нарядные! Надо будет их украсить! А украшать мы их будем пластилином
(Лепка)
Какие теперь нарядные у нас матрешки! Дети, а сколько у нас всего матрёшек? (много) – Правильно, много
Ребята, а давайте потанцуем с нашими матрёшками под музыку.
Вот и подошло к концу наше занятие, а нам с матрешками пора с вами прощаться. До свидания! До новых встреч!
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе
«Дымковская игрушка — лошадка»
Цель:
• Продолжать знакомить детей с дымковской росписью;
• Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками; Правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки;
• Развивать эстетическое восприятие, воспитывать чувство сопереживание, желание помочь.
Предварительная работа:
• Беседа «Откуда пришла к нам Дымковская игрушка?»;
• Рассматривание иллюстраций, образцов дымковской игрушки.
Оборудование:
-иллюстрации дымковской игрушки (лошадка – бумажные заготовки для рисования на листе формата А4, мольберт, гуашь красного и синего цвета, ватные палочки, салфетки для рук.
Ход НОД
- Ребятки, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья. А чтобы узнать кто она, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)
Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста ее грива,
Весела она, игрива.
У нее так шерстка гладка,
Это к нам бежит … (Лошадка)
- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. А вот и наша гостья, дымковская игрушка – лошадка. Давайте поздороваемся с ней, но сделаем это особенно, чтобы наша лошадка запомнила таких хороших детей.
Д/и – приветствие «Здравствуйте»
Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (3 раза хлопают в ладоши)
Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ. (3 раза топают ножками)
Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок. (имитация поцелуя)
Здравствуй мой носик! Пим, пим, пим. (гладят кончик носа)
Здравствуйте наши гости! (протягивают руки вперед)
Здравствуйте!
-Ребята, что случилось? Почему наша гостья, дымковская игрушка – лошадка, не веселая? Вы знаете, что могло произойти?
Ответы детей (плохое настроение, она заболела).
-Давайте спросим у самой лошадки? Какая беда с ней приключилась.
-Лошадка, что с тобой приключилось?
Лошадка : - Мои друзья гуляли под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые.
-Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку – лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.
-Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка – лошадка?
Ответы детей (кружочками).
-А кружочки, какими цветами раскрашены?
Ответы детей (синими, красными).
-Посмотрите внимательно, кружочки у нее одинакового размера?
Ответы детей (нет, большие и маленькие)
Ах, лошадка, какая грива черная
По бокам кружочки
Точки, точки, точки.
- Давайте мы с вами поможем ее друзьям, чтобы они вновь стали нарядные и веселые.
- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.
Физкультминутка:
Мы поскачем, скачем, скачем
Цок, цок, цок, цок! (дети поочередно топают ножками)
Я лошадка - серый бок! (повороты, ручки на талии)
Я копытцем постучу (ходьба на месте)
Если хочешь, прокачу! (легкий бег на месте).
-Ребятки, проходите за столы, на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.
-Чтобы нарисовать кружочки нашим лошадкам, для этого надо взять ватную палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадки (показ). Рисуйте аккуратно, палочку прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.
-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки, они уже улыбаются, значит, им тоже все нравится.
(Рассматривание детских работ).
-Вам понравилось разрисовывать лошадок?
Ответы детей (да)
-Какие узоры вы рисовали?
Ответы детей (кружочки, точки).
Чем вы их раскрашивали?
Ответы детей (ватными палочками).
Какими цветами?
Ответы детей (синими, красными).
-Я очень рада за вас, молодцы! Все справились, были активными, внимательными и дружные! Лошадка благодарит вас, а теперь мы прощаемся с нашими гостями. До свидания!
Конспект НОД во второй младшей группе по аппликации
«Платок для матрешки»
Цель: Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги.
Задачи:
1. Учить составлять узор на треугольном платке, чередуя круги и треугольники.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Демонстрационный материал. Деревянная матрешка. Магнитная доска, Образец платка из цветного картона треугольной формы.
