Познавательная активность как условие дальнейшего успешного обучения дошкольника
консультация

Димитрюк Наталья Владимировна

Познавательная активность не является врожденной, она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Важно понимать, что дошкольный возраст очень важен для развития познавательных процессов, предпосылок познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Познавательная активность как условие дальнейшего успешного обучения дошкольника.

Что же такое познавательная активность? Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина активность. Обратимся к словесным источникам. В толковом словаре, активный – энергичный, деятельный; противоположное – пассивный. В некоторых языках деятельность и активность называют, одним словом activity.

Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё Роджерс подчёркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесения её на высшую ступень являются практические исследовательские действия самого ребёнка. Под познавательной активностью они понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях .

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно - ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.

Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обосновывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления- с жизни и книжки… Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Однако познавательную активность нельзя рассматривать как прямолинейное движение. Это – движение по спирали. Сказанное обозначает, разработка оптимальной технологии формирования определённых умений предвидит не только определения взрослыми круга знаний, которые должен усвоить ребёнок, а и согласование спроектированного содержания с индивидуальным опытом каждого ребёнка. Только при таких условиях практические задания связываются с нуждами исполнителя, с его намерениями и ценностями.

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.

Таким образом, условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность. Первостепенное значение приобретает факт успешного завершения поисковых действий. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.

Хорошо известно, что развитие творческого мышления обеспечивается не воспроизведением ребенком известных образцов действий, а формированием у него способности комбинировать перегруппировать, рассматривать что-то с разных точек зрения, прибегать к ассоциациям. Чем богаче ассоциации, тем свободнее чувствует себя ребёнок, исполняя практические задания, и тем выше его познавательная активность. Безусловно, использование готовых образцов (правил, принципов, алгоритмов) облегчает взрослому руководство процессом усвоения ребёнком знаний, создаёт благоприятные условия для контроля, коррекции и оценки его деятельности. Но не стоит забывать, что такая стратегия, целесообразна, относительна некоторых детей, а, в общем, она снижает самостоятельною и познавательную активность детей, приучает их быть послушными исполнителями чьих-то условий, поэтому не может быть приоритетной.

Оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях воспитанник может сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет. Поскольку такая ситуация для детей, неуверенных в себе, необычная или даже нежелательная, тревожная, необходимо подбодрить ребёнка, высказать уверенность в его возможностях, поддержать его старания, подчеркнуть, что он может выбрать самый удобный, самый интересный для себя способ. Сделать ему это нелегко, потому что приодеться освободиться от привычки заглядывать к соседу, ждать указаний взрослого, от страха перед ошибкой

Таким образом, на основании проведённого анализа, можно определить познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. Всё это и станет условием дальнейшего успешного обучения.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие восприятия по трём основным направлениям, которые определились раньше: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам. Как показали исследования Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Саккулиной, усвоение детьми сенсорных эталонов, существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень ; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.

В развитии восприятия у дошкольников ведущее значение имеет речь детей. Обогащение речи ребёнка – очень важный фактор развития целенаправленного, осмысленного восприятия. Так же сенсорное воспитание детей предусматривает формирование у них перцептивных действий, направленных на решение сложных познавательных задач.

Таким образом, современная методика сенсорного воспитания должна быть направлена, прежде всего, на развитие познавательной активности самого ребёнка и поэтому требует специальной организации обследования, ведь правильно организованное сенсорное воспитание является важным и неотъемлемым условием умственного развития в дошкольном возрасте.

Мышление является средством познания внутренних скрытых существенных свойств предметов, связей между ними. Известно, что дошкольники не просто усваивают предложенные взрослыми знания – они вносят в этот процесс свой собственный опыт, который взаимодействует с новой информацией, а вот так рождаются новые догадки, предположения – новые знания. Это бесценный материал для активной мыслительной деятельности, которая и может вывести ребёнка на путь осмысленных суждений, размышлений.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода «экспериментам» для выяснения заинтересовавших их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Но, к сожалению, педагоги, часто игнорируют способность детского мышления к самодвижению и саморазвитию. Процесс мышления они рассматривают как движение от незнания к знанию, от непонятного к понятному, выразительному. Но это только один бок полноценного мыслительного процесса. Другой бок – противоположный процесс движения мысли: от понятного, чёткого к непонятному, неопределённому. В этом сенсе неясные, нечёткие знания следует рассматривать не как недостаток, а как органическое продолжение чётких знаний, как важный аспект в процессе их формирования. В процессе умственного развития ребёнка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наочно-действенная, наочно-образная и логическая. Они создают единый процесс познания реального мира. Лучших показателей в умственном развитии дошкольников удаётся достичь именно при взаимодействии всех форм мышления, когда осуществляется взаимосвязь чувственного и рационального аспектов познания, ребёнок осмысливает элементарные понятия в единстве их человеческих, ситуативных и функциональных свойств.

Важным условием развития детей является формирование их воображения. Познавательность и воображение психологи считают основой формирования личности ребёнка, его желаний, интересов, надежд (Л. Божович).

Развитию воображения способствует такая организация деятельности детей, при которой воспитатель оставляет за ним право самостоятельного решения определённого задания, или даёт возможность исполнить его разными способами. При условии талантливой воспитательной работы развитие воображения положительно влияет на общее развитие ребёнка и на развитие его познавательной активности.

Внимание играет важную роль во всей психической деятельности ребёнка. Если ребёнок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть несколько часов подряд. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребёнок. Он же будет томиться, отвлекаться, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Известно, что дети запоминают много и легко. То, что привлекает, вызывает интерес, имеет определённую ценность для ребёнка, запоминается наилучше. Работа над реализацией задачи в отношении развития интереса, познавательной активности ребёнка, необходимо одновременно создавать условия для обогащения непроизвольной памяти ребёнка. Важным механизмом тут является переживание радости «открытия», познание нового, удивление, удовлетворение, увлечение. Они подкрепляют интерес к объекту познания, к деятельности и повышают продуктивность непроизвольного запоминания.

Память не бывает изолированной от психической деятельности в целом. Поэтому и развитие её обеспечивается активным участием ребёнка в разных видах специфически детской деятельности, ведь каждая из них не возможна без участия памяти.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условии для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и нас, практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в детских учреждениях.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются психофизические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность и познавательный интерес, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию. Мастерство воспитательного влияния, подчёркивал Г. Костюк, лежит в пробуждении и направлении самодвижения, саморазвития, самостоятельной деятельности ребёнка, его познавательной активности, творческой инициативы в решении как жизненных, так и специально созданных взрослым ситуаций. В дошкольном детстве познавательный интерес возникает и развивается не сам собой, а лишь при условии общения с близкими взрослыми, которые являются примером к подражанию.

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребёнка уверенность в своих силах.

Выполняя требования программы по умственному воспитанию детей, по развитию познавательной активности детей воспитатель должен не только обеспечить усвоение ребятами определённой для них системы знаний об окружающей действительности. Предметом его специальной заботы должны быть приёмы и способы при помощи, которых дети усваивают знания, ищут ответы на вопросы, выполняют указания, решают разнообразные задачи, и то отношение, которое у них складывается к выполнению заданий воспитателя, те склонности и интересы, которые в процессе воспитательной работы из года в год воспитываются и укрепляются.

Специальные исследования показывают, что важнейшим психолого-педагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей и отношение их к заданиям и занятиям, является та атмосфера, которая сопровождает весь ход занятия, от его начала и до конца. Дружное сотрудничество снимает напряжение у детей, помогает установить с ними тесный контакт, предвидит совместный поиск неизвестного. Используя вопросы, разнообразные ситуации, взрослый направляет поисковую деятельность ребёнка, корректирует её. Тут играет роль всё – мимика, жесты, эмоции. Педагог ведёт детей, но они не должны замечать этого, иначе авторитарное общение возьмёт верх и активность будет проявляться только на репродуктивном уровне (ребёнок будет иметь нестойкий интерес к познанию, легко отвлекаться, повторять всё за образцом, а от самостоятельного поиска отказываться). Воспитатель, как бы удивляясь по поводу чего-то, или размышляя сам с собой, ставит вопросы, а отвечают дети. Зато как радуются они, когда сами находят правильный ответ на то, на что взрослый «не смог» ответить. Но воспитатель должен помнить, что сотрудничество – это не только помощь, но и создание условий для проявления ребёнком самостоятельности, независимости, активности.

