Консультация "Влияние природы на личность дошкольника"
консультация

Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, спосбствует формированию характера и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_prirody_na_lichnost_doshkolnika.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние природы на личность дошкольника

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи, которые взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на словесное  её оформление. Для развития мышления и речи детей необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает детей с ранних лет. И.Г.Песталоцци отмечал, что природа - это источник, благодаря которому "ум поднимается от чувственных восприятий к чётким понятиям, а познание различных явлений идёт в единстве  с овладением искусства речи". Особую роль природы в развитии логического мышления подчёркивал К.Д.Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Именно непосредственное наблюдение окружающего мира природы составит  первоначальные логические упражнения мысли. Чтобы совершенствовать мысль и слово дошкольнику необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё "… что есть в речи логического … происходит из наблюдений человека над природой, а сама логика - ничто иное, как отражение в уме предметов и явлений природы". Своей необыкновенностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывая его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств, мыслей в речи.

Список использованной литературы

1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

2.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

3.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.

4.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников - М.: Педагогика, 1972.

5.Зверев И.Д. Экология в дошкольном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.

6..Каиров И.А. Нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания. М.: Просвещение, 1979.

7..Педагогика. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.

8..Экологическое образование дошкольников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательном процессе ДОУ.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей. Воспитатель в группе является носителем экологической ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ....

Эссе на тему "РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя…...

Роль природы в формировании личности дошкольника

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....

Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...