Отчёт по самообразованию. Тема: «Применение образовательной платформы МЭО в работе с детьми с ОВЗ (подготовительная группа)»
проект (подготовительная группа)
МЭО - это инструмент, который обеспечивает единую методологическую платформу для решения единых задач, достижения дидактических целей для того, чтобы обучение стало системным, а успешность заложена именно в системности.
В библиотеке МЭО представлено для работы 36 тем, и мы их успешно реализовали. Тематический план составлен по календарному принципу и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Мы осознаём необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12» (адрес: м-н Западный, дом 2)
Отчёт по самообразованию за 2022-2023 учебный год.
Тема: «Применение образовательной платформы МЭО в работе с детьми с ОВЗ (подготовительная группа)»
Воспитатель: Черемных Татьяны Константиновны.
В течение двух лет мы изучаем и используем в работе электронный образовательный ресурс «Мобильное электронное образование» (МЭО) для дошкольных учреждений. Цель мобильного электронного образования - это создание безопасного онлайн-образовательного пространства, обеспечивающее равную доступность качественных образовательных услуг для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также выявление, поддержку и сопровождение высокомотивированных обучающихся.
МЭО - это инструмент, который обеспечивает единую методологическую платформу для решения единых задач, достижения дидактических целей для того, чтобы обучение стало системным, а успешность заложена именно в системности.
В библиотеке МЭО представлено для работы 36 тем, и мы их успешно реализовали. Тематический план составлен по календарному принципу и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Мы осознаём необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
В нашей группе оборудована интерактивная доска. Используя МЭО, мы эффективно разработали и реализовали ряд проектов.
«Мой город». В процессе изучения данной темы в МЭО, у нас родился проект «Моя Югра». В ходе данного проекта, были проведены следующие мероприятия:
Выставка фигурок животных и птиц родного края.
Детско- родительская выставка художественной литературы и энциклопедий о Югре, её природе , животных, людях.
Макет «Моя Югра».
Выставка иллюстраций по данной теме.
Аппликация по теме «Моя Югра».
Рисование – животные и птицы родного края.
Проблемно-игровая ситуация. «Сможем ли мы жить в чуме?», «Мы оказались в Тайге, сможем ли мы найти себе еду?».
Конструирование из лего-конструктора. «Хантыйские узоры».
Выставка фотографий «Памятники нашего города».
Чтение художественной литературы: И. Суриков «Вот моя деревня»,
И. Векшегонова «Мой край», А. Дементьев «Родина», Я. Аким «Моя Родина», Е. Серова «Родные края», К. Ушинский «Наше Отечество», Г. Ладонщиков «Родная земля».
Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили».
Коллективная работа «Моя Югра».
Продукт проектной деятельности: создание центра краеведения «Моя Родина – Югра»: фотоальбом «Памятники нашего города». Мини-музей хантыйских кукол (изготовлен родителями и детьми); создание альбома «Моя Югра»- детско-родительские работы - рисунок выходного дня по данной теме.
Развитие базовых навыков эмоциональной саморегуляции. Формирование в составе социальных, познавательных и учебных мотивов, социальной мотивации, выражающей потребность ребёнка в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности, стремление к взрослости и к новой социальной позиции и социальной роли школьника. Повышали уровень развития форм и функций речи. Дети не ограничивались шаблонными, рутинными способами действия, а искали новые решения и новые способы действия. Проявляли оригинальность суждений и решений.
Изучение темы в МЭО - «Дикие животные и птицы зимой» было связано с Днём синички. Мы приняли решение провести акцию «Синичкин день Дети сделали открытки, которые дарили прохожим во время прогулки, для привлечения внимания жителей города к заботе о птицах зимой. Дети с гордостью вручали свои работы, раскрепощённо рассказывали о дне синички... Совместно с родителями были сделаны и развешаны по участку детского сада вкусные пряники. В течение зимы, дети насыпали корм в кормушки.
Формирование социально- активной позиции детей. Создание предпосылок для вспитания природо-охранных качеств личности. Формирование культуры общения. Не испытывать страх и тревожность в общении со взрослыми, в отношениях со сверстниками. Повышали уровень развития форм и функций речи.
В рамках темы МЭО «Неделя Исследований» была проведена неделя «Наука маленького роста». Родители с детьми готовили исследовательские проекты на свободную тему. Итогом этой недели каждый ребёнок защитил свой проект. Из десяти детей, восемь представили свои проекты.
Формирование познавательных мотивов, стремления к овладению новыми знаниями и умениями. Воспитания готовности к сотрудничеству – способность адекватно принимать задачу, инструкцию, оценку и помощь педагога. Создание условий для закрепления готовности к произвольно-контекстному общению – уметь строить коммуникацию в соответствии с учебной ситуацией, выполнять правила. Повышать уровень развития форм и функций речи. Развивать стремление к новым знаниям и новой информации, проявления интереса к окружающему.
С темой МЭО: «Народы севера. Животный и растительный мир севера», у нас родился проект «Арктика и Антарктида», Оформление информационного стенда, создание интеллект- карт, детско- родительские работы «Сообщения о животных, живущих в Антарктиде и Арктике», чтение художественной литературы по данной теме, коллективная работа: аппликация по данной теме, лепка, рисование.
Формирование уровня интеллектуальной готовности детей к школьному обучению: Формировали начальные формы логического мышления (упражнения в логических операциях: сравнение, идентификацию, установление сходства и различий, установление аналогий, причинно-следственных связей, классификации.) Формирование предпосылок понятийного мышления (проявление способности к образованию понятий на основе объективных существенных свойств).
Формирование начальных форм монологической и контекстной речи (связной речи, в которой последовательно излагается сообщение). Обучение ориентировке в пространстве (глобус, географическая карта). Развитие мелкой моторики.
Месячник Военно-патриотического воспитания, где мы использовали тему МЭО «Подвиги русских воинов».
День сталинградской битвы. Заучивание и рассказывание стихов детям старшей группы, волонтёрское движение, создание выставок рисунков выходного дня, выставки военной техники, создание панорамы «Защитники в бою», Спортивно - музыкальное мероприятие « », чтение и беседы по произведениям о ВОВ и многое другое.
Здесь первостепенной задачей было патриотическое воспитание детей. Развитие наглядно-образного мышления и способности оперировать образами в умственном плане и воображении. Знаково-символическое мышление как способность использовать знаки и символы, связывать их с реальными объектами и их свойствами, понимать их значение, моделировать объекты с помощью замещения символами и знаками. Дети проявляли интерес к исследованию, познанию нового. Развитие памяти и внимания.
Мы еще много можем говорить о нашей проектной деятельности, которую мы проводим, используя МЭО, но хотелось бы отдельно высказать своё мнение о картах наблюдения МЭО, которые мы используем в работе. Индивидуальные маршруты являются основными в планировании работы с детской коррекционной группой. Если посмотреть на карты наблюдения, предлагаемые МЭО, то мы видим, что они нам помогают в корректировке индивидуальных маршрутов коррекционной группы.
Мэо позволяет сделать углубленную диагностику, развивает мотивацию к познанию, умение ориентироваться в ИКТ, воспитывает чувство патриотизма. Помогает воспитателю системно осуществлять воспитательно - образовательную деятельность. Помогает организовать комплексную работу всех специалистов ДОУ с детьми.
Результаты Мотивационная готовность
Мотивационная готовность к школьному обучению сформирована в составе социальных, познавательных и учебных мотивов. Сформирована социальная мотивация, выражающая потребность ребёнка в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности, стремление к взрослости и к новой социальной позиции и социальной роли школьника («Хочу быть взрослым!», «Хочу быть школьником!» и др.). В достаточной мере сформированы учебные мотивы, Дети проявляют стремление к овладению новыми знаниями и умениями («Хочу научиться», «Хочу уметь, знать!» и др.). В достаточной степени выражена познавательная мотивация и познавательная инициатива. Детей привлекает новизна, они стремятся к новым знаниями и новой информации, проявляют интерес к окружающему, задают вопросы («Почему?», «Зачем?» и др.).
