Гендерный подход к воспитанию детей в ДОУ, различия мальчиков и девочек.
статья

Гендерный подход к воспитанию детей в ДОУ, различия мальчиков и девочек.

 

Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребёнка. Анализ лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, программа «Радуга», «Развитие») показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усреднённое» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские и женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьёзные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи.

В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста ”разная стратегия мозга”, их эмоции имеют разную генетическую основу. Даже очерёдность созревания разных психических функции у мальчика и девочки разные. Девочки обычно раньше начинают говорить, и всё дальнейшее развитие психики происходит на фоне «оречевления». А у мальчиков то же самое происходит ещё на наглядно-образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки. По данным Т.М.Титаренко мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлечённое мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолёты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное:

Мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Первичная половая социализация, т.е. обучение ребёнка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно:

Уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.  Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек- мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твёрдость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности и мужественности. 

  Как отмечает В.Д. Еремеева, у всех детей быстрее развивается правое полушарие мозга, так как ему свойственно целостное восприятие, образное, конкретное и интуитивное мышление. Оно перерабатывает всю информацию комплексно, не выпуская ничего, и не деля на важное и неважное, наиболее вероятные события и менее вероятные (последние могут просто игнорироваться левым полушарием). Левое полушарие включается в работу ещё до рождения (как и правое), но развивается медленнее. Оно дробит информацию на блоки, отбрасывает «несущественное», выбирает наиболее вероятный вариант направления мышления, разворачивает мыслительную цепочку (причинно-следственную, логическую) именно в этом направлении. Но прежде, чем дробить, надо наработать целостное видение мира. Поэтому, чем младше ребёнок, тем он как бы более «правополушарнее». Мальчики младше по биологическому возрасту, поэтому они дольше опираются преимущественно на правополушарный тип переработки информации. Однако, несмотря на то что мозг мальчиков созревает позднее по сравнению с мозгом девочек, это более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система. Более развитые лобные ассоциации и передний мозг делают мышление мальчиков творческим. Это не может не сказаться на особенностях их мышления и других психических функций.

Вариантов организации мозга и психики у мужского пола больше, чем у женского; в этом плане девочки как бы менее разнообразны. Среди девочек мало как ярких «левополушарниц», так и ярких «правополушарниц», тогда как среди мальчиков чаще встречаются ярко выраженные типы. Но при этом мальчик и девочка, даже отнесённые к одному и тому же, например, левополушарному типу, мыслят по-разному, так как процесс познавательной деятельности опирается на разные комплексы структур мозга, по-разному связанные друг с другом, образующие неодинаковые цепочки внутриполушарных и межполушарных связей.

Так, например, новую информацию мальчики анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого.

          В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола, поэтому имеются данные о различиях психологических характеристик у мальчиков  и девочек. Так, отмечаются вариации в области способностей. Еще А. Геззел обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая. Девочки превосходят мальчиков в скорости арифметических операций, лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики, как правило, лучше решают пространственные задачи. Так, они с легкостью поворачивают объекты в своем воображении и создают двумерные представления трехмерных объектов. Они лучше разбираются в лабиринтах, читают географические карты и определяют направление рек, дорог; вообще лучше ориентируются на местности. Так, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута, и они увереннее находят дорогу в малознакомом месте. Так, большинство девочек считает, что прочесть карту легче, если поворачивать ее по ходу движения. Большинству же мальчиков проще «увидеть» направление в своей голове. Девочки лучше запоминают взаиморасположение предметов в пространстве.

Что касается общих показателей интеллектуального развития, то известно, что на ранних этапах (до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков.

Таким образом, можно заключить, что влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. У девочек более развиты перцептивные и вербальные способности, а у мальчиков - зрительно-пространственные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod_k_vospitaniyu_detey_v_dou.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерный подход к воспитанию детей в ДОУ, различия мальчиков и девочек.

Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребёнка. Анализ лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, программа «Радуга», «Развитие») показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усреднённое» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские и женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьёзные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи.

