Педагогический проект "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
проект (средняя группа)
Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №101 «Жар –птица»
Волжского района г. Саратова
410037, г. Саратов, ул. Муленкова А.П., д 3/1 т.: 79-53-59
Педагогический проект
«Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»
Саратов 2023 г.
Проект
«Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»
№ | Содержание | Стр. |
1. | Паспорт проекта | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
2.1. | Цель и задачи проекта | 6 |
3. | Особенности реализации проекта | 7 |
4. | Планирование деятельности | 9 |
4.1. | Организационный этап | 9 |
4.2. | Деятельностный этап | 9 |
4.3. | Обобщающий этап | 10 |
5. | Список использованных источников | 11 |
6. | Приложения | 12 |
Приложение 1. | 12 | |
Приложение 2. | 15 |
1. Паспорт проекта
Название и тип проекта | Проект «Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста» |
Автор-разработчик | Воспитатель: Шлыкова Наиля Зиннятовна |
Участники проекта | Воспитатели; родители; воспитанники ДОУ. |
Сроки | Январь 2023 – Май 2023 гг. |
Основания для разработки проекта | 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). 4. Программа развития ДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица». 5.Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица» Волжского района г. Саратова. |
Цель проекта | Создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека. |
Задачи проекта | 1.Организовать работу на метеоплощадке для систематического наблюдения за погодой. 2. Познакомить с профессией метеоролога. 3.Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы. 4.Познакомить с приборами – помощниками: ветровым рукавом, термометром, осадкомером, дождемером, солнечными часами, «ловцом облаков». 5.Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения 6. Воспитывать основы экологической культуры. |
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный этап Цель: Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. II этап. Деятельностный этап Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий. III этап. Обобщающий этап Цель: Анализ результатов проектной деятельности. |
Планируемые результаты проекта | Для воспитанников: - дошкольники расширят представления о погоде и ее значении в жизни человека, о профессии метеоролога; - познакомятся с метеостанцией; - дети научатся использовать специальные приборы для наблюдения за погодой, снимать показания с приборов; - научатся фиксировать результаты наблюдений с помощью условных знаков и использовать результаты наблюдений для составления прогноза погоды; - у воспитанников сформируются элементарные экологические знания и представления через прогнозирование. Для родителей: - родители станут активными участниками образовательного процесса; - установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями. С педагогами: - повысится уровень профессиональной компетенции педагогов. |
Форма итогового мероприятия | Итоговое развлечение «Юный метеоролог» Вручение медалей детям «Юные метеорологи» |
Продукты проекта | Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, оборудование и материалы для организации занятий: приборы на метеостанции, метеостанция. |
2. Пояснительная записка
Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды, и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды.
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
2.1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека.
Задачи проекта для педагогов: организовать работу на метеоплощадке для систематического наблюдения за погодой.
Задачи проекта для детей:
- Познакомить с профессией метеоролога.
- Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.
- Познакомить с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, снегомером, солнечными часами, «ловцом облаков».
- Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения
- Воспитывать основы экологической культуры.
3. Особенности реализации проекта
Методологическим основанием для реализации проекта являются: Теория деятельности, в рамках которой воспитатель должен помнить, что ребёнок как личность развивается именно в деятельности. Только через собственную деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества. Поэтому необходимо выстраивать такое взаимодействие с воспитанниками, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются только при условии активных действий самих дошкольников.
3.1. Механизм оценки эффективности проекта
1. Анкетирование родителей.
2. Анализ реализации этапов проекта.
3. Анализ продуктов проекта.
3.2. Применение педагогических технологий
В проекте используются:
1. Здоровьесберегающие технологии:
-дыхательная гимнастика (с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);
-артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, речедвигательные игры, коммуникативные игры);
- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).
2. Личностно-ориентированная технология:
Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка.
3. Игровые технологии:
В результате, игровые технологии позволяют:
- поддерживать самостоятельные игры детей;
- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии:
В проекте ИКТ используются для:
- подбора иллюстративного и дидактического материала;
- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;
- для методического сопровождения проекта;
- для оформления документации, отчётов.
5. Развивающие технологии:
В рамках развивающих технологий применяются:
- игровые проблемные ситуации;
- проблемные и поисковые вопросы;
- карточки-схемы, творческие задания.
Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно: осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций.
