План по самообразования "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет"
методическая разработка (подготовительная группа)
Одним из средств развития ручной умелости у детей дошкольного возраста является нетрадиционная аппликация, которая имеет большое значение для обучения и развития детей. Все это очень важно для успешной деятельности в школе. Поэтому я решила разработать план-программу профессионального саморазвития по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_6-7.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №209 «Мозаика»
(МБДОУ «Детский сад № 209 «Мозаика»)
План по самообразованию «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук детей 6–7 лет»
2022-2023 г.
Воспитатель: Горшкова Е.А
Программа профессионального самообразования педагога.
Тема: «Нетрадиционная аппликация - как эффективное средство развития ручной умелости детей 6-7 лет»
Актуальность
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»
Дошкольный возраст – это лучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит более стремительно. Именно в дошкольном возрасте у детей развивается умение выполнять мелкие движения с предметами, а к 6 – 7 годам заканчивается развитие мелких мышц кисти. Ручная умелость (моторика рук) представляет собой эффективный «гимнастический снаряд» для развития психики и интеллекта детей. К сожалению, диагностика детей в ДОУ показывает, что у большинства из них отмечается недоразвитие ручной умелости кистей рук. Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики у детей 6-7 лет проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Таким образом, достаточно важна организация деятельности, сориентированная на развитии кисти рук ребенка в дошкольный период. Одним из средств развития ручной умелости у детей дошкольного возраста является нетрадиционная аппликация, которая имеет большое значение для обучения и развития детей. Все это очень важно для успешной деятельности в школе. Поэтому я решила разработать план-программу профессионального саморазвития по данному направлению.
Цель: Повысить свой теоретический, практический уровень, профессиональное мастерство по теме нетрадиционная аппликация – как эффективное средство развития ручной умелости детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме самообразования;
2. Проанализировать и пополнить предметную среду группы на наличие создания условий для нетрадиционных техник организации нетрадиционных видов аппликации;
3. Проанализировать и отобрать наиболее эффективные виды нетрадиционных техник аппликации;
4. Развивать ручную умелость и координацию движения рук у детей подготовительной группы посредством нетрадиционных видов аппликаций;
5. Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
6. Отобрать и внедрить в работу с детьми наиболее эффективные виды нетрадиционной аппликации.
7. Показать родителям важность и привлечь к совместной работе по развитию ручной умелости детей через аппликацию;
8. Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Дата начала работы над темой: 1 сентября 2022 г.
Предполагаемая дата окончания: 31 мая 2023 г.
Этапы работы над темой:
1. Диагностический этап
Анализ и изучение методической литературы.
1. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду/ З. А. Богатырева. М. : Просвещение, 2008.
2. Воспитатель ДОУ № 1/2009
3. Гусакова, М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.
4. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Корчикова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
6. Нетрадиционные техники и материалы,планирование,конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
7. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детство-пресс, 2005.
2. Практический этап
Сроки
Сентябрь
Самореализация
Изучение методов работы педагогов на интернет-сайтах, методическая литература.
Составить картотеку по аппликации с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.
Подбор аппликационного материала
Работа с детьми
Оформление уголка в подготовительной группе «Творческая мастерская».
Игра – беседа «Условия безопасной работы.
Знакомство с видами нетрадиционной техники аппликации: оригами, обрывная аппликация, аппликация из круп, аппликация из скорлупы яиц, аппликация квиллинг, айрис-фолдинг, торцевание, салфеточная аппликация.
Тестирование детей на начало года.
Взаимодействие с родителями
Рекомендации для родителей «Аппликация - как средство развития мелкой моторики у дошкольников»
Сроки
Октябрь - Обрывная аппликация
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками обрывного вида аппликации
Работа с детьми
Беседа: «Что такое обрывная аппликация?»
Рассматривание с детьми иллюстраций техники «Обрывная аппликация»
Просмотр презентации «Обрывная аппликация»
Д/И «Найди на ощупь»
Обрывная аппликация «Осенние березки»
Выставка работ.
Взаимодействие с родителями
Рекомендации для родителей для родителей: «Нетрадиционные техники аппликации».
Сроки
Ноябрь - Аппликация в технике «Квиллинг»
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации в технике «Квиллинг»
Работа с детьми
Беседа:«Что такое квиллинг?»
Рассматривание с детьми иллюстраций аппликационных работ в технике «Квиллинг»
Просмотр презентации «Аппликации в технике квиллинг»
Д /и «Что в моей корзинке».
Аппликация в технике квиллинг «Фоторамка»
Выставка работ.
