Терапевтические сказки для детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Терапевтическая сказка – это история, построенная с учетом страхов и особенностей ребенка. В таких историях герой встречается со своими страхами лицом к лицу. По ходу действия он может преодолевать разные препятствия, встречаться с монстрами и чудовищами. Самое главное, чтобы в конце сказки главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.
Это могут быть сказки о проснувшейся самостоятельности, вовремя подоспевшей смелости или об обретенной храбрости.
Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития.
С помощью сказок ребенок сможет:
- Узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
- Фантазировать и развивать воображение;
- Расширять свои знания об окружающем мире;
- Сформировать положительные черты характера;
- Различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
- Находить поддержку;
- Скорректировать свое поведение;
- Решить проблемы своего характера;
- Наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
- Справляться с психосоматическими проявлениями.
Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя, начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.
Работа с терапевтическими сказками.
- Определитесь, какая проблема есть у ребенка. А может вы, что-то хотите подкорректировать.
- Подберите сказку, которая будет соответствовать решению Вашего вопроса.
- Читая сказку ребенку, акцентируйте его внимание на том, что Вы хотите донести до ребенка. Но растолковывать мораль не надо.
- Обсудите с ребенком прочитанное, пускай он выскажет свое мнение.
- Одноразового прочтения сказки не достаточно. Чтобы добиться максимального результата, надо прочитать несколько сказок на аналогичными ситуациями.
- Постоянно использовать сказки не стоит. Применяйте их дозировано, по необходимости.
- Добавьте юмора, это всегда сближает родителей и детей.
Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить послушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.
Родитель выступает посредником между нуждающимся в психологической помощи ребенком и многовековой мудростью сказок. Таким образом, очень бережно и мягко происходит усвоение ребенком важного житейского опыта, которого порой так не хватает в реальной жизни.
Если вы придерживаетесь строгих взглядов, то по первому впечатлению слушать сказки вам может показаться чем-то несерьёзным. Однако это совсем не так. Созданные сказками образы воспринимаются фактически на бессознательном уровне, поэтому их воздействие очень эффективно и бережно. Этот метод создает безопасные условия для решения определенной проблемы, а позитивные изменения не заставляют себя ждать. Сказкотерапия для детей применяется и при сильных стрессах, и при конфликтных ситуациях. Работа со сказкой дает быстрые положительные результаты, снимая психическое напряжение. Пространство сказки расширяет внутреннюю свободу, что способствует выходу за рамки обыденности, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить недостающие ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terapevticheskie_skazki.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сон Колобка (привыкание ко сну в детском саду)
Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного — он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница — Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.
— Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду?
— Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно!
— А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! — Ласково сказала Лисичка.
— Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся.
— Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны … — сказала Лисичка.
Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном.
Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо — он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» — и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и наяву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок.
Когда он проснулся — у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон.
С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.
Непослушный язычок — терапевтическая сказка с артикуляционной гимнастикой (Автор: Юлия Лавренченко)
Жил-был на свете котенок, у которого был непослушный язычок. Ох, какой активный и непослушный он был! Ни спать, ни есть котенку не давал. Как же мучался с ним наш маленький герой.
— Язычок, пожалуйста, успокойся, я спать хочу, — просил его котенок.
Но ничего не помогало — никакие уговоры. Не слушался язычок и все тут!
Однажды, когда котенок все-таки погрузился в царство Морфея, к нему явился Господин Сон:
— Вижу, тяжело тебе с твоим язычком.
— Да, не слушается он меня и отдыхать совсем не дает, — грустно ответил котенок.
— А ты попробуй его тренировать, чтобы он уставал и тоже спал вместе с тобой, — предложил Господин Сон.
— Тре-ни-ро-вать? А как это?
— Выполняй каждый день артикуляционную гимнастику. Каждое упражнение повторяй пять-семь раз, но не на полный желудок, а часа через полтора после еды. И будь на позитиве! Вот увидишь, скоро твой язычок станет послушным.
Когда язычок разбудил котенка, наш герой первым делом предложил ему сделать зарядку.
