Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема патриотического воспитания дошкольников является весьма важной и актуальной для любой страны и определяется задачами образовательной политики РФ, духовно-нравственного образования, нравственно-патриотического развития и воспитания личности, патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной Отечественной культуры. Народная культура несёт в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни нашими предками.
В старшем возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относится к природе, быть ответственным за свои поступки.
Именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребёнок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, патриотическую деятельность, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, Отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка – всего, из чего для каждого начинается Родина.
Знакомя детей с родным городом и родной страной, преподносим так информацию, чтобы вызвать стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Побуждаем замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей, любить свою малую родину и гордиться городом. Патриотическое воспитание представляет собой сложное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, ценить культурно-исторические ценности и успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Осуществляя патриотическое воспитание, следует помнить о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально и связан с его духовным миром и личными переживаниями. Патриотическое воспитание должно стимулировать возникновение у ребёнка ярких, незабываемых патриотических чувств и преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека. Мнение о низкой эффективности и сложности патриотического воспитания в дошкольном возрасте является необоснованным, поскольку сложности возникают, когда педагоги применяют к дошкольникам «взрослые» показатели проявления любви к Родине. Воспитательными средствами здесь должны выступать воспитание привязанности к дому, детскому саду, родителям, воспитательнице, создание взрослыми эмоционально комфортной обстановке в семье. Патриотическое чувство начинается с отношения к самым близким людям – членам семьи. Именно в семье ребёнок открывает Родину, черпает представления о труде, долге. В старшем дошкольном возрасте ребёнок понимает, что такое «родной дом». Постепенно это понятие становится шире за счёт включения в себя понятий «город (село)», «край», где живёт ребёнок. Так формируется понятие малой Родины. При правильно организованном воспитании понятие «родной дом» начинает включать не только место, где родился и живёт ребёнок, но и всю страну, и наш общий родной дом Землю. Дети должны уважительно относиться к геральдическим символам страны, проявлять бережливость по отношению к труду людей, природным ресурсам. На необходимость показывать дошкольникам привлекательные стороны его страны, города (села), воспитывать чувство привязанности к культурным ценностям обращают внимание многие педагоги.
Огромное значение для патриотического воспитания имеет знакомство детей с народными традициями, национальным искусством. Для этого педагогическое воздействие должно содержать яркие образы, затрагивающие эмоциональную сферу ребёнка. В первую очередь, это игрушки (в том числе, народные) и народный фольклор (игры, сказки, песни), приучение в повседневной жизни следовать народным традициям и обычаям, знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами. Огромную роль в патриотическом воспитании старших дошкольников играет развитие у детей интереса к своей стране. В дошкольном возрасте интерес к своей стране воспитывается посредством формирования у детей представлений об истории семьи, о заслугах родственников, их труде, природных ресурсах, земляках, внесших вклад в жизнь села, города, благосостояние Родины.
Патриотическому воспитанию способствует формирование у детей представлений о том, что каждый народ имеет свою бытность, традиции, творчество, игры. Очень важно сформировать у детей желание и умение реализовать сформированные патриотические знания в практической и воображаемой деятельности. О любви ребёнка к Родине можно говорить, когда ему хочется трудиться на благо Отечества. Поэтому важно поощрять и эмоционально стимулировать ребёнка сделать что-то для других людей, детского сада, населённого пункта. Для этого детей следует привлекать к участию в художественно-эстетической и творческой деятельности на патриотические темы, социальных проектах (например, поздравление ветеранов), общественно-полезному труду (участие в посадке деревьев возле детского сада), заботе о природе родного края.
На эффективность патриотического воспитания значительно влияет пример окружающих ребёнка взрослых, в первую очередь, воспитателей и родителей. Если взрослый любит родину, то воспитание у детей патриотизма будет эффективным. Любящие Родину взрослые создают вокруг ребёнка естественную патриотическую среду. Находясь в этой среде, ребёнок с детских лет наблюдает патриотические проявления у окружающих, начинает понимать заботы своей Родины, осмысливать её достижения, содействовать её процветанию. Это способствует тому, чтобы он рос патриотом.
Таким образом, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе взаимодействия взрослых и детей. Патриотическое воспитание включает раскрытие в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, его приобщение к истокам народной культуры, природе родного края, развитие интереса к своей стране, желания реализовать себя в практической и воображаемой деятельности на благо Родины. Огромное значение в патриотическом воспитании детей принадлежит примеру окружающих ребёнка взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по ...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...
Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"
Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...