Раздаточный материал. Вырезанный из цветного картона светлого тона платок треугольной формы; треугольники и круги разных цветов, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисточка для клея, салфетка, клеенка-подкладка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
Дети: Любим.
Воспитатель: У вас у всех есть любимая игрушка. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть? Ответы детей
Воспитатель: У меня тоже есть любимая игрушка. А хотите узнать какая? Тогда отгадайте мою загадку:
Жёлтый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, ребята, это матрешка. (Показываю детям матрешку.)
Весёлая игрушка, расписная матрёшка издавна была самой любимой игрушкой ваших дедушек и бабушек, когда они были маленькие. Делают матрешек из дерева. Ребята, посмотрите вокруг и найдите предметы из такого материала, как наша матрешка? (Ответы детей)
Воспитатель: Моя матрешка не простая, любит всем загадки загадывать. Отгадывайте загадку, говорите отгадку.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно.
Дети: (Ежик)
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
Дети: (Корова)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Дети: (Морковь)
Маленький, беленький.
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
Дети: (Заяц)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?
Раскрываю фигурку матрёшки и приглашаю детей помочь поставить матрешек. В это время читаю стихотворение (выставляем их в ряд, сравниваем).
Много кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех Матрёшками зовут!
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Скажите, во что одета матрёшка?
Дети: Матрёшка одета в блузку, сарафан, на голове платочек, она красивая, большая и т. п.
Воспитатель: Одежда у матрёшки яркая, красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или узорами, или цветами, или горошинами. И такую игрушку делают только у нас в России. Матрёшки – куклы весёлые. Посмотрите, как они нам улыбаются, а ещё они любят танцевать и приглашают вас поплясать.
Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":
Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)
Любим танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)
Мы веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, наша матрешка сегодня идет в гости и хочет быть празднично одетой, а платок, который она всегда одевает на голову, уже старый. Давайте для матрешки и ее подруг сделаем подарок, смастерим им платочки и украсим их кругами и треугольниками.
Воспитатель кладет перед каждым ребенком вырезанный из цветного картона светлого тона платок треугольной формы и маленькие треугольники и круги разных цветов, вырезанные из цветной бумаги. Объясняет последовательность выполнения работы: строим узор, располагая треугольники по углам, в середине платка кружочки.
Воспитатель: Дети, поиграем в игру?
Пальчиковая гимнастика: «Матрешки»
Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрешки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)
Воспитатель: А теперь ребята приступим к аппликации.
Сначала ребенок должен разложить детали на платке, чередуя по форме; после нанести клей на каждую деталь и приклеить на платок в нужном месте.
Рефлексия: какой наряд мы приготовили для матрешки? Из чего мы сделали?
Дети: отвечают
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в 1-ой младшей группе "Народные игрушки"
Конспект занятия по становлению эстетического отношения к окружающему мируна тему: «Народные игрушки»...
Проект в старшей группе«Народная игрушка»«Русская матрешка»
Проект для детей старшей группы....
Презентация проекта в средней группе "Народная игрушка"
Народная игрушка...
Проект во второй младшей группе «Народная игрушка»
Система работы на тему "Народная игрушка"Автор: Моисеева Наталья ВалентиновнаЦель: Приобщение детей к русским народным традициям и обычаямЗадачи: Использовать систему работы По приобщению де...
Проект в младшей группе "Народная игрушка - матрешка"
Проект «Народная игрушка - матрёшка» во второй младшей группе.Воспитатели: Кириченко А.Л., Стегареску Н.А.Тип проекта: познавательно-творческий.Срок реализации: две недели.Участники: дети ...
Проект во второй младшей группе "Народная игрушка"
Игрушка неизменный спутник каждого ребенка с первый дней жизни. Игрушки являются первыми средствами воспитания, давали первый толчок к формированию характера, складу ума и т.д. именно народная игрушка...
Проект во второй младшей группе "Народная игрушка"
Проект "Народные игрушки"...