Проект " Русский народный костюм"
методическая разработка (младшая группа)
Проект " Русский народный костюм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkiy_narkostyum_dekabr.docx | 269.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий образовательный проект
второй младшей группы
«Русский народный костюм»
Паспорт проекта
Содержание | Пояснение |
Название проекта | Русский народный костюм |
участники | Воспитатели второй младшей группы, дети второй младшей группы, родители, администрация |
Период | Краткосрочный, с 1 ноября по 30 ноября |
Актуальность | Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. Н. Неменский «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа». Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Особенно ярко это отражено в русском народном костюме. Русский народный костюм – это кладезь народной мудрости, таланта, одаренности, трудолюбия русского человека. Русский народный костюм вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов и модельеров. О нем пишут книги, статьи, это чистый родник, из которого хочется черпать вдохновение. Красочный народный костюм воспитывает художественный вкус, раскрывает характер русского человека. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, яркий, самобытный элемент культуры. |
Цель | Знакомство с русским народным костюмом - как частью национальной культуры. |
Задачи | Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении. Привить интерес к русской крестьянской культуре, ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни; привить любовь к родным истокам. Познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями. Научить узнавать русский народный костюм, дать понятия некоторых деталей костюмов. Закрепить понятие «орнамент». Совершенствовать изобразительные умения и навыки, умение работать с различным материалом. Развивать познавательные способности детей через развитие интереса к народным традициям. Развивать воображение, творчество. Расширить и обогатить словарный запас детей. Продолжать развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Воспитывать у подрастающего поколения духовные и нравственные ценности (национальную гордость, уважение к прошлому народа), толерантного отношения к культурным традициям других народов. |
Ожидаемый результат | Дети научатся находить и узнавать русский народный костюм на картинках, книжных иллюстрациях, среди других костюмов. Узнавать русский народный костюм, называть некоторые детали костюмов. Изображать основные орнаменты русского народного костюма. получать практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве. |
Этапы реализации проекта | 1этап: подготовительный: -постановка проблемной ситуации перед детьми; 1.Приход в группу матрешек в ярких сарафанах. Просят у детей узнать, почему они так раскрашены, и почему все в разных костюмах. -совместное составление плана и паспорта проекта в интеграции образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»; -создание соответствующей развивающей среды; -чтение художественной литературы; -информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
-постановка проблемы вместе с детьми; -чтение познавательной литературы; -знакомство с обрядами и обычаями, народными играми; -продуктивная деятельность детей.
-Создание коллективной работы на тему «Масленица». -Выпуск альбома «Пословицы и поговорки», создание книжек-малышек. |
Итоговый продукт | Создание книжек- малышек на тему «Русские узоры». Выпуск альбома «Пословицы и поговорки». |
Выводы и практическая значимость проекта | Познакомились с русским народным костюмом - как частью национальной культуры русского народа. В помещении группы была организована выставка, на которой были представлены: Дети рассматривали картинки, иллюстрации с изображением людей в русской народной одежде, кукол в русских национальных костюмах, детские книги-сказки, герои которых изображены в национальной одежде. |
Планирование воспитательно–образовательной работы.
