"Возрастные особенности детей раннего возраста, основы успешной адаптации"
консультация (младшая группа)

"Возрастные особенности детей раннего возраста, основы успешной адаптации"  -  сообщение для родителей на родительском собрании в начале учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные  особенности  детей раннего возраста, основа успешной адаптации.

Для каждого родителя его ребёнок  самый лучший, самый талантливый и замечательный. И это правильно!  Ребёнку важно чувствовать, что его любят, но в  медицине есть понятие «Не  навреди! Так и родительская любовь  не должна быть слепой   и безграничной. Многие считают: «Он  ещё маленький, потом  подрастёт и  всему  научится». Но специалисты:  педагоги, психологи, логопеды, которые занимаются вопросами развития и воспитания детей разработали критерии знаний, умений  и навыков физического, эмоционального, познавательного и речевого развития. В каждом возрасте они свои. Сегодня мы вас познакомим, что должны знать и уметь дети  третьего  года жизни. В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с действия  на другое. Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим. У него появляется заинтересованность  положительной оценки взрослого, он начинает осознавать значимость своих действий. Появляется потребность во взаимодействии  со сверстниками. Однако,  в этом возрасте ещё не сформированы умения совместной игровой деятельности, что приводит к конфликтным ситуациям  между детьми. По  мере того, как  ребёнок овладевает новыми умениями, он стремится к независимости, к реализации  и  утверждения  «системы Я» (я хочу, я  сам, я буду),  наступает  кризис  третьего  года.  Положительный образ «Я»    формируется в зависимости от успешности ребёнка в деятельности  и  доброжелательности оценки со стороны окружающих. В этом возрасте формируются   личностные качества характера: самостоятельность, целеустремлённость, общение,  познание, творческие способности.

На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом и красками,  застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Навыки самообслуживания способствуют  развитию мелкой моторики рук, мышлению (ребёнок анализирует последовательность своих действий, что сначала,  что потом), повышается его   самооценка. Иногда дети отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д.  Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно – перевести это в игровую ситуацию. 

Ещё один важный аспект у детей третьего года жизни развитие речи. Речь не может возникнуть сама по себе. Надо учить говорить, а для этого необходимо постоянное общение ребёнка и взрослого. Важно задавать как можно больше вопросов, выстраивать бытовые ситуации так чтобы у ребёнка возникала необходимость выражать свои просьбы выражать словами, а не мимикой и   жестами.  Читать книги, рассматривать иллюстрации, обсуждать увиденное. Использовать русские народные  сказки, потешки – они источник мудрости в воспитании детей.

Пример: 

Пошёл котик на торжок.  Купил котик пирожок.

Самому ли съесть  или Ванечки снесть,

Я и сам откушу и Ванюше снесу.

Потешка развивает память, формирует звукопроизношение, способствует доброжелательному отношению к окружающим.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, врача, водителя и обыгрывает их действия, использует разнообразные игрушки и предметы – заместители (палочки, крышечки). Наличие ролевой игры, является показателем новой ступени в умственном развитии малыша. 

Что должен уметь ребенок 2 – 3 лет 

Сенсорное развитие

  • называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый), 
  • выделение величины (большой, поменьше, маленький), 
  • называние формы (круг, квадрат, треугольник), 
  • расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
  • сравнение по цвету, форме, размеру;
  • координация движений рук и зрения;
  • формирование понятий «много», «мало», «один». 
  • различать качества предмета: тяжелый – легкий; мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый

Развитие речи

  • понимать короткий рассказ, отвечать на вопросы об этих событиях 
  • повторяет знакомые стихи, отрывки сказок
  • обобщать  (посуда, овощи, одежда)
  • использовать предложения из 2-3 слов
  • употреблять в речи прилагательные, местоимения, предлоги 
  • называть предметы по картинкам 
  • вести диалог со    взрослыми и сверстниками

Развитие бытовых навыков

  • есть аккуратно, пользоваться  салфеткой 
  • при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком 
  • самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться) 
  • убирать игрушки в отведённое место

Надеемся, что совместная работа нас воспитателей, и вас родителей помогут нашим детям освоить необходимые знания   и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Тематическое планирование психологических занятий в группе раннего возраста для успешной адаптации.

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личност...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ (консультация для родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ(консультация для родителей)...