В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста ”разная стратегия мозга”, их эмоции имеют разную генетическую основу. Даже очерёдность созревания разных психических функции у мальчика и девочки разные. Девочки обычно раньше начинают говорить, и всё дальнейшее развитие психики происходит на фоне «оречевления». А у мальчиков то же самое происходит ещё на наглядно-образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки. По данным Т.М.Титаренко мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлечённое мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолёты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное:

Мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Первичная половая социализация, т.е. обучение ребёнка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно:

Уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.  Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек- мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твёрдость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности и мужественности.  

  Как отмечает В.Д. Еремеева, у всех детей быстрее развивается правое полушарие мозга, так как ему свойственно целостное восприятие, образное, конкретное и интуитивное мышление. Оно перерабатывает всю информацию комплексно, не выпуская ничего, и не деля на важное и неважное, наиболее вероятные события и менее вероятные (последние могут просто игнорироваться левым полушарием). Левое полушарие включается в работу ещё до рождения (как и правое), но развивается медленнее. Оно дробит информацию на блоки, отбрасывает «несущественное», выбирает наиболее вероятный вариант направления мышления, разворачивает мыслительную цепочку (причинно-следственную, логическую) именно в этом направлении. Но прежде, чем дробить, надо наработать целостное видение мира. Поэтому, чем младше ребёнок, тем он как бы более «правополушарнее». Мальчики младше по биологическому возрасту, поэтому они дольше опираются преимущественно на правополушарный тип переработки информации. Однако, несмотря на то что мозг мальчиков созревает позднее по сравнению с мозгом девочек, это более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система. Более развитые лобные ассоциации и передний мозг делают мышление мальчиков творческим. Это не может не сказаться на особенностях их мышления и других психических функций.

Вариантов организации мозга и психики у мужского пола больше, чем у женского; в этом плане девочки как бы менее разнообразны. Среди девочек мало как ярких «левополушарниц», так и ярких «правополушарниц», тогда как среди мальчиков чаще встречаются ярко выраженные типы. Но при этом мальчик и девочка, даже отнесённые к одному и тому же, например, левополушарному типу, мыслят по-разному, так как процесс познавательной деятельности опирается на разные комплексы структур мозга, по-разному связанные друг с другом, образующие неодинаковые цепочки внутриполушарных и межполушарных связей.

Так, например, новую информацию мальчики анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого.

           В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола, поэтому имеются данные о различиях психологических характеристик у мальчиков  и девочек. Так, отмечаются вариации в области способностей. Еще А. Геззел обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая. Девочки превосходят мальчиков в скорости арифметических операций, лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики, как правило, лучше решают пространственные задачи. Так, они с легкостью поворачивают объекты в своем воображении и создают двумерные представления трехмерных объектов. Они лучше разбираются в лабиринтах, читают географические карты и определяют направление рек, дорог; вообще лучше ориентируются на местности. Так, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута, и они увереннее находят дорогу в малознакомом месте. Так, большинство девочек считает, что прочесть карту легче, если поворачивать ее по ходу движения. Большинству же мальчиков проще «увидеть» направление в своей голове. Девочки лучше запоминают взаиморасположение предметов в пространстве.

Что касается общих показателей интеллектуального развития, то известно, что на ранних этапах (до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков.

Таким образом, можно заключить, что влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. У девочек более развиты перцептивные и вербальные способности, а у мальчиков - зрительно-пространственные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по гендерному подходу в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Памятка для родителей - адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом   пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки: разные или похожие?»

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий сказки по гендерному воспитанию детей старшего возраста «Как Мальчик и Девочка спасли друзей»

Участники: Воспитатель - Сыщик, Дед Мороз, Мальчик, Девочка, Урфин Джюс, Волшебница, дети группы...

Конспект ООД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки: разные или похожие?»

целью данного конспекта является уважительное отношение мальчиков к девочкам , бывает ли дружба между мальчиками и девочками....