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействия с родителями/социальными партнерами |
1 | 2 | 3 | 4 |
Познавательное развитие | Рассматривание картинок с русскими народными игрушками. «В гости к нам пришла матрешка». Д.игра«Что сначала, что потом». Чтение Русских народных сказок. Рассматриваниерусских народных костюмов на иллюстрациях в книгах. Беседа «О русском быте», разучивание русских народных загадок. Исследование русского народного костюма на кукле. Просмотр презентации «Русский праздничный народный костюм» Дидактическая игра «Русский народный костюм» Дидактические игры: «Оденем куклу», «Чудесный сундучок». Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. Игра «Путешествие в прошлое одежды. | В книжный уголок – книги с русскими народными сказками, потешками. Около фланелеграфа выставлены Матрешки разного размера. Рассматривание иллюстраций в книжках с русскими народными сказками. Дид.Игра «Разбери матрешку». Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением людей в народных костюмах. | Роль матрешки в развитии ребенка – консультация. Заучивание с ребёнком поговорки объяснение её смысла. |
Речевое развитие | Беседы об истории одежды. Заучивание потешек, прибауток, закличек. Чтение художественной литературы. Заучивание пословиц и поговорок. Игра-занятие «Знакомство с матрешкой» - детальное рассматривание, вопросы, Дид.Игра «Расскажи сказку». активизация речи. | «Что сначала, что потом». Настольная игра «Русские узоры». Внесение заводных игрушек, неваляшек, матрёшек. Театр на фланелеграфе–«Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». | Советы «Русские народные песенки и потешки для чтения и прослушивания дома» |
Физическое развитие | Пальчиковиегимнатики на основе русского народного фольклора. Утренняя гимнастика. Бодрящая гимнастика. Закаливающие мероприятия. Хороводная игра. Пузырь. Игра «У медведя во бору» Разучивание народных подвижных игр, игр-забав. Пальчиковая игра «По дубочку постучишь...», «пальчик пальчик». Прогулка: (П/игры) «У медведя во бору», (П/игры)Полетали как птички, Лохматый пес. Прогулка (подвижные игры):Хоров.игра «Каравай»,Лохматый пес, У медведя у бору, Зайка. | Картинки – разные мячи. Дорожка здоровья. Атрибуты для подвижных игр В физкультурный уголок – мячи, корзина. Атрибуты для подвижной игры – руль и маски птичек. | Консультация «развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» |
Социально-коммуникативное развитие | Знакомство с трудом прачки (целевое посещение прачечной). Сюжетно – ролевые игры «У ослика день рождения», «Одень куклу» , «Масленица». Беседа: «Сравнение современной и старинной одежды». «Кто делает матрёшек?». Дидактические игры : «Русские узоры», «Что сначала, что потом», «Да-Нет», Тетрализация «Теремок», «Колобок». | Игра «Какое у тебя настроение». Рассматривание русского народного костюма. Примерка русского народного костюма. | Папка- картотека игр «Пальчиковые игры на основе русского фольклора». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Сарафан для матрешки». Разучивание с детьми песен, народных хороводов, народных танцев. Обучение игре на шумовых народных инструментах. Использование русских народных песен и танцев. Прослушивание аудиозаписи. Русск.народные песенки, потешки. Рассматривание репродукций картин известных художников. Аппликация «Русские народные узоры». Аппликация «Дымковская игрушка». Аппликация «Платочек». Рисование «Кокошник». Апликация «Русский народный сарафан». Выпуск альбома «Пословицы и поговорки». Раскраски «Русские народные костюмы». Игра – занятие «Матрешки-затейницы» | Пополнить уголок худ.творчеста – карандаши, восковые мелки, трафареты, раскраски- матрешки, неволяшки. | Нарисовать иллюстрацию к своей пословице. |
Планирование проекта по образовательным областям
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно – эстетическое развитие | |
ОО «Музыка» | ОО «Художественное творчество» | |||
Просмотр презентации «Русский праздничный народный костюм ». Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением людей в народных костюмах. Дидактическая игра «Русский народный костюм» Дидактические игры: «Оденем куклу», «Чудесный сундучок». Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. | Игра «Путешествие в прошлое одежды. Беседы об истории одежды. Заучивание потешек, прибауток, закличек. Чтение художественной литературы. Заучивание пословиц и поговорок. | Разучивание народных подвижных игр, игр-забав. | Разучивание с детьми песен, народных хороводов, народных танцев. Обучение игре на шумовых народных инструментах. Использование русских народных песен и танцев. | Рассматривание репродукций картин известных художников. Аппликация «Русские народные узоры». Аппликация «Дымковская игрушка». Рисование «Кокошник». Аппликация «Русский народный сарафан». Выпуск альбома «Пословицы и поговорки». Раскраски «Русские народные костюмы». |
Народные пословицы и поговорки
В тесноте, да не в обиде.
Что посеешь, то и пожнешь.
Играй, играй, да дело знай.
Труд человека кормит, а лень портит.
Окончил дело — гуляй смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу время, потехе час.
Долог день до вечера, если делать нечего.
Кто не работает, тот не ест.
Умелые руки не знают скуки.
Терпение и труд все перетрут.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а лень портит.
Не спеши языком, спеши делом.
За всякое дело берись умело.
Семеро одного не ждут.
Наш пострел везде поспел
Всё готово, да бестолково
Поспешишь – людей насмешишь
При солнышке тепло, при матери добро.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка
Скороговорки русские народные для детей.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Течет речка,
Печет печка,
Течет речка,
Печет печка!
Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё не спишь, шуршишь.
Мышонок отвечает мыши:
- Шуршать я буду тише.
Русские народные загадки
В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Плод с семенами)
Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Игла)
Без рук, без топоренка, построена избенка. (Гнездо)
Без рук, без ног, а ходить умеют. (Часы)
Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает. (Лук)
Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла. (Корова)
Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Глаза
Никого она не обижает, А её все толкают. (Дверь)
Когда одна другой касается – Хлопок получается. (Ладони)
С потолка свисает груша, И не думай ее скушать. Ярко светится, как солнце, А уронишь – разобьётся. (Лампочка)
Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел (кот).
Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)
Что за зверь со мной играет? НЕ мычит, не ржёт, не лает, нападает на клубки, прячет в лапки когти. (Котёнок)
Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет –
Она знать дает. (Собака)
Русские народные пальчиковые игры
*******
По дубочку постучишь –
Вылетает синий чиж.
У чижа, у чиженьки –
Хохолочек рыженький.
А на лапке маленькой –
Сапожочек аленький.
Чиж над городом летал
И головкою кивал.
*******
"Пять братьев - пальчиков"
Раз, два, три, четыре, пять (Собираем пальчики в кулачок.)!
Вышли пальчики гулять! (На каждую строчку отгибаем один пальчик ):
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну а этот лишь глядел!
*******
Идут четыре братца навстречу старшему.
-Здравствую большак!
-Здорово указка,
(соединить с большим указательный пальчик)
Мишка - середка,
(соединить с большим средний пальчик)
Гришка - сиротка,
(соединить с большим безымянный пальчик)
Да крошка - Тимошка!
(соединить с большим мизинчиком)
*******
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,
Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,
Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).
Какие у Ванечки глазки!
(показывает, где глазки.)
Какие у Ванечки ручки!
(показывает ручки.)
Какие у Ванечки ножки!
( показывает, где ножки.)
Побежали по дорожке.
Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.
*******
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать, (Разогните большой пальчик малыша)
Этот пальчик лег в кровать, (Разогните указательный пальчик малыша)
Этот пальчик прикорнул, (Разогните средний пальчик малыша.)
Этот пальчик уж уснул! (Разогните безымянный пальчик малыша.)
А последний – пятый пальчик(Потеребите мизинчик за кончик.)
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже! (Положите мизинчик рядом с другими пальчиками.)
*******
Замок
Пусть малыш повторяет за вами ваши движения.
На двери висел замок (Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите.)
Да никто открыть не мог(пожимаем плечиками).
Потянули (Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны),
Покрутили (Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой),
Постучали (Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга)
И открыли (Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.).
Физкультурные минутки( на основе русских народныхпотешек)
Ванька-встанька
Ванька-встанька (Наклоны в стороны),
Приседай-ка (Приседания).
Непослушный ты какой (Прыжки на месте)!
Нам не справиться с тобой (Хлопки в ладоши)!
Три медведя
Три медведя шли домой,
Папа был большой-большой,
Мама с ним – поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Очень маленький он был –
С погремушками ходил.
Весёлые матрёшки.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки-ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки-ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки-ладушки.
Раскраснелись наши щёчки,
Ладушки-ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки-ладушки.
Мы похожи словно сёстры,
Ладушки-ладушки.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки-ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки-ладушки.
Зрительная гимнастика.
Любопытная Варвара (Движения глазами влево-вправо)
Смотрит влево, смотрит вправо (Движения глазами влево-вправо),
А потом еще вперед (Глаза держать прямо),
Тут немного отдохнет (Прикрыть глаза).
А Варвара смотрит вверх (Глаза поднять вверх),
А потом и ниже всех (Глаза опустить вниз).
Возвращается обратно (Глаза держать прямо),
Расслабление приятно (Прикрыть глаза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русский народный костюм"
Презентация проекта "Русский народный костюм" в старшей группе....
Проект "Русский народный костюм"
Как одевались в старину русские люди....
Проект "Русский народный костюм"
Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, спосо...
Проект "Русский народный костюм"
ull;У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.•Русский н...
Проект "Русский народный костюм". Презентация открытого занятия.
Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре через проектную деятельность....
Проект "Русский народный костюм"
Презентация проекта на тему "Русский народный костюм"...
Проект "Русский народный костюм"
Проект "Русский народный костюм"...