Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема патриотического воспитания дошкольников является весьма важной и актуальной для любой страны и определяется задачами образовательной политики РФ, духовно-нравственного образования, нравственно-патриотического развития и воспитания личности, патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной Отечественной культуры. Народная культура несёт в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни нашими предками.

В старшем возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относится к природе, быть ответственным за свои поступки.

Именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребёнок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, патриотическую деятельность, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, Отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка – всего, из чего для каждого начинается Родина.

Знакомя детей с родным городом и родной страной, преподносим так информацию, чтобы вызвать стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Побуждаем замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей, любить свою малую родину и гордиться городом. Патриотическое воспитание представляет собой сложное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, ценить культурно-исторические ценности и успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Осуществляя патриотическое воспитание, следует помнить о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально и связан с его духовным миром и личными переживаниями. Патриотическое воспитание должно стимулировать возникновение у ребёнка ярких, незабываемых патриотических чувств и преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека. Мнение о низкой эффективности и сложности патриотического воспитания в дошкольном возрасте является необоснованным, поскольку сложности возникают, когда педагоги применяют к дошкольникам «взрослые» показатели проявления любви к Родине. Воспитательными средствами здесь должны выступать воспитание привязанности к дому, детскому саду, родителям, воспитательнице, создание взрослыми эмоционально комфортной обстановке в семье. Патриотическое чувство начинается с отношения к самым близким людям – членам семьи. Именно в семье ребёнок открывает Родину, черпает представления о труде, долге. В старшем дошкольном возрасте ребёнок понимает, что такое «родной дом». Постепенно это понятие становится шире за счёт включения в себя понятий «город (село)», «край», где живёт ребёнок. Так формируется понятие малой Родины. При правильно организованном воспитании понятие «родной дом» начинает включать не только место, где родился и живёт ребёнок, но и всю страну, и наш общий родной дом Землю. Дети должны уважительно относиться к геральдическим символам страны, проявлять бережливость по отношению к труду людей, природным ресурсам. На необходимость показывать дошкольникам привлекательные стороны его страны, города (села), воспитывать чувство привязанности к культурным ценностям обращают внимание многие педагоги.

Огромное значение для патриотического воспитания имеет знакомство детей с народными традициями, национальным искусством. Для этого педагогическое воздействие должно содержать яркие образы, затрагивающие эмоциональную сферу ребёнка. В первую очередь, это игрушки (в том числе, народные) и народный фольклор (игры, сказки, песни), приучение в повседневной жизни следовать народным традициям и обычаям, знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами. Огромную роль в патриотическом воспитании старших дошкольников играет развитие у детей интереса к своей стране. В дошкольном возрасте интерес к своей стране воспитывается посредством формирования у детей представлений об истории семьи, о заслугах родственников, их труде, природных ресурсах, земляках, внесших вклад в жизнь села, города, благосостояние Родины.

Патриотическому воспитанию способствует формирование у детей представлений о том, что каждый народ имеет свою бытность, традиции, творчество, игры. Очень важно сформировать у детей желание и умение реализовать сформированные патриотические знания в практической и воображаемой деятельности. О любви ребёнка к Родине можно говорить, когда ему хочется трудиться на благо Отечества. Поэтому важно поощрять и эмоционально стимулировать ребёнка сделать что-то для других людей, детского сада, населённого пункта. Для этого детей следует привлекать к участию в художественно-эстетической и творческой деятельности на патриотические темы, социальных проектах (например, поздравление ветеранов), общественно-полезному труду (участие в посадке деревьев возле детского сада), заботе о природе родного края.

На эффективность патриотического воспитания значительно влияет пример окружающих ребёнка взрослых, в первую очередь, воспитателей и родителей. Если взрослый любит родину, то воспитание у детей патриотизма будет эффективным. Любящие Родину взрослые создают вокруг ребёнка естественную патриотическую среду. Находясь в этой среде, ребёнок с детских лет наблюдает патриотические проявления у окружающих, начинает понимать заботы своей Родины, осмысливать её достижения, содействовать её процветанию. Это способствует тому, чтобы он рос патриотом.

Таким образом, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе взаимодействия взрослых и детей. Патриотическое воспитание включает раскрытие в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, его приобщение к истокам народной культуры, природе родного края, развитие интереса к своей стране, желания реализовать себя в практической и воображаемой деятельности на благо Родины. Огромное значение в патриотическом воспитании детей принадлежит примеру окружающих ребёнка взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по                         ...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»

В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...