Консультация "Развитие внимания у детей дошкольноо возраста"
консультация

В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. Как с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_vnimaniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному -один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.

Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую — школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, — во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.

Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.

Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.

Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется "косвенный" интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.

В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы

не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому воспитателю следует опираться на ведущую деятельность дошкольников — игру (вызывающую у детей настоящий интерес), которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя таким образом произвольное внимание с непроизвольным, педагог развивает у воспитанников и то, и другое.

В своей работе педагогу необходимо учитывать свойства внимания, т. к. психологами установлена прямо пропорциональная связь между их развитостью и успешным обучением.

Перед тем как планировать работу по развитию детского внимания на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, педагогу необходимо с помощью критериев оценки развития внимания (приложение 1) определить, на каком уровне находится умение детей сконцентрироваться. Для отслеживания изменений уровня развития внимания у ребенка с возрастом следует завести индивидуальную диагностическую карту (приложение 2). План работы по развитию внимания детей должен быть основан на ведущей деятельности — игре. Составляется он на весь учебный год. В качестве примера в приложении 3 представлен фрагмент годового плана работы по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста в рамках воспитательно-образовательной деятельности детского сада.

Для развития различных свойств внимания мы предлагаем перечень игровых упражнений, которые используются нами в развивающей работе с детьми дошкольного возраста. Данная работа проводится с учетом ряда принципов:

  • целенаправленности:
  • наглядности;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности;
  • активности детей.

Для развития устойчивости внимания предлагаются следующие упражнения и игры:

  • "Найди игрушку по описанию взрослого";
  • "Найди отличия";
  •  "Фотограф";
  • "Робот";
  • "Найди одинаковые предметы в ряду";
  • разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры
    рук (лабиринты, дорожки, дорисовывание по образцу, мозаика, нанизывание бусинок по образцу и т. д.);
  • различные по тематике корректурные пробы.

Развивая степень сосредоточенности, концентрации внимания, можно использовать:

  • игру "Камень, ножницы, бумага";
  • игру "Путешествие жука" (графические диктанты);
  • игру "Да и нет не говорить, черное и белое не называть";
  • игру   "Внимательные   ушки" (в различной интерпретации);
  • разнообразные игры для развития дыхания;
  • упражнение "Что перепутал художник?";
  • упражнение "Шифровка";

■        упражнение "Найди пару".

Развивать способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, переключаемость внимания предлагаем с помощью следующих игр:

■ "Решай примеры, действуя";

  • "Найди пропущенное число (букву, знак)";
  • "Засели квартиру";
  • "4-й лишний";
  • "Съедобное — несъедобное";
  • "Узнай себя";
  • "Зеркало".

Трудности вызывает развитие распределения внимания, т. к. для этого необходимо, чтобы мозг ребенка находился на определенном уровне физиологического созревания. Кроме того, для достижения даже небольшого результата работа в этом направлении должна вестись систематично, кропотливо и в течение продолжительного времени. Хорошим подспорьем здесь станут:

  • игра "Посчитай одновременно";
  • игра "Решай примеры, действуя";
  • разнообразные игры по принципу таблиц Шульте.

И, наконец, для совершенствования такого свойства, как объем внимания, можно использовать следующие задания:

  • "Мое любимое блюдо";
  • "Моя любимая игрушка";
  • "Внимательные глазки";
  • "Угадай, кто?";
  • "Запомни как можно больше".

К игровым упражнениям на развитие внимания можно обратиться во время физминуток, в режимные моменты (на прогулке), а также на занятиях или в перерывах между ними. Например, в водной части занятия наряду с пальчиковой или артикуляционной гимнастикой можно провести какое-либо упражнение для того, чтобы сконцентрировать внимание детей на содержании занятия. В целом воспитатель сам решает, в какое время в течение дня лучше всего проводить игры на развитие внимания. В то же время эта работа в течение года должна вестись упорядочение и систематически.

Свойства внимания:

  • Концентрация – интенсивность сосредоточение сознания на объекте;
  • Устойчивость – длительность сохранения внимания на одном  том же объекте;
  • Переключаемость – скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой;
  • Объем – количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока инф...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...