Проект «Русский народный костюм»
проект (подготовительная группа)
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 505.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русский народный костюм»
Подготовительная «А» группа, 2022 – 2023 уч. год
Воспитатели группы – А.А. Старицына, Н.Н. Моисеева.
Проблема:
Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма?
Содержание проекта:
Описание проблемы, на решение которой направлен проект: Утрата интереса детей и их родителей к русскому народному творчеству, его традициям и культуре.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Цель: приобщить дошкольников к изучению национальной культуры, ее традиций и особенностей. Сформировать представление детей о русском народном костюме посредствам познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
В процессе работы над проектом решить следующие задачи:
- Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
- Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
- Дать детям знания об истории русского народного костюма.
- Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма).
- Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности. - Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
- Обогащать словарный запас дошкольников.
- Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к одежде.
Содержание деятельности воспитателя:
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в группе с использованием различных направлений на приобщение детей к истокам русского народного костюма, обычаям и традициям русского народа.
Проект представляет собой комплекс игровых мероприятий, заданий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к русскому народному костюму, к своей стране, своему краю, малой родине, своему народу, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Проект основан на представлениях детей об историческом прошлом, на изобразительных умениях декоративного рисования и уже освоенных технических навыках рисования орнаментов. Этот проект значим для всех его участников: Дети: дети получают новые знания, учатся проявлять творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности, приобщаются к национальной культуре. Родители: получают новые знания по теме проекта, расширяются возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий собственного экспериментирования детей.
Вид проекта:
творческий, познавательный, конструктивный.
Сроки реализации:
- долгосрочный, октябрь – май
Возраст детей 6-7 лет
Целевая группа:
- дети;
- воспитатели;
- родители;
- музыкальный руководитель.
Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта:
- Презентация проекта «Русский народный костюм» (рассказы детей по презентации).
- Изготовление русских народных костюмов, кокошников, поясов.
- Умение детьми применять различные виды техники декоративно – прикладного творчества.
- Умение устанавливать необходимые контакты для решения возникающих проблем.
- Высокая активность родителей в проведении мероприятий.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: книги, альбомы, фотографии, иллюстрации, изоматериал, коллекция предметов народного быта, изделий русских мастериц (прядение, вязание, вышивка, ткачество…). Аудиозаписи русских народных песен.
Работа с детьми:
сроки реализации | Мероприятия, проводимые по проекту. Работа с детьми |
октябрь | - Одежда в старину изготовление альбома «История русского народного костюма». - Посещение мини - музея «Истоки народного быта» (создан в группе). - Беседа «Что носили раньше?», рассматривание иллюстраций старинной одежды. - Рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах. |
ноябрь | - Литературная викторина: «Русские народные сказки». - Цикл познавательной деятельности «Хочу всё знать» по теме: «Русский народный костюм», «Из чего делали ткани». - Презентация: «История Русского народного костюма». - Праздник: «Девичья краса – русская коса». – День матери. - Слушание народной музыки, разучивание русских народных пословиц и поговорок. |
декабрь | - Дидактическая игры «Одень куклу в русский народный костюм» (мужской, женский). - ЧХЛ: «Лисичка сестричка и серый волк», «Бычок- смоляной бочок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка». - Русские народные игры «Лапоточек», «Мой платочек голубой». - Аппликация «Одень русскую красавицу» (из конфетных фантиков). - Разукрашивание раскрасок на заданную тему. - Рисование сарафана и косоворотки. |
январь | - ЧХЛ: «Колосок», «Сказки в стихах», «Крылатый, мохнатый да масляный». - Развивающая игра - лото «Чудо узоры». - Игра «Головные уборы» (определи, кто не правильно одел, головной убор). - Загадки на заданную тему. |
февраль | - ЧХЛ: «»Кот и лиса», «Зимовье зверей». - Беседа о зимней русской одежде. - Презентация «Русская народная зимняя одежда». - Игра «Часть-целое» (определи костюм по фрагменту и назови его), «Лабиринт» (пройдя по лабиринту определи русскую обувь), «Найди 10 отличий». |
март | - ЧХЛ: «Гуси – лебеди», «Заяц - Хваста». - Лото «Национальные костюмы народов России». - Карточная викторина. - Игра «Разрезные картинки». - Игры по ознакомлению с народно – декоративным творчеством «Художественный салон», «Цветные капельки». - Русская подвижная народная игра «Иголочка и ниточка». |
апрель | - Русские народные пальчиковые игры «Синий чиж», «Шла собак через мост». - Игра «Корзиночка», «Мемори». - Викторина «Русский народный костюм». - Аппликация «Русская красавица» (конусная кукла). |
май | - Игра «Собери картинку», «Найди пару», «Домино». - Рассматривание картинок «Виды русского народного костюма». - Развлечение «История русского народного костюма» |
Работа с родителями:
МЕСЯЦ | МЕРОПРИЯТИЕ |
октябрь | - Анкетирование родителей. - Сбор экспонатов к созданию мини – музея в группе. |
ноябрь | - Консультация Роль родителей в возрождении русских традиций» (в закрытой группе в ВК). - Праздник: «Девичья краса – русская коса». (День матери). |
декабрь | - Презентация «История мужской и женской одежды» (в закрытой группе в ВК). - Домашнее задание: творческая мастерская с детьми «Праздничный кокошник». - Мастер – класс от родительницы детям, аппликация с элементами конструирования «Разноцветный хоровод» |
январь | - Родительское собрание: Презентация проекта «Русский народный костюм» (рассказы детей по презентации). |
февраль | - Семейная мастерская, пошив старинных и современных народных костюмов (для кукол). |
март | - Видеозапись для родителей Русской народной игры «Лапоточек», «Мой платочек голубой» (в закрытой группе в ВК). |
апрель | - Рисование русского народного костюма совместно с детьми. |
май | - Презентация. Выставка семейного творчества «Золотые руки мастера» (праздничный кокошник, рисунок совместный с ребенком, пошив народных костюмов для кукол). |
Этапы проекта:
этапы | Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | ответственный | |
Подготовительный этап |
октябрь | - Опрос детей - Одежда в старину изготовление альбома «История русского народного костюма». - Посещение мини - музея «Истоки народного быта» (создан в группе). - Беседа «Что носили раньше?», рассматривание иллюстраций старинной одежды. - Рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах. | -Анкетирование родителей. - Сбор экспонатов для создания мини – музея в группе. | Воспитатель: Моисеева Н.Н. дети, родители. | |
Основной этап | ноябрь | - Литературная викторина: «Русские народные сказки». - Цикл познавательной деятельности «Хочу всё знать» по теме: «Русский народный костюм», «Из чего делали ткани». - Презентация: «История Русского народного костюма». - Праздник: «Девичья краса – русская коса» – День матери. - Слушание народной музыки, разучивание русских народных пословиц и поговорок. - Развлечение «История русского народного костюма» | - Консультация Роль родителей в возрождении русских традиций» (в закрытой группе в ВК). - Праздник: «Девичья краса – русская коса» (День матери). | Дети, воспитатели, музыкальный работник, родители. | |
декабрь | - Дидактическая игры «Одень куклу в русский народный костюм» (мужской, женский). - ЧХЛ: «Лисичка сестричка и серый волк», «Бычок- смоляной бочок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка». - Русские народные игры «Лапоточек», «Мой платочек голубой». - Аппликация «Одень русскую красавицу» (из конфетных фантиков). - Разукрашивание раскрасок на заданную тему. - Рисование сарафана и косоворотки. | - Презентация «История мужской и женской одежды» (в закрытой группе в ВК). - Домашнее задание: творческая мастерская с детьми «Праздничный кокошник».
