Консультация для родителей "Формирование дружеских взаимоотношений между детьми"
консультация
Детское общество - одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность - легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_vzaimootnosh.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование дружеских взаимоотношений между детьми»
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.
Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.
Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться… А постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка и ведущую роль в этом играют коммуникативные способности. Они позволяют ребенку распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение.
К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт,
- умение организовать общение,
-знание норм и правил общения.
К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлечённость ребёнка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.
В дошкольном возрасте очень важно развивать у детей коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы дошкольники был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста процесс довольно сложный и трудоемкий, но очень важный, ведь с развитием будет изменяться и его эмоциональная сфера, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей. Тема: «Игры-эстафеты как средство воспитания дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Игры-эстафеты как средство...
«Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми в игре»
консультация для родителей...
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду
Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений между детьми в детском саду...
Картотека дидактических игр пр формированию дружеских взаимоотношений между детьми
Подборка игр для закрепления понятия " Дружба,друг, взаимопомощь...
Картотека конспектов по дружеским взаимоотношениям между детьми
данная работа поможет воспитателю в сплочении детского коллектива и наладит взаимопонимание между детьми...
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми
Консультация для воспитателей...