Опыт работы "Виртуальное путешествие- эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края»
материал

Ильичева Мария Владимировна

Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения  новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного помощника педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_virtualnoe_puteshestvie.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 г. Кузнецка

(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)

 «Виртуальное путешествие-

эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского  края»

Подготовила:

Ильичева Мария Владимировна,

воспитатель

первой квалификационной категории

2023 год

1 Слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! У каждого ребенка есть желание путешествовать, узнавать,  открывать для себя что-то новое, неизведанное.

2 Слайд. Но не всегда у взрослых  есть возможность непосредственно посетить с детьми интересные места нашего родного края и наглядно познакомить с народной культурой Пензенской области.  Поэтому для нас стало актуальным использование одной из эффективных форм работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского  края – это виртуальное путешествие.

3 Слайд. Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения  новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного помощника педагога.

4 Слайд. Наш детский сад является участником регионального проекта «Дошкольникам о родном крае». Одно из направлений работы мы посвящаем виртуальным путешествиям по местам нашей области, которые славятся своими  промыслами.

5 Слайд. У виртуальных путешествий нет границ. Не покидая здания детского сада, воспитанники посещают и знакомятся с объектами и ремеслами родного края, а содержание и структуру  путешествий помогают разнообразить видеозанятия, викторины и соревнования.  

6 Слайд. Такие путешествия предполагают использование ТСО и определенных программ. В отличие от обычного видео или фотографии, виртуальное путешествие обладает интерактивностью. В ходе путешествия можно приблизить или отдалить объект, обозреть панораму издалека, переместиться с одной панорамы на другую, то есть погулять по отдельным помещениям.

7 Слайд. При работе над виртуальным путешествием мы придерживаемся  требований СанПин по использованию  информационных технологий. Непрерывный просмотр экрана детьми в нашей группе не превышает 7 минут.

8 Слайд. Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуального путешествия лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогу добиться успешного результата. Вот наиболее важные «шаги» при создании виртуального путешествия (на экране):

-определение цели и задачи

- выбор темы

- определение источников

- отбор и изучение посещаемых  объектов

- составление маршрута на основе видеоряда и фотоматериала

- подготовка текста.

9 Слайд. Используя  данный алгоритм, мы разработали план путешествий на весь учебный год (одно путешествие в месяц),  выбрали места, которые предстоит посетить нашим воспитанникам (представлен на слайде). Погружение детей в сюжет путешествия начинаем с игровой познавательной ситуации. Например, сообщаю, что сегодня к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем крае, предлагаю познакомить гостей с интересными местами.

10 Слайд. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём поручения определённых творческих заданий. Воспитанники в нашем путешествии тоже являются гидами, они делятся со сверстниками видеозаписями или фотографиями семейных путешествий, рассказывают интересные факты.

11 Слайд. В конце своего выступления я покажу фрагмент  путешествия «В гостях у абашевской игрушки». С ней дети знакомы еще со среднего возраста, а в старшем возрасте мы расширяем границы представлений. 12 Слайд. Дети  «побывали» в Спасском музее народного творчесвта, узнали о гончарах-умельцах, о видах данной игрушки (глазурованная и с холодной росписью), чем раньше красили (суриком и лопухом), что олень был самым излюбленным «персонажем» абашевских гончаров – символ небесной сферы и солнца. Большие крепкие рога символизировали плодородие, здоровье, крепость духа.

13 Слайд. Затем дети пробовали себя в роли гончаров, и в  результате работы появились красочные фигурки оленей, баранов, козликов, которые в конце года будут представлены на выставке изделий декоративно-прикладного искусства в рамках Дня открытых дверей.

14 Слайд. Виртуальное путешествие «Кузнец-всем ремеслам отец» познакомило ребят с ремеслом родного города-художественной ковкой металла, а также дети имели возможность поделиться фотографиями и видео с ежегодного фестиваля «Наша Кузница».

15 Слайд. Не оставили ребят равнодушными и объекты деревянного зодчества, созданные руками камешкирских мастеров. Узнали о элементах узоров (розетка, лучистый круг, трилистник в сердечке), символикой деталей.

16-17 Слайд. Побывали в с. Чемодановка, основным ремеслом которого испокон веков было валяние валенок.  Узнали о собственном языке валяльщиков-панатском, т.е. рабочем и многое другое.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеет заинтересованность родителей. Мы стремимся, чтобы они стали активными участниками всех мероприятий в группе и непременными помощниками.

18 Слайд. Одной из форм работы с родителями стало совместное творчество. Для этого организовали творческую мастерскую «Кукольные смотрины» по изготовлению кукол-закруток. Это довольно простое и занимательное занятие. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённая к туловищу.

19 Слайд. Итогом работы творческой мастерской станет выставка «Рукотворное чудо», которую планируется провести совместно с родителями.

20 Слайд. Виртуальное знакомство с промыслами Пензенского края мы рассматриваем как подготовительный этап - оно позволяет зародить у детей и родителей интерес, близость к народному творчеству, культуре и традициям родного края. И мы надеемся, что в будущем они обязательно посетят эти места и станут истинными ценителями народного творчества.

21 Слайд. Спасибо за внимание!


Приложение.

План виртуальных путешествий по приобщению к народной культуре Пензенского края  детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка

Месяц

Тема

Что посетим

Сентябрь

«Кузнец-всем ремеслам отец»

Цель: расширять знания детей о кузнечном ремесле, познакомить с художественной ковкой металла

Музей кузнечного ремесла «Кузнецкое подворье»

Октябрь

«В гостях у абашевской игрушки»

Цель: расширять представления о внешнем виде абашевских игрушек, об особенностях окраски. Познакомить с династией мастеров.

Спасский музей народного творчесвта

Ноябрь

«Деревянное кружево» (камешкирская резьба)

Цель: Знакомить с основными видами камешкирской резьбы (рельефной и сквозной), элементами узоров и их символикой, с мастерами-древоделами

Кафе «Камешкирские узоры», Музей народного творчества

Декабрь

«Теплые катанки из Чемодановки»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения и производства валенок в с. Чемодановка, об обычаях связанных с валенками. Познакомить с панатским языком.

Музей «Чемодановские валенки», памятник «Валенки»

Январь

«Ковры из Соломинки»

Цель: познакомить детей с ковровым промыслом. Показать ковровую ткацкую фабрику в с. Соломинка. Познакомить с орнаметром-теплый золотисто-розовый колорит, растительный узор

Соломинская ковровая фабрика

Февраль

«Кукольные смотрины»

Цель: совершенствовать знания о видах тряпичных кукол- «Берегиня», «День-ночь», «Закрутка», «Столбушка», их назначением

Музей народного творчества

Март

«Никольск-хрустальное сердце России»

Цель: расширять представления о истории Никольского завода стекла и хрусталя, его основателе, познакомить с технологий изготовления стекла, с профессией-стеклодув и резчик.

Никольский завод  стекла и хрусталя

Апрель

«Засечное-родина лозоплетения»

Цель: знакомить детей с промыслом-лозоплетениеи, с технологией изготовления поделок из лозы.

Пензенский колледж искусств

Май

Выставка изделий декоративно-прикладного искусства, изготовленные воспитанниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа

Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре...

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...

Опыт работы "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре

Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка,развития его способностей, взросления. Социокультурная реальностьвыступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...