4. Планирование деятельности
4.1. Организационный этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта. Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр. | Январь |
2. | Изучение основных требований к организации метеостанции в ДОУ. | Январь |
3. | Подбор диагностического материала для проведения педагогической диагностики по выявлению знаний у детей о погоде, природных явлениях, измерительных приборах. | Январь |
4. | Составление перспективного плана мероприятий проекта. | Январь |
4.2. Деятельностный этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Экскурсия на метеоплощадку. Беседа: «Знакомство с приборами» «Что такое погода?» «Времена года» | Январь |
2. | Проведение совместного досуга с детьми и родителями «За окном зимушка - зима». Мастер – класс «Снеговик» в технике бумагопластика. | Январь |
3. | Экскурсия - путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада. Презентация «Метеорологические приборы на метеостанции: линейка для измерения снежного покрова». | Февраль |
4. | Мастер - класс для педагогов «Метеостанция в ДОУ как условие развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников» | Март |
5. | Опытно - экспериментальная деятельность - слежение за облаками по отсчету песочных часов. Развлечение «Эколята в гостях у детей». | Март |
6. | Презентация «Знакомство с народным календарем». | Март |
7. | Консультация для педагогов «Значение экологического воспитания детей дошкольного возраста». | Апрель |
8. | Беседа «Тайны планеты Земля» | Апрель |
9. | Конкурс экологических плакатов и рисунков «Красота природы» | Апрель |
10. | Наблюдения за изменениями в природе, ведения календаря погоды. | Май |
4.3. Обобщающий этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Проведение познавательно - игрового развлечения «У природы нет плохой погоды» | Май |
2. | Презентация проекта «Метеостанция в детском саду - играя, наблюдаем». | Май |
3. | Презентация «Итоги проектной деятельности» «Экологическое воспитание средствами познавательно – творческой активности детей дошкольного возраста» | Май |
4. | Итоговое развлечение «Юный метеоролог» Вручение медалей детям «Юные метеорологи» | Май |
5. | Фото отчет «Наша метеостанция». | Май |
- Список использованных источников
- Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – с.76.
- Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
- Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
- Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб.: Детство – пресс, 2003.
6. Приложения
Приложение 1.
Наблюдения
- Наблюдение за небом и облаками «Ловец облаков»
Цель: Продолжать расширять знания о явлениях неживой природы, обратить внимание на сезонные изменения.
- Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять силу ветра и направление с помощью флюгерв. Дети самостоятельно дают характеристику ветру.
- Наблюдение за солнцем.
Цель: подвести детей к пониманию, что температура воздуха зависит от высоты стояния солнца. Познакомить детей с солнечными часами.
- Наблюдение за температурой воздуха.
Цель: познакомить детей с прибором измерения температуры возуха – термометром, познакомить с календарем погоды, условными обозначениями.
- Солнечные часы.
Цель: учить определять время суток по солнечным часам на метеоплощадке.
- Определение погоды по растениям.
Цель: учить наблюдать за растениями – барометрами погоды, уметь предсказывать погоду по наблюдениям за ними и сравнивать показаниями приборов.
- Наблюдение за работой компаса.
Цель: учить детей определять стороны света с помощью компаса.
Беседы с использованием презентаций
- «Как вести себя в жару на участке»
Цель: учить детей без напоминания надевать головной убор, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреться.
- «Насекомые – польза или вред»
Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
- «Наш дом – природа»
Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, прдолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
- «Волшебница вода»
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.
- «Загадки планеты Земля»
Цель: формировать представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.
- «Мы – юные метеорологи»
Цель: закрепить знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.
Подвижные и малоподвижные игры:
- «Компас»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, помогает запомнить стороны света, улучшает координацию.
- «Прогноз погоды»
Цель: формировать желание оберегать и охранять природу, представления о погодных изменениях в природе, закрепить знания детей о погодных явлениях в природе.
- «Ветер»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, развивает воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища.
- «Ветер – хорошо и плохо»
Цель: формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений и животных.
- «Южный ветер – северный ветер»
Цель: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
- «Дождик»
Цель: развивать слуховое восприятие, способствовать развитию положительных эмоций, развивать речевые возможности детей, коммуникативные способности детей.
- «Свойства воздуха»
Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его, развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
- «Что лишнее»
Цель: закрепить знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли, развивать слуховое внимание.
Дидактические игры:
- «Картина природы!
Цель: расширять знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов.
- «Путешествие капельки Капы»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.
- «Птицы нашего края»
Цель: закреплять знания детей о птицах нашего края. Прививать любовь к животному миру.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица»
Волжского района г. Саратова
Конспект развлечения
для среднего дошкольного возраста
«Юные метеорологи»
Подготовила:
Шлыкова Н.З.
Саратов 2023
Материал для развлечения: Костюм «Маши» из мультика «Маша и медведь»; дневник наблюдений; шишка еловая; ведро с водой, медали «Юный метеоролог». Действие проходит на детской метеостанции!
Цель: В игровой форме познакомить детей с назначением метеостанции и с приборами метеоролога.
Задачи: Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Закрепить представления детей об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, град, ветер, жара, холод, расширять кругозор детей. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и отгадайте:
Он прошёл, наполнил кадки, поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал.
Дети: Дождь
Воспитатель: Дует грозный и могучий,
Разгоняет злые тучи.
Деревца колышет, гнёт,
Воет, иногда поёт!
Он сильнее всех на свете.
Догадайтесь, это…
Дети: Ветер
Воспитатель: Ребята, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О погоде.