| Воспитатели, дети, родители. | ||
январь | - ЧХЛ: «Колосок», «Сказки в стихах», «Крылатый, мохнатый да масляный». - Развивающая игра - лото «Чудо узоры». - Игра «Головные уборы» (определи, кто не правильно одел, головной убор). - Загадки на заданную тему. | - Родительское собрание: Презентация проекта «Русский народный костюм» (рассказы детей по презентации). | Воспитатели, дети, родители, бабушки. | ||
Февраль | - ЧХЛ: «»Кот и лиса», «Зимовье зверей». - Беседа о зимней русской одежде. - Презентация «Русская народная зимняя одежда». - Игра «Часть-целое» (определи костюм по фрагменту и назови его), «Лабиринт» (пройдя по лабиринту определи русскую обувь), «Найди 10 отличий». | - Семейная мастерская, пошив старинных и современных народных костюмов (для кукол). | Воспитатели, дети, родители. . | ||
март | - ЧХЛ: «Гуси – лебеди», «Заяц - Хваста». - Лото «Национальные костюмы народов России». - Карточная викторина. - Игра «Разрезные картинки». - Игры по ознакомлению с народно – декоративным творчеством «Художественный салон», «Цветные капельки». - Русская подвижная народная игра «Иголочка и ниточка». | - Видеозапись для родителей Русской народной игры «Лапоточек», «Мой платочек голубой» (в закрытой группе в ВК). | Воспитатели, дети, родители. | ||
апрель | - Русские народные пальчиковые игры «Синий чиж», «Шла собак через мост». - Игра «Корзиночка», «Мемори». - Аппликация «Русская красавица» (конусная кукла). | - Рисование русского народного костюма совместно с детьми. | Воспитатели, дети, родители. | ||
Заключительный этап | май |
- Презентация. Выставка семейного творчества «Золотые руки мастера» (праздничный кокошник, рисунок совместный с ребенком, пошив народных костюмов для кукол). - Викторина «Русский народный костюм». - Презентация проекта «История русского народного костюма» | Дети, воспитатели, родители. |
Работа с педагогами
Содержание этапов проекта | Сроки | Ответственные |
Подбор экспонатов, литературы для создания мини-музея «Истоки народного быта» и работы по данному проекту. | Октябрь-ноябрь | педагоги |
Развлечение «История русского народного костюма» | Ноябрь | Н.Н.Моисеева |
Презентация проекта «История русского народного костюма» | Май | педагоги |
Заключительный этап
1. Подведение итогов с детьми и родителями (анализ).
По завершению проекта, после показа итоговой презентации среди детей, родителей и педагогов планируется проведение итоговой викторины, воспитанники смогут поделиться впечатлениями, новыми предложениями.
Оформление результатов проектных исследований.
2. Совместно с детьми составлены информационные альбомы, оформлен мини-музей, совместно с родителями шьются сарафанные комплексы для кукол. Детьми изготовлены атрибуты для игр, собраны пословицы, загадки и поговорки о одежде и её элементах.
3. Презентация и защита проекта.
В мае данное представление будет продемонстрировано для родителей, воспитателей, детей других групп.
Работа над проектом дала детям творческий заряд и веру в себя и воспитала патриотические чувства.
Оборудование и материалы:
Информационно-техническое:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- компьютер,
- фотоаппарат,
- видеокамера.
Информационное обеспечение:
- Альбом – история русского народного костюма (2 шт.).
- Картотека народных подвижных игр.
- Картотека русских народных пальчиковых игр для детей.
- Картотека игр по ознакомлению с народно-декоративным творчеством.
- Национальные костюмы народов России (папка).
- Русский народный костюм (папка).
- В поисках затерявшейся старины.
- Коллекция русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Колосок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Бычёк - смоляной бочек», «Сказки в стихах», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Зимовье зверей», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Сказка про храброго зайца».
- Лэпбук «Матрешки».
- Лэпбук «Народный быт».
- Лэпбук «Национальные костюмы. Русский народный костюм».
- Интернет ресурс.
Бюджет проекта
Источником финансирования являются внебюджетные средства
Персонал проекта
1. Заведующий ДОУ – осуществляет ресурсное обеспечение проекта.
2. Воспитатели - готовят нормативно-правовую базу, разрабатывают, научно - методическое оснащение; организуют и координируют работу по проекту.
3. Воспитатели и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями по реализации плана проекта.
4. Родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания.
5. Дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Критерии эффективности:
Цель достигнута, если:
- в результате выполнения проекта будет, достигнут высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, к русскому народному костюму, к своей стране, своему краю, малой родине, своему народу, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
- будут расширены представления детей о русском народном костюме;
- сформирован интерес к русской народной культуре.
- у детей будет воспитано чувство гордости за русский народ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русский народный костюм"
Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, спосо...

Проект "Русский народный костюм"
ull;У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.•Русский н...

Проект "Русский народный костюм". Презентация открытого занятия.
Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре через проектную деятельность....
Проект " Русский народный костюм"
Проект " Русский народный костюм"...