Консультация "Развитие внимания у детей дошкольноо возраста"
консультация
В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. Как с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_vnimaniya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному -один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.
Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую — школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, — во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.
Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.
Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.
Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется "косвенный" интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.
В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы
не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому воспитателю следует опираться на ведущую деятельность дошкольников — игру (вызывающую у детей настоящий интерес), которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя таким образом произвольное внимание с непроизвольным, педагог развивает у воспитанников и то, и другое.
В своей работе педагогу необходимо учитывать свойства внимания, т. к. психологами установлена прямо пропорциональная связь между их развитостью и успешным обучением.
Перед тем как планировать работу по развитию детского внимания на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, педагогу необходимо с помощью критериев оценки развития внимания (приложение 1) определить, на каком уровне находится умение детей сконцентрироваться. Для отслеживания изменений уровня развития внимания у ребенка с возрастом следует завести индивидуальную диагностическую карту (приложение 2). План работы по развитию внимания детей должен быть основан на ведущей деятельности — игре. Составляется он на весь учебный год. В качестве примера в приложении 3 представлен фрагмент годового плана работы по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста в рамках воспитательно-образовательной деятельности детского сада.
Для развития различных свойств внимания мы предлагаем перечень игровых упражнений, которые используются нами в развивающей работе с детьми дошкольного возраста. Данная работа проводится с учетом ряда принципов:
- целенаправленности:
- наглядности;
- систематичности и последовательности;
- доступности;
- активности детей.
Для развития устойчивости внимания предлагаются следующие упражнения и игры:
- "Найди игрушку по описанию взрослого";
- "Найди отличия";
- "Фотограф";
- "Робот";
- "Найди одинаковые предметы в ряду";
- разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры
рук (лабиринты, дорожки, дорисовывание по образцу, мозаика, нанизывание бусинок по образцу и т. д.); - различные по тематике корректурные пробы.
Развивая степень сосредоточенности, концентрации внимания, можно использовать:
- игру "Камень, ножницы, бумага";
- игру "Путешествие жука" (графические диктанты);
- игру "Да и нет не говорить, черное и белое не называть";
- игру "Внимательные ушки" (в различной интерпретации);
- разнообразные игры для развития дыхания;
- упражнение "Что перепутал художник?";
- упражнение "Шифровка";
■ упражнение "Найди пару".
Развивать способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, переключаемость внимания предлагаем с помощью следующих игр:
■ "Решай примеры, действуя";
- "Найди пропущенное число (букву, знак)";
- "Засели квартиру";
- "4-й лишний";
- "Съедобное — несъедобное";
- "Узнай себя";
- "Зеркало".
Трудности вызывает развитие распределения внимания, т. к. для этого необходимо, чтобы мозг ребенка находился на определенном уровне физиологического созревания. Кроме того, для достижения даже небольшого результата работа в этом направлении должна вестись систематично, кропотливо и в течение продолжительного времени. Хорошим подспорьем здесь станут:
- игра "Посчитай одновременно";
- игра "Решай примеры, действуя";
- разнообразные игры по принципу таблиц Шульте.
И, наконец, для совершенствования такого свойства, как объем внимания, можно использовать следующие задания:
- "Мое любимое блюдо";
- "Моя любимая игрушка";
- "Внимательные глазки";
- "Угадай, кто?";
- "Запомни как можно больше".
К игровым упражнениям на развитие внимания можно обратиться во время физминуток, в режимные моменты (на прогулке), а также на занятиях или в перерывах между ними. Например, в водной части занятия наряду с пальчиковой или артикуляционной гимнастикой можно провести какое-либо упражнение для того, чтобы сконцентрировать внимание детей на содержании занятия. В целом воспитатель сам решает, в какое время в течение дня лучше всего проводить игры на развитие внимания. В то же время эта работа в течение года должна вестись упорядочение и систематически.
Свойства внимания:
- Концентрация – интенсивность сосредоточение сознания на объекте;
- Устойчивость – длительность сохранения внимания на одном том же объекте;
- Переключаемость – скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой;
- Объем – количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...
«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...
Статья : "Формирование зрительного внимания у детей младшего возраста с задержкой психического развития."
На протяжении 34 лет работы учителем-дефектологом, применяя различные программы и способы обучения, обследуя и проводя диагностику, я убедилась в огромной важности правильного и своевреме...
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...
ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.
Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....
Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...