К ребятам прибегает Маша (героиня из мультфильма «Маша и Медведь»), она встревожена.
Маша: Здравствуйте, ребята! Я услышала от сороки не очень хорошую новость. Она говорит, что сегодня будет сильный дождь и сильный ветер. Ой, ой, ой, что же делать? Я ведь промокну и могу заболеть, а у меня сегодня такие планы. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Я знаю, вы можете предсказывать погоду. Посмотрите по своим волшебным приборам, будет сегодня дождь или нет.
Воспитатель: Ребята, поможем Маше?
Дети: Дааа!
Воспитатель: У нас в детском саду есть метеоплощадка, и мы с вами учимся прогнозировать погоду. А скажите мне, ребята, для чего и для кого нужен этот прогноз?
Дети: Для нас, чтобы знать, как одеться в детский сад, нужно ли брать зонт с собой или нет. Для автомобилистов очень важен прогноз погоды и для лётчиков.
Воспитатель: А, как называются люди, которые прогнозируют погоду?
Дети: Метеорологи.
Воспитатель: Вот и мы с вами побудем сегодня юными метеорологами. Приступим к работе. Согласны? Какая сегодня погода? (возможные ответы ребят) (ясная – пасмурная, оттепель – холодная, морозная, сухая – влажная, ветреная – безветренная)
Воспитатель: Это мы предположили, что такая погода сегодня. Молодцы! Но нам нужен точный прогноз.
ЗАДАНИЕ 1.
Воспитатель: Назовите, какое сегодня число, месяц, день?
(А, например, Михаил отметит это в дневнике наблюдений)
ЗАДАНИЕ 2.
Воспитатель: Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха?
Дети: Термометр.
Воспитатель: Посмотрим, сколько градусов показывает термометр? (сначала надо найти отметку 0С, а потом посчитать от нуля деления до красного столбика).
(Полина, отмечает температуру воздуха).
ЗАДАНИЕ 3.
Маша: А, что это за шишечка такая, зачем она вам нужна?
Воспитатель: А, вот с помощью гигрометра (сосновой шишки) мы можем определить влажность воздуха. Во влажную погоду шишка закрывается, а в сухую – раскрывается. Сегодня шишка подсказывает нам, что погода сухая.
Маша: Не верю. Как это простая шишка может предсказывать погоду?
Воспитатель: Не веришь, тогда давай проверим.
Опыт: Дети берут еловые шишки (так как они быстрее реагируют на влажность) и опускают в ведро с водой.
ЗАДАНИЕ 4.
Воспитатель: Что может повлиять на погоду в течение дня?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Есть ли сегодня ветер? Как определили? (посмотрим на ветряной рукав) (ветер сильный, ураганный, слабый, штиль)
Маша: Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем:
Физкультминутка «Одуванчик»
Желтое солнце на землю глядит,
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый цветочек за солнцем следит.
(Повороты влево-вправо)
Он растет на длинной ножке
(Руки вдоль туловища, потянуться на носочках)
С лепесточками, как рожки,
(Развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его бела, парашютиков полна.
(Соединить над головой округленные руки).
Воспитатель: Сейчас мы проверим показания других приборов.
ЗАДАНИЕ 5
Воспитатель: Ребята - это прибор называется барометр, он измеряет давление воздуха. Мы все знаем, что вокруг нас находится (воздух) и он давит на нас с разной силой. Если воздух давит сильно, мы говорим давление сильное, большое, а если воздух давит на нас со слабой силой, мы говорим давление слабое, маленькое. Оказывается, что если давление большое, то погода будет ясной, солнечной, а если маленькое или среднее – то погода будет с осадками, пасмурная.
Маша: А, что такое осадки?
Дети: Это снег, дождь, град, изморось, ледяная крупа…
Воспитатель: Почему эти явления мы называем осадки? (все они осаждаются на землю)
Маша: Ну, теперь поняла.
Воспитатель: А, с помощью чего можно узнать, сколько выпало осадков? (осадкомера).
Вместе с детьми рассматриваем содержимое ёмкости и определяем, сколько осадков выпало за день. Теперь, уважаемые метеорологи, обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды. Какая сегодня погода?
Дети: Сегодня 19 мая; четверг; небо ясное; температура 17 градусов тепла; ветер слабый, южный. Дождя в ближайшее время не прогнозируется.
Маша: У вас ребята, хорошо, весело, но мне пора, я сегодня планирую пойти в лес в гости к Мишке. Погода ведь сегодня отличная. Спасибо вам.
Воспитатель: До свидания, Маша!
Маша: До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Благодарю ребят за проделанную работу, за доброе дело, которое вы совершили для Маши и вручаю вам медали «Юный метеоролог». Вот и пригодились наши знания. Мы сделали доброе дело. Но нам ещё многому предстоит учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.
Статья....
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...
Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....
Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...
Консультация для педагогов на тему: «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»
Повышение компетенции воспитателей в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста....