Опыт работы "Виртуальное путешествие- эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края»
материал
Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного помощника педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_virtualnoe_puteshestvie.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 г. Кузнецка
(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)
«Виртуальное путешествие-
эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края»
Подготовила:
Ильичева Мария Владимировна,
воспитатель
первой квалификационной категории
2023 год
1 Слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! У каждого ребенка есть желание путешествовать, узнавать, открывать для себя что-то новое, неизведанное.
2 Слайд. Но не всегда у взрослых есть возможность непосредственно посетить с детьми интересные места нашего родного края и наглядно познакомить с народной культурой Пензенской области. Поэтому для нас стало актуальным использование одной из эффективных форм работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края – это виртуальное путешествие.
3 Слайд. Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного помощника педагога.
4 Слайд. Наш детский сад является участником регионального проекта «Дошкольникам о родном крае». Одно из направлений работы мы посвящаем виртуальным путешествиям по местам нашей области, которые славятся своими промыслами.
5 Слайд. У виртуальных путешествий нет границ. Не покидая здания детского сада, воспитанники посещают и знакомятся с объектами и ремеслами родного края, а содержание и структуру путешествий помогают разнообразить видеозанятия, викторины и соревнования.
6 Слайд. Такие путешествия предполагают использование ТСО и определенных программ. В отличие от обычного видео или фотографии, виртуальное путешествие обладает интерактивностью. В ходе путешествия можно приблизить или отдалить объект, обозреть панораму издалека, переместиться с одной панорамы на другую, то есть погулять по отдельным помещениям.
7 Слайд. При работе над виртуальным путешествием мы придерживаемся требований СанПин по использованию информационных технологий. Непрерывный просмотр экрана детьми в нашей группе не превышает 7 минут.
8 Слайд. Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуального путешествия лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогу добиться успешного результата. Вот наиболее важные «шаги» при создании виртуального путешествия (на экране):
-определение цели и задачи
- выбор темы
- определение источников
- отбор и изучение посещаемых объектов
- составление маршрута на основе видеоряда и фотоматериала
- подготовка текста.
9 Слайд. Используя данный алгоритм, мы разработали план путешествий на весь учебный год (одно путешествие в месяц), выбрали места, которые предстоит посетить нашим воспитанникам (представлен на слайде). Погружение детей в сюжет путешествия начинаем с игровой познавательной ситуации. Например, сообщаю, что сегодня к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем крае, предлагаю познакомить гостей с интересными местами.
10 Слайд. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём поручения определённых творческих заданий. Воспитанники в нашем путешествии тоже являются гидами, они делятся со сверстниками видеозаписями или фотографиями семейных путешествий, рассказывают интересные факты.
11 Слайд. В конце своего выступления я покажу фрагмент путешествия «В гостях у абашевской игрушки». С ней дети знакомы еще со среднего возраста, а в старшем возрасте мы расширяем границы представлений. 12 Слайд. Дети «побывали» в Спасском музее народного творчесвта, узнали о гончарах-умельцах, о видах данной игрушки (глазурованная и с холодной росписью), чем раньше красили (суриком и лопухом), что олень был самым излюбленным «персонажем» абашевских гончаров – символ небесной сферы и солнца. Большие крепкие рога символизировали плодородие, здоровье, крепость духа.
13 Слайд. Затем дети пробовали себя в роли гончаров, и в результате работы появились красочные фигурки оленей, баранов, козликов, которые в конце года будут представлены на выставке изделий декоративно-прикладного искусства в рамках Дня открытых дверей.
14 Слайд. Виртуальное путешествие «Кузнец-всем ремеслам отец» познакомило ребят с ремеслом родного города-художественной ковкой металла, а также дети имели возможность поделиться фотографиями и видео с ежегодного фестиваля «Наша Кузница».
15 Слайд. Не оставили ребят равнодушными и объекты деревянного зодчества, созданные руками камешкирских мастеров. Узнали о элементах узоров (розетка, лучистый круг, трилистник в сердечке), символикой деталей.
16-17 Слайд. Побывали в с. Чемодановка, основным ремеслом которого испокон веков было валяние валенок. Узнали о собственном языке валяльщиков-панатском, т.е. рабочем и многое другое.
Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеет заинтересованность родителей. Мы стремимся, чтобы они стали активными участниками всех мероприятий в группе и непременными помощниками.
18 Слайд. Одной из форм работы с родителями стало совместное творчество. Для этого организовали творческую мастерскую «Кукольные смотрины» по изготовлению кукол-закруток. Это довольно простое и занимательное занятие. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённая к туловищу.
19 Слайд. Итогом работы творческой мастерской станет выставка «Рукотворное чудо», которую планируется провести совместно с родителями.
20 Слайд. Виртуальное знакомство с промыслами Пензенского края мы рассматриваем как подготовительный этап - оно позволяет зародить у детей и родителей интерес, близость к народному творчеству, культуре и традициям родного края. И мы надеемся, что в будущем они обязательно посетят эти места и станут истинными ценителями народного творчества.
21 Слайд. Спасибо за внимание!
Приложение.
План виртуальных путешествий по приобщению к народной культуре Пензенского края детей старшего дошкольного возраста
МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка
Месяц | Тема | Что посетим |
Сентябрь | «Кузнец-всем ремеслам отец» Цель: расширять знания детей о кузнечном ремесле, познакомить с художественной ковкой металла | Музей кузнечного ремесла «Кузнецкое подворье» |
Октябрь | «В гостях у абашевской игрушки» Цель: расширять представления о внешнем виде абашевских игрушек, об особенностях окраски. Познакомить с династией мастеров. | Спасский музей народного творчесвта |
Ноябрь | «Деревянное кружево» (камешкирская резьба) Цель: Знакомить с основными видами камешкирской резьбы (рельефной и сквозной), элементами узоров и их символикой, с мастерами-древоделами | Кафе «Камешкирские узоры», Музей народного творчества |
Декабрь | «Теплые катанки из Чемодановки» Цель: Познакомить детей с историей возникновения и производства валенок в с. Чемодановка, об обычаях связанных с валенками. Познакомить с панатским языком. | Музей «Чемодановские валенки», памятник «Валенки» |
Январь | «Ковры из Соломинки» Цель: познакомить детей с ковровым промыслом. Показать ковровую ткацкую фабрику в с. Соломинка. Познакомить с орнаметром-теплый золотисто-розовый колорит, растительный узор | Соломинская ковровая фабрика |
Февраль | «Кукольные смотрины» Цель: совершенствовать знания о видах тряпичных кукол- «Берегиня», «День-ночь», «Закрутка», «Столбушка», их назначением | Музей народного творчества |
Март | «Никольск-хрустальное сердце России» Цель: расширять представления о истории Никольского завода стекла и хрусталя, его основателе, познакомить с технологий изготовления стекла, с профессией-стеклодув и резчик. | Никольский завод стекла и хрусталя |
Апрель | «Засечное-родина лозоплетения» Цель: знакомить детей с промыслом-лозоплетениеи, с технологией изготовления поделок из лозы. | Пензенский колледж искусств |
Май | Выставка изделий декоративно-прикладного искусства, изготовленные воспитанниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа
Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре...
Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...
Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...
Опыт работы "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре
Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка,развития его способностей, взросления. Социокультурная реальностьвыступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного...
Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"
Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины. ...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой
Авторская разработка по изготовлению русских народных тряпичных кукол....