Кружковая работа по бисероплетению для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа
Программа кружковой работы по бисероплетению для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biseropletenie.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №112 «Сибирячок» комбинированного вида
Кружковая работа по бисероплетению для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Гармаева С.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Талант – это вера в себя, в свою силу…»
М. Горький
Современное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Дополнительное образование играет свою, особую и принципиально важную роль в становлении всех обучающихся не зависимо от возраста, индивидуальных потребностей и возможностей, уровня развития психических процессов.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творчество естественным образом сопровождает все действия ребёнка. Именно занятия творческого характера закладывают основу для формирования отношений содружества педагога и детей, содружество между самими детьми.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству, уже в дошкольном детстве залог будущих успехов. Желание творить внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Роль взрослых – помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Творческое мышление возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени оно имеет свое выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся не отдельных временных этапов, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.
Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши с большим удовольствием нанизывают бусы на проволоку. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Занятие бисером доступно и полезно для маленьких ручек. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.
Специфика организации деятельности детей дошкольного возраста общеобразовательной направленности определяется особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом требований нормативных документов. Была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебная бусинка» (далее – Программа), построенная по концентрической системе: с постепенным усложнением материала на каждом уровне освоения. Программа адаптирована для детей 5-7 лет. Является развивающей программой.
Направленность: социально-педагогическая.
Актуальность программы по бисероплетению – в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Новизна Программы
В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.
Отличительная особенность Программы
Темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. Предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности. В программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз, используются авторские дидактические материалы: наглядные пособия, технологические карты.
Принципы обучения по Программе:
- доступность;
- наглядность;
- последовательность;
- от простого к сложному;
- системность знаний;
- воспитывающая и развивающая направленность;
- активность и самостоятельность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Возрастные особенности
В норме воображение активируется в трехлетнем возрасте, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одаренных людей. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности.
Существуют некоторые возрастные закономерности выраженности воображения. Дети от трех до пяти лет строят новый образ, основываясь на некоторых элементах реальности, которые становятся центральной частью нового образа. В возрасте четырех – пяти лет заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума. Но уже в шесть – семь лет они начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Творчество ребенка в этом возрасте часто носит проективный характер. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. Дети шести – семи лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Цель программы: познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, способствовать овладению основ техники бисероплетения.
Задачи:
образовательные:
– расширять знания об истории развития бисероплетения;
– познакомиться с основами композиции, цветоведения и материаловедения;
– учиться правильно организовывать рабочее место, осваивать простые техники бисероплетения, работать с разным видом бисера;
– учиться понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
– создать условия для развития ребенка как личности.
развивающие:
– развивать моторные навыки, образное мышление, пространственное мышление, память, внимание, фантазию, творческие способности;
– развивать самостоятельность и аккуратность в изготовлении изделия;
– формировать эстетический и художественный вкус.
воспитательные:
– прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
– воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
– прививать основы культуры труда.
Форма и режим занятий:
Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, 64 часа в год, 128 часов за два года обучения.
Продолжительность занятий 25-30 минут при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических пауз (5-10). Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится на практическую работу обучающих.
Количество детей в группах:
- 1 год обучения: до 15 человек;
- 2 год обучения: до 15 человек.
В программе участвуют дети от 5 до 7 лет.
Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство. Дети получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения – параллельный. Учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, создавать образные работы.
Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, дает базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем, и является основным годом обучения.
Методическое обеспечение
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».
Занимаясь бисероплетением, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой. Изложение материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая приводит детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере деятельности. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется «культура творческой личности».
Данная программа интегрируется с областями («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») основной образовательной программы ДОУ.
В процессе обучения в соответствии с основными формами мышления дошкольника используются следующие группы методов:
- наглядные;
- объяснительно-иллюстративные;
- практические;
- проблемно-поисковые.
Используемые методы и приемы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу создания творческих работ;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Целевые ориентиры
При условии успешной реализации Программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательных универсальных учебных действий, а также укрепление социального благополучия, повышение самооценки ребёнка, стремление в активности, проявление социальных инициатив, обретение друзей.
1 год обучения. Метапредметные результаты. Дети должны овладеть практическими приемами низания на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение. Познакомиться с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами; со специальной терминологией (бисер, стеклярус, бусина, проволока, низание и др.). Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятию решений.
В конце первого года обучения дети должны знать:
- основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами;
- правила организации рабочего места.
Предметные результаты. Дети должны уметь:
- использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение;
- работать в соответствии с инструкцией взрослого;
- замечать красивое вокруг себя;
- организовывать свое рабочее место.
2 год обучения. Метапредметные результаты. Дети должны закрепить практические приемы низания на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение. Познакомиться с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера. Научиться использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ.
В конце второго года обучения обучающиеся должны знать:
- приемы низания на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение;
- основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами;
- правила организации рабочего места.
Предметные результаты. Дети должны уметь:
- использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение;
- использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;
- замечать красивое вокруг себя;
- организовывать свое рабочее место.
Формы контроля
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках Программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, тематические выставки, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата.
Оценивая результат практической работы, а именно изготовленное детьми изделие, опираются на такие критерии: качественное выполнение технологических приемов и операций, общий эстетичный вид работы, творческие находки и самостоятельность.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по Программе проводятся два вида контроля:
- промежуточный – выполнение индивидуального творческого задания, участие во внутри кружковой выставке.
- итоговый – творческий отчёт в форме выставки.
Список используемой литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации».
- Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года.
- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы».
- Ляукина М. В. Стильные штучки из бисера. Издательство АСТ-Пресс, Москва, 2007.
- Ликсо Н. Л. Бисер. Издательство «Харвест», Минск, 2006.
- Тимченко Э. А. Энциклопедия бисерного рукоделия. – М.: Издательство «Русич», Смоленск, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...
Мастер-класс для педагогов «Кружковая работа по легоконструированию, для детей старшего дошкольного возраста».
middot; Ознакомление педагогов с кружковой деятельностью в группе. Расширение и уточнение представлений педагогов о Лего-конструкторе и формы орга...
рабочая программа по кружковой работе "Секреты природы" для детей старшего дошкольного возраста
За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей возрастной группы взята программа Н.А.Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жиз...
Перспективный план кружковой работы «Радужные пальчики» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Работа кружка направлена на развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность), а так же...
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста
Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста...
Программа кружковой работы «Подвижные игры» для детей старшего дошкольного возраста
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее ...