Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру
Мастер – класс для родителей воспитанников
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей воспитанников
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Воспитатель: Сивцева Л.А.
1 слайд - Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
2 слайд
Китайская народная пословица гласит - Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
3 слайд – Такого же мнения и русский народ: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
4 слайд - Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
Заняться с детьми экспериментальной деятельностью именно в направлении экологического воспитания я решила неслучайно.
5 слайд - Среди актуальных задач, которые решает сегодня дошкольное учреждение, ведущее место принадлежит очень важному направлению — экологическому воспитанию дошкольников. Природа своим изумительным разнообразием, красочностью и динамичностью процессов привлекает внимание детей с раннего детства, обогащает их мышление, является источником радостных переживаний. Для ребенка дошкольного возраста она выступает основным элементом формирования интереса и положительного отношения к окружающему миру. Восприятие природы обогащает речь, эмоциональную сферу, благотворно влияет на духовный мир малыша и его физическое развитие. Впечатления, полученные от родной природы, глубоко западают им в душу, а в будущем воспитывается ценностное отношение к отчему краю, Отчизне.
- Какие виды деятельности способствуют экологическому развитию ребёнка?
6 слайд - (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Все виды деятельности способствуют формированию основ экологической культуры ребёнка.
В результате наблюдений за детьми в самостоятельной, совместной деятельности, я отметила, что некоторые дети были пассивны в образовательной деятельности, стремились занять позицию стороннего наблюдателя передо мной возникла необходимость построить педагогический процесс так, чтобы он принёс наилучший результат в развитии их познавательной активности, отмечая, что опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в новых впечатлениях. Я стала привлекать их детское внимание, создавая необычные ситуации, требующие проведение опытов и исследований.
7 слайд - Новые впечатления детей способствовали возникновению и развитию экспериментальной деятельности. Я поняла, что в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка и стимулирование развитие речи. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью, в ходе эксперимента он уточняется и определяется.
8 слайд - Цель моей работы – развитие познавательной активности детей через экспериментирование по экологическому воспитанию в повседневной и непосредственно образовательной деятельности.
Я хочу сегодня вам продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые я использую в работе с детьми.
Основное содержание данных исследований, проводимых вместе с детьми, предполагает у них формирование представлений:
О материалах (масло, краска, аспирин)
О свойствах веществ.
О взаимодействии веществ.
9 слайд - 1 опыт.
Задание: Возьмите льдинку из воды, не замочив рук.
Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.
- Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.
1. Опустим лёд в воду.
2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3. Насыплем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.
- Почему это произошло?
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
10 слайд - 2 опыт «Умные зубочистки»
Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.
11 слайд - 3 опыт «Апельсин и воздух»
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование:
1. 2 апельсина.
2. Большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Почему?
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
12 слайд - 4 опыт «Подсказка для Золушки»
Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Оборудование:
1. Чайная ложка молотого перца.
2. Чайная ложка соли.
3. Бумажное полотенце.
4. Воздушный шарик.
5. Шерстяной свитер.
Опыт: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Ребята это называется электричество. Вспомните, когда мы потрём шарик о волосы они поднимаются. Это тоже электричество.
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение
13 слайд - Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые можно проводить с детьми, позволяют ребёнку взглянуть на окружающий мир по-другому. Он может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.
14 слайд – Устами младенца
15 слайд – Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....
Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение че...
Мастер-класс на заседании "Школа молодого педагога": "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Мастер-класс на заседании "Школа молодого педагога"...