"Формирование навыков общения и дружеских взаимоотношений между детьми в процессе организации разных видов деятельности"
статья
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov.docx | 106.65 КБ |
Предварительный просмотр:
"Формирование навыков общения и дружеских взаимоотношений между детьми в процессе организации разных видов деятельности"
Выполнила воспитатель ГБДОУ детский сад 62
Невского района г. Санкт-Петербурга
Чуракова Наталья Николаевна
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех лет уже скучает при расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, дает им советы. Дети в этом возрасте уже могут делиться игрушками, угощать друзей без подсказки взрослых, помогать друг другу. Избирательность по отношению к другим выражается в симпатиях и антипатиях, привязанности, соперничестве, ревности.
Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, и, самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями.
Возникает вопрос: какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?
В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.
Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т.д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
В старшем дошкольном возрасте формирование продуктивного взаимодействия между детьми – не менее актуальная задача.
Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, или же ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т.д.
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
Диалоговые, коммуникативные навыки:
- вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
- невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
Какие основные направления работы можно выделить в рамках формирования социально-коммуникативных навыков?:
- учить детей грамотному построению речевого высказывания;
- развивать связную монологическую речь;
- развивать диалогическую форму речи;
- формировать коммуникативные навыки;
- учить детей осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания (собственные и чужие);
- познакомить с языком эмоций (позы, мимика, жесты), научить им пользоваться для проявления своих чувств;
- обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми;
- оказать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать его положительную самооценку.
Главная цель заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Важным направлением работы по развитию навыков эффективного взаимодействия детей друг с другом, является формирование дружеских чувств, стремления налаживать хорошие отношения с товарищами, умения понимать сверстников, взаимодействовать сними.
С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышей уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности, особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных народов и рассматривание иллюстраций к ним. Хорошо, если в группе имеются куклы – представители разных народов. Если в группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы малыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует воспитывать тактичное отношение к детям с недостатками развития, поощрять проявления сочувствия, стремление помочь.
Контакт взглядов – один из важных компонентов человеческого общения. Дети, не умеющие и не желающие общаться, очень редко смотрят в лицо и особенно в глаза друг друга. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет, поэтому малыши часто не запоминают детей в группе, не узнают их, у них не складываются избирательные привязанности. Для привлечения внимания детей друг к другу целесообразно организовывать такие ситуации, в которых воспитатель, разговаривая с одним малышом, привлекает к нему внимание других детей, предлагая посмотреть ему в глаза, назвать его по имени. Но нельзя насильно заставлять малышей общаться друг с другом.
Замечено, что уже младшие дошкольники проявляют избирательное отношение к сверстникам. В возрасте 2-5 лет дети выбирают себе друзей без особого старания, за внешнюю привлекательность или, например, за то, что у сверстника лучшие игрушки, и он живет поблизости, с определенными детьми чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или другому ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности.
В возрасте 4-7 лет дошкольники относятся к дружбе, как к односторонним отношениям. Они не отвергают друга, но и не поддаются его влиянию. В этом возрасте дети не рассматривают дружбу как постоянную обязанность. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга: «Мы с ним вместе играем», «Он никогда меня не обижает», «Он мне всегда игрушки дает». Конечно, такие объяснения носят поверхностный характер, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них и друга, а лишь внешние проявления. Но это можно объяснить неумением ребенка анализировать собственные чувства. На стыке среднего и старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба»: «Это когда дети не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, можно вместе играть и делать что-нибудь интересное». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе.
Рекомендации для воспитателей:
- Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.
- Для формирования дружеских взаимоотношений у детей рекомендуется рассматриваниекартин,иллюстраций, показ видеофильмов, беседы, игровые упражнения, занятия, игровые ситуации и сюжеты, ситуативные игры-истории с элементами драматизации, игры-драматизации, инсценировки, проектная деятельность, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники.
- Праздники на темы дружбы и товарищества. Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.
- Особенно детям нравятся игры, развивающие общение и социальные навыки, такие как: Научить детей строить отношения с другими людьми уважительно и деликатно вес ти себя со сверстниками, мы предлагали детям, в совместной деятельности, проблемные ситуации, разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр драматизаций различного содержания, такие как: «Отнял игрушку»,«Толкнул», «Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища», «В группу пришел новенький»…
Ситуативные игры-истории с элементами драматизации, направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.
Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры).
Подготовка к инсценированию стихотворения.
Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.
Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).
Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).
Театрализация ситуации с внесенными изменениями.
Основная задача, которую предстоит решить детям в ходе игры, — помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т. д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом.
Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора способа решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя, они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).
Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия «Будем крепко мы дружить» направлена на развитие следующих умений:
- Сопереживать (отзывчивость).
- Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
- Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая и их. Это «Правила дружбы», которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить.
Коммуникативные игры
«Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!» («Добрый день, Ванюша!», «Добрый вечер, Анечка!»).
Игра "Найди друга"
Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.
Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
Игра "Мои друзья"
Цель: Выявить взаимоотношения детей внутри группы, осознание своих особенностей и особенностей друга.
Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей, как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно в таком виде?
Правила дружбы. В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, которые оформляются в "Правила дружбы", способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.
Помогай товарищу, если умеешь что-то делать - научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.
Останови товарища, если он делает что-то плохое.
Умей порадоваться успехам товарища.
Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.
Игра "Круг знакомств"
"Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух - чух - чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый "паровозик" - его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с "вагоном" продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя и имя своего "вагона". Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик" ломается, т.е. кто-то из детей забывает имя своего "вагончика", то игру лучше начать сначала".
Игра "Пропой свое имя"
Инструкция: "Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети".
Планирование по теме: "День дружбы"
Во все времена всеми народами мира дружба почиталась, как величайшая нравственная ценность.Международный день друзей просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они нам дороги и важны.
Игровая
Встречи с интересными людьми «Во что любили играть наши мамы и папы».
Коммуникативные игры: «Узнай друга», «Узнай по голосу», «Радио» и другие.
Драматизация сказки «Как собака друга искала»
Разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений;
Сюжетно-ролевая игра по мотивам мультфильмов, сказок.
Коммуникативная
Беседы: «Мне не нравится когда…», «Как найти друзей», «Объясни пословицу»; «Кого можно назвать своим другом?» (опасные знакомства)
Интервью "Расскажи о своем друге”, "Каким друг не должен быть”, «Что такое дружба»
Рассказы детей: «Расскажи о своём друге», «С кем из литературных или сказочных героев я хотел бы дружить».
Речевые игры, упражнения: «Почему так говорят?», «Семья слов» (подбор слов к слову дружба), «Скажи наоборот», (справедливый - несправедливый, вежливый - грубый, жадный - щедрый, скромный - хвастливый и т.д.)
Занятие: Рассказывание по сюжетной картине «Друзья» (31)
Познание (математика) Пословицы: «Одна нить, втрое скрученная дольше рвётся», «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»; «Один старый друг лучше трёх новых» и т.д.письма заболевшему другу…
Социализация
Занятие: Дружба-неприязнь
Игра-викторина «В дружбе наша сила»
Педагогические ситуации и беседы по теме (о нормах и правилах поведения, отражающих о людях разных профессий, делающих добро). Ситуативные игры –истории с элементами театрализации.
Двигательная
Физкультурное занятие "Вместе нам никогда не бывает скучно” ( В. Шебеко "Физкультурные праздники в д/с”).
Подвижные игры: «Мышеловка», «Ловля парами» (Белые медведи), «Иголка, нитка, узелок»
Хороводные игры: «Карусель», «Каравай», «Путаница», «Ровным кругом», «Ручеёк»
Чтение художественной литературы
Пословицы и поговорки о дружбе.
Литературный калейдоскоп – чтение стихов "О дружбе”,
Чтение: р.н.с. «Лиса и Журавель», В Катаев «Цветик-семицветик», «Что такое дружба?», В. Сутеев "Яблоко”.
Ознакомление с художественной литературой: Чтение рассказа В Драгунского «Друг детства» (Ушакова, 266)
Музыкально – художественная
Слушание, пение: В. Шаинский "Мир похож на цветной луг”, "Ты, да, я мы с тобой”, «Дружба начинается с улыбки»
Музыкальная гостиная: «Встреча с музыкой В.Шаинского» Музыкальная игра «Дразнилка»
Народная игра "Плетень”. Танец: "Хей, хей, привет, привет» ”
Продуктивная
Рисование: «Портрет моего друга» создание галереи "Портреты друзей”
Лепка: по сказке «Зимовьё зверей»
Конструирование: « Подарок в подарок другу», вручение детьми подарков.
Форма проведения праздника
Музыкальное интегрированное занятие «Секреты дружбы»
Список используемой литературы
1. http://khv-mdoy12.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/formy_raboty_s_pedagogami/
2. http://www.logos-cds.ru/stati/razvitie-navykov-effektivnogo-vzaimodejstviya-detej-drug-s-drugom/
3. https://stud.wiki/pedagogics/2c0b65635a3bc79b4c43a88521316c37_0.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей. Тема: «Игры-эстафеты как средство воспитания дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Игры-эстафеты как средство...
Консультация для родителей "Формирование дружеских взаимоотношений между детьми"
Детское общество - одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность - легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми....
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений с детьми
Консультация для родителей по формированию культуры общения и дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста...
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...
Картотека дидактических игр пр формированию дружеских взаимоотношений между детьми
Подборка игр для закрепления понятия " Дружба,друг, взаимопомощь...
«День дружбы» Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми. - развивать навыки позитивного социального поведения - формировать у детей умение дружить и ценить дружбу. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Дружба – это теплый ветер. Дружба – это светлый мир. Дружба – солнце на рассвете, для души веселый пир.Дружба – это только счастье.Дружба у людей одна.С дружбой не страшны нена...