Коммуникативная готовность
В целом уровень коммуникативной готовности соответствует требованиям психологической готовности к школьному обучению. Осведомлены о школе, нормах и правилах школьной жизни: об учебных предметах, уроках и переменах, правилах поведения, школьных звонках, системе оценок, об основных ролевых позициях участников школьной жизни (кто работает в школе, какие функции выполняет в школьной жизни учитель, директор, охранник, работник школьной столовой и пр.). Проявляют готовность к учебному сотрудничеству – способны адекватно принимать задачу, инструкцию, оценку и помощь педагога. Проявляют готовность к произвольно-контекстному общению – умеют строить коммуникацию в соответствии с учебной ситуацией, выполняют правила, установленные на занятиях, действуют в соответствии с ролевыми позициями (педагог – воспитанник – сверстник). Не испытывают страха и тревожности в общении с педагогом. Не испытывают страха и тревожности в отношениях со сверстниками. Адекватно ведут себя в конфликтной ситуации, не проявляют агрессии, стремятся найти решение с учётом позиции партнёра. Представления о себе и самооценка . В целом уровень сформированности представлений о себе и самооценки соответствует требованиям психологической готовности к школьному обучению.
Эмоциональная зрелость
В целом уровень эмоциональной зрелости соответствует возрастной норме. В целом уровень развития эмоционального интеллекта соответствует возрастной норме и позволяет детям адекватно ориентироваться в чувствах и эмоциях, правильно использовать словесные обозначения и понимать причины возникновения эмоций, что соответствует требованиям психологической готовности к школьному обучению в части эмоциональной зрелости. В целом уровень развития моральных чувств соответствует возрастной норме и свидетельствует о возрастно-нормативном развитии моральных представлений и усвоении ребёнком базовых моральных норм. Развиты базовые навыки эмоциональной саморегуляции. Могут сохранять спокойствие и уверенность даже при столкновении с трудностями, быть настойчивым в их преодолении. Способны сдержать негативные эмоции (гнев, злость, страх, тревогу), либо выразить их в социально приемлемой форме. В целом уровень развития познавательных и эстетических эмоций соответствует требованиям психологической готовности к школе, являясь предпосылкой формирования мотивации учения.
Интеллектуальная зрелость
В целом выявлен достаточный уровень интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Они могут координировать различные точки зрения на предмет на основе понимания того, что существуют различные мнения, взгляды, позиции. В достаточной степени сформированы начальные формы логического мышления. Дети могут осуществлять логические операции – сравнение, идентификацию, установление сходства и различий, установление аналогий, причинно-следственных связей, осуществлять классификацию. Сформированы предпосылки понятийного мышления. Дети могут выделить существенные характеристики объекта, проявляют способность к образованию понятий на основе объективных существенных свойств.
Сформировано наглядно-образное мышление и способность оперировать образами в умственном плане и воображении. В достаточной степени сформировано знаково-символические мышление как способность использовать знаки и символы, связывать их с реальными объектами и их свойствами, понимать их значение, моделировать объекты с помощью замещения символами и знаками. Дети проявляют интерес к исследованию, познанию нового. Не ограничиваются шаблонными, рутинными способами действия, а ищут новые решения и новые способы действия. Проявляют оригинальность суждений и решений.