И ещё, необходимо знать, что нельзя отрицательно оценивать дошкольника, результаты его деятельности. Ребёнок имеет право на ошибку, т.к. он только учится, и учится на своих ошибках, а не на чужих. Наше задание – выяснить. Установить причины ошибок, чтобы находить возможности их исправления.

Удивление – важная способность ребёнка: оно питает его познавательный интерес. Чувство удивления можно вызвать новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствие чего-то предыдущим представлениям ребёнка. Интерес как стимул познавательной деятельности является своеобразным трамплином к познавательной активности, опорой для эмоциональной памяти, стимулом для повышения эмоционального тонуса, способом мобилизации внимания и волевых усилий ребёнка (11, с.312). Необходимо обращать внимание на то, способны ли дети удивляться, находить самостоятельные решения в нестандартных условиях, экспериментируют ли они; вариативны или однообразны их поисковые действия, в какой мере они последовательные, продуктивные, точные, оригинальные. Важно, чтобы о каждом ребёнке можно было сказать, как он себя ведёт, когда у него возникают проблемы, какие эмоциональные, словесные, поведенческие реакции типичны для него. Зная это, можно подобрать эффективные способы и приёмы педагогического влияния. К примеру, можно ненавязчиво создать в группе атмосферу «мозгового штурма», побуждать детей к анализу и оценке выдвинутых идей, стимулировать их фантазию, воображение как творческую деятельность, что строится на комбинированных способностях вызывать познавательный интерес. Последний превращается в наклонность, стаёт собственностью ребёнка, если он получает наслаждение от поиска, разрешения проблем, преодоления препятствий. У него активизируется интеллектуальная деятельность. Она проявляет наклонность к экспериментированию, стремится к успеху.

Для оптимизации познавательной активности необходимо в работе с детьми использовать конструктивные, дидактические игры. Они помогают наглядно ощутить динамику решения практической задачи, опробировать разные способы, варьировать замысел, соотносить его с практическим результатом.

То есть, основной целью организации процесса познания с целью его развивающего влияния на ребёнка, должен стать поиск такого способа организации жизни детей в группе, чтобы мир перед ними открывался в живых красках, ярких и нежных цветах, сказках, фантазиях, играх, через неповторимое детское творчество. Необходимо пробудить в каждом ребёнке источник мышления и речи, чтобы каждый ощутил себя исследователем и мудрым мыслителем, чтобы собственное достижение вызывало трепет сердца и закаляло волю.

Учитывая всё выше сказанное, можно ещё раз убедиться в том, что эффективным средством повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определённому познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, но в то же время, мы знаем, что ребёнок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлён. К ситуативной мотивации относятся взаимодействие с самим педагогом. Если ребёнку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольника.

Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребёнка в дошкольном учреждении развивать его индивидуальные склонности и способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого ребёнка и создать для него индивидуальную траекторию развития, которое создаётся всех специалистов дошкольного учреждения.

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребёнка. Для детей с высокими познавательными способностями (ребёнок работает с желанием, и долгое время развязывает познавательные задания, ищет свои способы действий) необходимо создавать условия для развития и углубления знаний.

Для детей со средней и низкой познавательной активностью (дети имеют менее стойкий интерес к познанию, у них есть определённая самостоятельность, которую поддерживает педагог с помощью вопросов; дети имеют нестойкий интерес, легко отвлекаются, от самостоятельного поиска отказываются) использовать индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов дошкольных учреждений появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей.

Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усреднённый подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребёнка во время познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.

Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание"

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие"...

Использование занимательного материала (дидактических игр, упражнений) для развития познавательной активности в условиях ФГОС у дошкольников.

   Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с введением ФГОС немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Игра в дошкольном возрасте – вед...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...

Статья «Создание ПРС используя вариативные средства для развития познавательной активности детей и их успешной адаптации в ДОУ через бизиборды. »

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Создание ПРС использую вариативные средства для развития познавательной акти...

Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ как условие дальнейшей успешной социализации воспитанников с ОВЗ на начальном этапе школьного обучения.

Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи. Все это возможно при гармоничном слиянии основного и дополнительного ...