Взаимодействие с родителями
Рекомендация для родителей: «Ножницы это легко»
Мастер класс для родителей по технике «Квиллинг»
Сроки
Декабрь -Аппликация в технике оригами
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации в технике оригами
Работа с детьми
Беседа: «Аппликация в технике оригами»
Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций в технике «Оригами»
Просмотр презентации «Аппликация в технике оригами»;
Д/И «Угадай – ка из чего сделано?» (рассматривание изображений, выполненных в разных техниках).
Аппликация в технике оригами «Елочные игрушки»
Выставка работ
Взаимодействие с родителями
Рекомендации для родителей «Волшебное оригами»
Сроки
Январь -Аппликация из крупы
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации из крупы
Работа с детьми
Беседа: «Аппликация из крупы -это интересно!»
Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций из крупы
Просмотр презентации «Аппликации из различных видов круп»;
Д/и «Подбери нужный цвет»
Аппликация из крупы «Весёлый снеговик»
Выставка работ
Взаимодействие с родителями
Рекомендация для родителей на тему: «Увлекательные занятия из круп».
Сроки
Февраль - Аппликация в технике айрис-фолдинг
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации в технике «Айрис-фолдинг»
Работа с детьми
Беседа: «Что такое аппликация в технике айрис–фолдинг?»
Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций по данной технике
Просмотр презентации «Айрис фолдинг»;
Д/и «Золушка»
Аппликация в технике айрис-фолдинг
«Звезда»
Выставка готовых работ.
Взаимодействие с родителями
Рекомендация для родителей «Мир на кончиках пальцев».
Работа с педагогами
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционная техника аппликации айрис-фолдинг»
Сроки
Март - Салфеточная аппликация
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме.
Овладение навыками салфеточной аппликации
Работа с детьми
Беседа «Что такое салфеточная аппликация»
Рассматривание с детьми иллюстраций салфеточных аппликаций»
Просмотр презентации «Салфеточная аппликация»;
Д/и «Волшебная коробочка»
Салфеточная аппликация «Подарок маме»
Выставка работ.
Взаимодействие с родителями
Рекомендация для родителей «Салфеточная аппликация как один из приёмов развития мелкой моторики дошкольника»
Сроки
Апрель- Аппликация из яичной скорлупы
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации из яичной скорлупы
Работа с детьми
Беседа: «Откуда взялась скорлупа?»
Рассматривание иллюстраций с изображением работ из скорлупы.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Презентация «Знакомство с яичной скорлупой»
Д/и «Найди пару»
Аппликация из яичной скорлупы «Цветочное панно»
Выставка детских работ.
Взаимодействие с родителями
Рекомендация для родителей «Вот такая скорлупа»
Сроки
Май - Аппликация в технике торцевание
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации в технике торцевание
Работа с детьми
Беседа: «Техника торцевание»
Рассматривание иллюстраций с изображением работ.
Презентация «Знакомство с техникой торцевание»
Аппликация в технике торцевания «75-летию Победы посвящается» (Звезда)
Тестирование детей на конец года
Выставка работ.
Взаимодействие с родителями
Рекомендация для родителей «Торцевание – способ увлечь ребёнка»
Выставка детских работ, фотоотчёт.
Выступление на пед. совете с отчетом о проделанной работе за учебный год.
3. Заключительный этап
Выступление на итоговом педагогическом совете по теме самообразования.
4. Ожидаемые результаты
Повысится мой теоретический, практический уровень, профессиональное мастерство по теме нетрадиционная аппликация – как эффективное средство развития ручной умелости детей 6-7 лет.
В ходе работы будут созданы условия, обеспечивающие систематическое и эффективное использование различных нетрадиционных материалов для аппликаций.
У детей повысится уровень развития ручных умений.
Родители получат рекомендации по созданию условий для развития ручной умелости через аппликацию; консультации по изготовлению аппликаций из различных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Нетрадиционные техники рисования,как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
обобщенный опыт нетрадиционные техники рисования...
Самообразование :«Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Тема по самообразованию выбрана не случайно, у 70% детей трудности в произношении. А развивая мелкую моторику развивается речь ребенка....
«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприяти...
Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Раз...
Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
мастре-класс для воспитателей....
Программа кружковой работы «Умелые ручки» Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий: Аверьяновой А. П. «Изобразительная...
Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Эта статья расскажет о пользе и необходимости использования в своей работе нетрадиционных техник аппликации, как средство развития мелкой моторики рук. а так же поможет познакомиться с различными вида...