Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Различают крупную и мелкую моторику.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи отмечается недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryvnaya_applikatsiya.docx | 15.95 КБ |
prezentatsiya_obryvnaya_applikatsiya.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Совершаева Елена Валерьевна
воспитатель МБДОУ № 62 «Родничок»
комбинированного вида г.Северодвинск
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Различают крупную и мелкую моторику.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин - ловкость.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи отмечается недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.
Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи:
нарушение точности и плавности движений;
неудержание поз;
ошибки в пространственной координации;
напряженность, скованность движений;
нарушение переключения с одного движения к другому;
недифферинцированность движений.
нарушения контроля за собственными действиями;
Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием; развитие мелкой моторики и речи очень тесно связаны между собой. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, аппликация.
В своей работе по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР мы решили использовать аппликацию, так как это наиболее любимый вид деятельности детей.
Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, белая и цветная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Существует много различных видов аппликации, и мы хотели бы обратить ваше внимание на обрывную аппликацию.
Обрывная аппликация – это один из видов аппликации. Обрывная аппликация, интересный и достаточно простой творческий приём. Он не предполагает использования ножниц, что является безопасным видом и не требует навыков красивого вырезания. Заключается в обрывании бумаги пальцами рук в произвольном направлении или по нарисованному контуру.
Обрывная аппликация способствует развитию у детей множества умений и навыков, а именно - развивает творческие способности, образное логическое мышление, мелкую моторику, аккуратность, самостоятельность, усидчивость, зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.
Целью нашей работы стало знакомство детей с видом аппликации – обрывание.
Работу по ознакомлению дошкольников с «обрывной» аппликацией мы начали с подготовительного этапа - изучение свойств бумаги, для определения вида бумаги, который наиболее подходит для «обрывания». Детям были предложены несколько видов бумаги – картон, писчая, газетная, цветная, салфетки. Вместе с детьми сминали бумагу, отрывали полосы и пришли к выводу, что для «обрывной» аппликации наиболее подходит цветная газетная бумага, т. к. она легче рвётся, фигуры из неё выглядят объёмно. Проводилось рассматривание образцов выполненных работ с последующим обсуждением – из каких фигур состоит тот или иной предмет – полосы, квадраты, треугольник, круги, овалы. Работу проводили индивидуально или в мини-подгруппах в вечернее время.
Затем мы тренировались обрывать полоски бумаги и создавать простые аппликации «Дерево», «Снежинка», «Коврик», «Шарфик». Далее перешли к фигурному «обрыванию». Сначала обрывали по нарисованному контуру простые фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапецию, а затем без нанесения контура. Такие фигуры мы использовали для изображения «Домика», «Транспорта», украшения «Рукавичка», «Шарфик», «Шапочка». После перешли на «обрывание» по кругу. Превращали прямоугольник в овал, квадрат в круг. Сначала рисовали контур и обрывали, затем без прорисовки контура. Такими деталями мы дополняли аппликацию - солнце, облака, льдины.
После проведенной работы с детьми можно отметить положительные результаты – движения пальцев рук стали более скоординированны; научились обрывать бумагу, точно повторяя форму предмета; улучшилась пространственная координация; самостоятельность, усидчивость.
Детская обрывная аппликация может быть проста в исполнении и рисунке. Однако, она является мощным средством, которое способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, фантазии, многих умений и навыков. Дети получают массу удовольствия от процесса обрывания бумаги и создания картин.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Развитие мелкой м оторики у д етей – э то д лительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться , набирается ловкости и осваивает речь. Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста: повышает тонус коры головного мозга; развивает речевые центры коры головного мозга; стимулирует развитие речи ребенка; с пособствует улучшению артикуляционной моторики; развивает чувство ритма и координацию движений; подготавливает руку к письму .
Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи: нарушение точности и плавности движений; ошибки в пространственной координации; напряженность, скованность движений; нарушение переключения с одного движения к другому; нарушение контроля за собственными действиями;
Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Обрывная аппликация – это один из видов аппликации. Цветная бумага обрывается по воображаемому или прорисованному контуру для передачи фактуры предмета.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук детей через аппликацию. Задачи: познакомить детей с обрывной аппликацией; различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации. развивать мышление, память, мелкую моторику рук, речь, внимание, воображение и творческие способности; учить подбирать красивые сочетания цветов; воспитывать аккуратность, усидчивость при работе;
Исследование свойств бумаги Выбор материала для аппликации
Использование кусочков бумаги Деревья летом и осенью
Использование кусочков бумаги «Снегопад»
Аппликации из полосок «Шарфики»
«Коврики»
«Дерево»
«Снежинки»
Фигурное «обрывание» «Дома города» и «Домик»
«Шапочка» и «Рукавички»
«Зимний лес»
«Обрывание» по кругу «Снеговик»
«Цыплёнок» и «Гусеница на яблоке»
«Божьи коровки»
Коллективная работа «Тучка на льдинах»
Коллективная работа «Колобок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по саморазвитию .Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации.
Развитие мелкой мотрики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации....
Опыт работы Нетрадиционные техники рисования,как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
обобщенный опыт нетрадиционные техники рисования...
Бумагопластика - средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Статья для педагогов (из опыта работы)...
Оригами как метод развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Опыт работы...
Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыто понятие "оригами", описаны функции оригами, а также его роль в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи Тема: «В гостях у бабушки».
развитие мелкой моторики рук через занимательные игры и упражнения....
Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста
Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...