Краткосрочный проект
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект нравственно – патриотическое воспитание
Старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie_solovushka.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 182» г. Ярославль
Краткосрочный проект нравственно – патриотическое воспитание
Старших дошкольников
Разработал воспитатель:
Игнатьева О.Е.
Ярославль 2023
Проект: «С чего начинается Родина?»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
в старшей группе
Актуальность проекта.
С чего начинается Родина?
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному селу.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.
В проекте представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Семья — она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?
Оно включает в себя:
- отношение к себе как личности;
- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
- дом, в котором он живёт;
- родную улицу;
- роднойгород;
- страну в которой он растет.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.
Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знании о нашем крае и России в целом. О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.
Задачи:
- Ознакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
- Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного села, государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и об его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
- Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
- Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей и сотрудников детского сада.
- Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
- Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
- Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
- Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- Успешное взаимодействие со своими детьми;
- Повышение психолого-педагогических компетенций.
- Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.
Для педагога:
- Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
- Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с и детьми.
Формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ,
- тематические беседы;
- презентации;
- развлечения, досуги;
Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта: краткосрочный
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 1 месяц.
Реализация проекта по этапам:
Начало февраля : I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Опрос детей: «Какая наша страна - Россия?», «Что я знаю о семье?».
2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна - Россия»
3.Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4.Составить перспективный план проекта.
С середины февраля: II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.
Конец февраля: III этап – итоговый.
Создание альбомов: «Чем славится Россия»
Настольно – печатная игра «Найди тень»
Лепбук «Наша Родина Россия»
Консультации для родителей:
«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте
Нашу работу мы разделим на 2 блока:
1 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»
2 блок: «Семья и ближайшее окружение»
Перспективный план работы.
Сроки реализации | Мероприятия педагога с детьми и родителями | примечание |
Начало февраля | Опрос детей: «Что такое малая Родина – наше село»; «Какая наша страна - Россия?»; «Что я знаю о своей семье?»; «Детский сад – мой дом второй». Составить перспективный план проекта «С чего начинается Родина?». | |
Середина февраля 1 блок «Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!» | Беседы с детьми: «Наша малая Родина – город Ярославль», «Улицы нашего города»; «Достопримечательности нашего города» «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России». Рассматривание иллюстрации: Альбом «Мой родной город Ярославль», альбом «Чем славиться Россия» «Россия - наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Перелётные птицы России», «Бабочки России». Художественная литература: «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?» В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова «Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» «Кремлевские звезды» Михалков; Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о городе, труде. Загадки. Дидактические игры: «Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?». Художественное творчество: Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Моя семья» Аппликация «Ко дню защитника отечества»; «Флаг России», «Кукла в национальном костюме», Настольная игра: «Найди тень». Подвижные игры: «Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди». Работа с родителями: Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?». | |
Конец февраля 2 блок: «Семья и ближайшее окружение» | Беседы: «Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи». Рассматривание иллюстрации: Фотографии «Моя семья». Художественная литература: Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка». «Синяя чашка» М. Матвеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак, «Цветик - семицветик» В. Катаев «Косточка» К. Ушинский «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой «Мамина работа» Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк. Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки. Дидактические игры: «Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает». Настольные игры: «Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки. Сюжетно – ролевые игры: «Семья, сюжет – День рождения у Даши», «Больница – на приеме у стоматолога», «Магазин – покупки для пикника», «Строители – строим гараж для Мишиной машины», «Парикмахерская – сюжет стрижка только началась», «Детский сад – прием детей», «Дочки – матери сюжет – на прогулку в парк». Пальчиковая гимнастика: «Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете». Артикуляционная гимнастика: «Блинчики», «Вкусное варенье». Художественное творчество: Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья». Аппликация: «Платочек для бабушки», «Открытка для мамы кпразднику 8 марта». Лепка: «Божья коровка – оберег для всей семьи». Работа с родителями: Консультации для родителей: «Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка». |
Используемая литература:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование подготовительной группы»
5. О.Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»
6. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
7. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Комплексные занятия подготовительная группа»
8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.
9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект
Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...
Проект по ПДД «Дорожная азбука» в старшей группе (краткосрочный проект)
Совместный проект подготовили:Качинская И.А. воспитательСеряпина А.Г. воспитательЦель проекта: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмо...
Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...
Экологический проект ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Королевой А.Г. Краткосрочный проект (1 год) Формирование представления у дошкольников о животном мире Краснодарского края.
Экологический проект...
Групповой краткосрочный проект . «Надо правильно питаться, чтоб здоровым оставаться». Информационная карта проекта.
Цель: Расширять представления о рациональном питании, как одном из важных компонентов ЗОЖ. Задачи: 1.Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;.2....
Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики»
Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики» (для воспитанников 4-5 лет)...
Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду» Автор проекта: Козлова Э.А.
Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду»Автор проекта: Козлова Э.А.Продолжительность проекта: краткосрочный, февраль – апрель 2017 годТип проекта:...