— Язычок, давай медленно покачаемся от щечки к щечке, — командовал котенок. — Раз, два, три, четыре, пять. Так, молодец! Видишь, как у тебя отлично получается. А теперь давай ты почистишь мои зубки, сначала верхние, потом нижние. Отлично, молодец! А теперь стань широким и превратись в чашечку, сейчас чай с тобой попьем. Как здорово у тебя получается! А теперь давай ты станешь узким и превратишься в змейку. Высовывайся и прячься, пока я считаю до десяти. Следующее упражнение — сделай круговое движение сначала в одну сторону, потом в другую. Давай повторим это движение по три раза в каждую сторону. Отлично, идем дальше! Ну и, наконец, давай поцокаем, как лошадка. Раз, два, три, четыре, пять… Здорово, ты отлично потрудился!
Когда язычок выполнил все упражнения, то устал и успокоился. А котенок тем временем смог спокойно позавтракать. С тех пор наш герой понял, что если он хочет, чтобы его язычок был послушным, его надо регулярно тренировать и развивать с помощью специальной артикуляционной гимнастики.
Вопросы к терапевтической сказке про язычок для развития эмоционального интеллекта ребенка:
Почему язычок у котенка был непослушным?
Какие эмоции испытывал наш герой, когда язычок не давал ему есть и спать?
Изобрази, как котенок уговаривал его быть послушным.
Как котенку удалось решить эту проблему? Как изменилась его жизнь, когда язычок стал регулярно выполнять артикуляционную гимнастику?
Слонёнок и шарики (если ребенок требует покупок в магазине)
Жил-был маленький слонёнок. Мама и папа его очень любили. Они вместе играли, гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слонёнок очень любил проводить время со своими родителями. Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слонёнок увидел у обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку он очень понравился, и захотелось ему иметь такой же шар.
- Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожалуйста, - стал просить он родителей.
Мама и папа очень любили своего сыночка и решили порадовать малыша. Они купили ему красивый жёлтый шар. Слонёнок был счастлив, он повсюду ходил со своим шариком. А когда ложился спать, привязывал его к своей кроватке.
Вскоре, гуляя по парку, слонёнок увидел у медвежонка очень красивый зелёный шар. И, конечно же, попросил родителей купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать своего любимого сына и купили ему зелёный шарик. Слоненку он очень понравился.
Но вскоре малыш захотел иметь красный шар, а потом синий. И любящие родители снова не смогли ему отказать...
Но слонёнку хотелось ещё и ещё воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить:
- Ну купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого ещё нет!
Тогда родителям слоненка пришлось брать дополнительную работу, чтобы
заработать побольше денег и купить на них шарики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали задерживаться на работе. Слон и слониха стали меньше бывать со слоненком, играть с ним, а совместные прогулки по парку совсем прекратились.
Слонёнку становилось грустно одному, и даже многочисленные воздушные шарики его уже не радовали.
И вот настал день, когда в комнату к слоненку уже невозможно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться.Тогда слонёнок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слонёнка высоко-высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей, и стал звать на помощь. Прилетели воробьи и острыми клювами полопали шары - один за другим. Так\ постепенно слонёнок опустился на землю.
Он сел на травку и задумался. Как ты думаешь, о чём?
Может быть, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке и пускать большие фонтаны из хобота?
Как ты думаешь, что может слонёнок сделать для того, чтобы вернуть то время?
Подскажи ему, пожалуйста.
Автор: Наталья Никитина
Сказка про лисенка (как нехорошо брать чужие вещи без спроса)
Жил да был хитрый лисенок Сёма. Он был маленький, рыженький и очень-очень непослушный. Мама лиса всегда говорила:
— Сёма! Никогда ничего не бери без спроса, а то звери подумают, что ты вор.
— Ладно, — отвечал лисенок и тут же забывал про свое обещание.
Целыми днями бегал по лесу непослушный лисенок. Где мелькнет его рыжий пушистый хвост, там обязательно что-то пропадет.
Сложила белочка орешки горкой, поскакала в дупло за мешочком, вернулась – пусто! Что за чудеса?
Ежик развесил на веточках грибочки сушить, новые принес, а старых как не бывало! Что такое?
Набрала мышка лукошко черники, легла отдохнуть и задремала. Просыпается – нет лукошка! Как же так?
Лисенок бежит по лесу: на усах ореховая скорлупка висит, на лапке ниточка с грибами, а мордочка вся в чернике.