Речевая готовность
В целом уровень развития форм и функций речи отвечает требованиям речевой готовности к обучению в школе. Уровень владения фонематической, семантической, грамматической и синтаксической сторонами речи соответствует требованиям речевой готовности к школьному обучению. Сформированы начальные формы монологической и контекстной речи (связной речи, в которой последовательно излагается сообщение, понятной без опоры на ситуацию). Сформированы начальные формы планирующей функции речи, направленной на организацию и управление деятельностью и поведением. Номинативная, коммуникативная, констатирующая (описательная) и обобщающая функции речи сформированы на достаточном уровне. У детей сформирована познавательная позиция по отношению к речи как особой действительности, имеющей свои законы и правила функционирования. Дети проявляют интерес к значению слов, словотворчеству, образованию новых слов, есть «чутьё языка»; понимают, что за словом стоит определённая предметная реальность, особенности которой отражаются в речи.
Сенсомоторная готовность
В целом уровень развития восприятия, пространственных представлений и тонкой моторики соответствует уровню сенсомоторной готовности к школьному обучению. В целом сформирована ориентировка в пространственных отношениях в двухмерном пространстве. Дети правильно используют предлоги и речевое обозначение пространственных отношений (выше-ниже, слева,справа, далеко-близко и др.). Макромоторика (бег, прыжки) достаточно развита, движения скоординированы. Произвольность движений развита на достаточном уровне, выполняют и повторяют различные движения по показу. На достаточном уровне сформирована тонкая (мелкая) моторика, удовлетворительный уровень координации «глаз-рука», необходимый для школьного обучения.
Память и внимание
Уровень развития памяти и внимания соответствует уровню психологической готовности к школьному обучению. Сформированы предпосылки произвольной памяти. Дети принимают задачу запоминания, способны использовать внешние средства для произвольного запоминания и последующего воспроизведения. Сформированы предпосылки произвольного внимания. Дети принимают задачу «быть внимательным», проявляют избирательность к стимульным воздействиям, могут контролировать свои действия по полученному результату. Могут концентрировать усилия на задаче или объекте, не отвлекаясь от внешних стимулов и помех. Дети достаточно легко переключают внимание с одной задачи на другую.
Произвольность и основы волевого поведения
Уровень развития произвольности поведения и воли соответствуют требованиям психологической готовности к школьному обучению. Уровень развития воли характеризуется достаточной для дальнейшего обучения в школе способностью ребёнка прилагать усилия и преодолевать помехи на пути к достижению цели. Достаточный для дальнейшего обучения в школе уровень развития произвольности поведения характеризуется способностью действовать в соответствии с поставленной взрослым или принятой самим ребёнком целью и сохранять её до достижения результата и выполнения задачи. Могут планировать свою деятельность, выделяя основные задачи и последовательность действий по их решению, а также необходимые средства для выполнения действия, на пути к достижению цели. Действуют не импульсивно, а предварительно планируя, что будут делать, как будут делать, и какие средства ему для этого необходимы. При выполнении задания могут руководствоваться образцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему Применение инновационных технологий в работе с детьми старшей группы
Применение инновационных технологий...
Презентация -отчёт по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в НОД "Художественно-эстетическое развитие. Музыка".
Данная презентация является отчётом к плану по самообразованию по теме : "Применение здоровьесберегающих технологий. Направление "Художественно-эстетическое развитие". Образовательная о...
Презентация на тему «Применение квест-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Презентация на тему «Применение квест-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»...
Тема: «Применение технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в музыкальной деятельности"
Представлен опыт работы по данной теме...
Отчёт по самообразованию на тему: «Применение логоритмических упражнений в работе с детьми» 2018-2019 учебный год
В течение учебного года на музыкальных занятиях применяла логоритмические упражнения в работе с детьми. Использовала подход к каждому ребёнку с учетом его возрастных, речевых и...
Саморазвитие «Повышение интереса к конструированию через применение образовательной технологии «ТИКО – моделирование с детьми старшего дошкольного возраста»
: Реализация образовательной технологии «ТИКО - моделирование» в детском саду....
Буклет для педагогов на тему: «Использование интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» с детьми подготовительной к школе группы»
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных интерактивных образовательных платформ и возможностей, предоставляемых сетью Интернет. Образовательные интернет - плат...