Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

    Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Различают крупную и мелкую моторику.

    Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

    У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи отмечается недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryvnaya_applikatsiya.docx15.95 КБ
Файл prezentatsiya_obryvnaya_applikatsiya.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Совершаева Елена Валерьевна

воспитатель МБДОУ № 62 «Родничок»

комбинированного вида г.Северодвинск

    Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Различают крупную и мелкую моторику.

    Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин - ловкость.

    У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи отмечается недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

 Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи:

нарушение точности и плавности  движений;

неудержание  поз;

ошибки  в  пространственной  координации;

напряженность, скованность  движений;

нарушение  переключения  с  одного  движения  к  другому;

недифферинцированность  движений.

нарушения контроля за собственными действиями;

Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

    Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием; развитие мелкой моторики и речи очень тесно связаны между собой. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

    Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

    Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, аппликация.

    В своей работе по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР мы решили использовать аппликацию, так как это наиболее любимый вид деятельности детей.

    Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, белая и цветная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Существует много различных видов аппликации, и мы хотели бы обратить ваше внимание на обрывную аппликацию.

    Обрывная аппликация – это один из видов аппликации. Обрывная аппликация, интересный и достаточно простой творческий приём. Он не предполагает использования ножниц, что является безопасным видом и не требует навыков красивого вырезания. Заключается в обрывании бумаги пальцами рук в произвольном направлении или по нарисованному контуру.

    Обрывная аппликация способствует развитию у детей множества умений и навыков, а именно - развивает творческие способности, образное логическое мышление, мелкую моторику, аккуратность, самостоятельность, усидчивость, зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.

Целью нашей работы стало знакомство детей с видом аппликации – обрывание.

    Работу по ознакомлению дошкольников с «обрывной» аппликацией мы начали с подготовительного этапа - изучение свойств бумаги, для определения вида бумаги, который наиболее подходит для «обрывания». Детям были предложены несколько видов бумаги – картон, писчая, газетная, цветная, салфетки. Вместе с детьми сминали бумагу, отрывали полосы и пришли к выводу, что для «обрывной» аппликации наиболее подходит цветная газетная бумага, т. к. она легче рвётся, фигуры из неё выглядят объёмно. Проводилось рассматривание образцов выполненных работ с последующим обсуждением – из каких фигур состоит тот или иной предмет – полосы, квадраты, треугольник, круги, овалы. Работу проводили индивидуально или в мини-подгруппах в вечернее время.

    Затем мы тренировались обрывать полоски бумаги и создавать простые аппликации «Дерево», «Снежинка», «Коврик», «Шарфик». Далее перешли к фигурному «обрыванию». Сначала обрывали по нарисованному контуру простые фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапецию, а затем без нанесения контура. Такие фигуры мы использовали для изображения «Домика», «Транспорта», украшения «Рукавичка», «Шарфик», «Шапочка». После перешли на «обрывание» по кругу. Превращали прямоугольник в овал, квадрат в круг. Сначала рисовали контур и обрывали, затем без прорисовки контура. Такими деталями мы дополняли аппликацию - солнце, облака, льдины.

    После проведенной работы с детьми можно отметить положительные результаты – движения пальцев рук стали более скоординированны; научились обрывать бумагу, точно повторяя форму предмета; улучшилась пространственная координация; самостоятельность, усидчивость.

    Детская обрывная аппликация может быть проста в исполнении и рисунке. Однако, она является мощным средством, которое способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, фантазии, многих умений и навыков. Дети получают массу удовольствия от процесса обрывания бумаги и создания картин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Совершаева Елена Валерьевна, воспитатель МБДОУ № 62 «Родничок» г. Северодвинск

Слайд 2

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Слайд 3

Развитие мелкой м оторики у д етей – э то д лительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться , набирается ловкости и осваивает речь. Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста: повышает тонус коры головного мозга; развивает речевые центры коры головного мозга; стимулирует развитие речи ребенка; с пособствует улучшению артикуляционной моторики; развивает чувство ритма и координацию движений; подготавливает руку к письму .

Слайд 4

Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи: нарушение точности и плавности движений; ошибки в пространственной координации; напряженность, скованность движений; нарушение переключения с одного движения к другому; нарушение контроля за собственными действиями;

Слайд 5

Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

Слайд 6

Обрывная аппликация – это один из видов аппликации. Цветная бумага обрывается по воображаемому или прорисованному контуру для передачи фактуры предмета.

Слайд 7

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук детей через аппликацию. Задачи: познакомить детей с обрывной аппликацией; различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации. развивать мышление, память, мелкую моторику рук, речь, внимание, воображение и творческие способности; учить подбирать красивые сочетания цветов; воспитывать аккуратность, усидчивость при работе;

Слайд 8

Исследование свойств бумаги Выбор материала для аппликации

Слайд 9

Использование кусочков бумаги Деревья летом и осенью

Слайд 10

Использование кусочков бумаги «Снегопад»

Слайд 11

Аппликации из полосок «Шарфики»

Слайд 12

«Коврики»

Слайд 13

«Дерево»

Слайд 14

«Снежинки»

Слайд 15

Фигурное «обрывание» «Дома города» и «Домик»

Слайд 16

«Шапочка» и «Рукавички»

Слайд 17

«Зимний лес»

Слайд 18

«Обрывание» по кругу «Снеговик»

Слайд 19

«Цыплёнок» и «Гусеница на яблоке»

Слайд 20

«Божьи коровки»

Слайд 21

Коллективная работа «Тучка на льдинах»

Слайд 22

Коллективная работа «Колобок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по саморазвитию .Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации.

Развитие мелкой мотрики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации....

Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыто понятие "оригами", описаны функции оригами, а также его роль в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста....

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как  средство  развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...