Бежал-бежал, смотрит – летит сорока, а в лапках у нее зеркальце. Пошел он следом за ней. А зеркальце тяжелое, сороке трудно с ним лететь: перелетает с куста на куст, с ветки на ветку, с кочки на кочку. Устала сорока и решила воды в болотце попить. Положила зеркальце, подошла к лужице, а лисенок тут как тут: схватил зеркальце и бежать!
— Ах ты, безобразник! – застрекотала сорока. – Еще звери говорят, что сорока воровка! Да вот кто самый настоящий вор! Ну, погоди, поймают тебя когда-нибудь!
Вечером, когда Сема ложился спать, он подумал:
— Интересно, почему мама говорит, что нельзя брать без разрешения чужие вещи? Почему это плохо? Наоборот, это очень даже здорово! Вот сегодня я орешков поел, грибочков, черники, зеркальце у меня теперь красивое есть, чем же это плохо. Мне очень даже хорошо.
А на следующее утро случилось вот что. Забрел лисенок на далекую поляну. На самом краю этой поляны рос огромный раскидистый дуб, а на дубе чернело большое-пребольшое дупло.
— Ух ты, — подумал лисенок. – Наверняка там есть что-то интересное и нужное! Залезу-ка я туда!
И начал он по стволу карабкаться. Вдруг слышит тоненький голосок:
— Ты куда это?
Смотрит, а внизу, у самых корней сидит маленькая мышка.
— Я в дупло, — ответил лисенок.
— Это ведь не просто дупло, это чей-то дом! Как тебе не стыдно туда без спроса лезть? – возмутилась мышка.
— Много ты понимаешь, — махнул лапой лисенок.
— Ты смотри, хозяевам это может не понравиться! – предостерегла его мышка.
— Отстань, — дернул хвостом лисенок, — не то спрыгну и съем тебя!
Мышка осуждающе покачала маленькой головкой, сморщила носик и ничего не ответила.
Добрался лисенок до дупла, сунул туда свой любопытный нос, а в дупле-то – мед!
— Вот это да! – обрадовался лисенок. – Вот повезло! Сейчас наемся до отвала!
— Ж-ж-ж, — раздалось где-то рядом. – Разве мама тебе не говорила, что чужое брать нехорошо?
— Кто тут еще? – недовольно спросил лисенок.
— Это я, пчела, это мой мед! И я тебе не разрешаю его брать.
— Ха-ха-ха, — развеселился лисенок. – Кыш отсюда, муха надоедливая! Я сильнее тебя, захочу и возьму!
— Ну, держ-ж-ж-ж-жись! – разозлилась пчелка.
А лисенок ее не слышит, только рыжий хвостик из дупла торчит. Вернулись с луга остальные пчелы, кружатся у дупла с полными ведерками меда, а подружка им про лисенка рассказывает.
— Ладно, давайте его проучим! – прогудела самая старая пчела.
Только лисенок из дупла вылез, а пчелиный рой на него как накинется:
-Ах ты, рыжий наглый вор!
Ты беги во весь опор!
Не гляди, что мы малютки!
Рой пчелиный – плохи шутки!
А ну, жаль его за уши!
Зря ты мышку не послушал!
А ну, жаль его за нос!
Ты зачем наш мед унес!?
Бежит лисенок по лесу, мед бросил, ушки прижал, глаза от страха закрыл, а рой пчелиный не отстает, темной тучей за ним летит и жалит, жалит!
Прибежал лисенок домой, под кровать забился, нос высунуть боится. Только к вечеру вышел и сказал маме-лисе:
— Правильно, ты мамочка, говорила, нельзя брать без спроса. Я никогда больше ничего чужого не возьму!
Автор: Ирина Гурина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста
Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...
Экологическая сказка для детей младшего дошкольного возраста "Приключение овощей"
Материал предназначен для воспитателей и детей младшего дошкольного возраста....
Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Данный материал по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...
Консультация для родителей.Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
Первыми книгами для детей являются сказки.Главное правильно подобрать сказку....
Консультация для родителей "Ожившая сказка" (знакомим детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством).
Тематический стенд для родителей "Ожившая сказка". Знакомим детей младшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "В гостях у сказки" (для детей младшего дошкольного возраста)
Конспект НОД "В гостях у сказки" (для детей младшего дошкольного возраста)...